Доклад на тему Роль классного руководителя в развитии познавательных интересов учащихся через работу с родителями

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

« Роль классного руководителя в развитии познавательных интересов через работу с родителями»

«Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…»

А.А.Захаренко

Директор школы, талантливый педагог-новатор, член Академии педагогических наук Александр Антонович Захаренко.

Моя работа, как классного руководителя с родителями, направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Я, как классный руководитель, привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания и развития. Одним из направлений своей работы с родителями я выбрала формирования познавательного интереса.

Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных способностей. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Поэтому необходимо формировать такую познавательную мотивацию (познавательную активность), которая придавала бы учебе значимый для него смысл.

Цели и задачи работы с родителями по формированию познавательного интереса следующие:

  • Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся и привлечение их к проведению школьных мероприятий;

  • Изучение воспитательных возможностей семей;

  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

  • Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого - педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;

  • Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;

  • Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать различные приемы и методы, способствующие созданию коллаборативной среды, диалоговому общению, способствующим развитию познавательных интересов не только моих учеников, но и родителей.

Участники образовательного процесса - это дети, педагоги и родители. Поэтому я считаю, что родители играют решающую роль в развитии познавательных интересов учащихся и в привитии им навыков самостоятельной работы. Одна из главных забот родителей - это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, от того, как они организовали подготовку ребенка , дали нужный настрой для учебы.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель.

В своей работе применяю разнообразные формы общения с родителями. Это коллективные, групповые и индивидуальные. Как классный руководитель терпеливо обучаю родителей правилам общения с детьми. Провожу родительские собрания, на которых знакомлю родителей с особенностями психофизического развития детей в разном возрасте, с особенностями коллективного и индивидуального труда. Ведь именно семья, родители должна развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всем, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы.

Лень, неисполнительность и необязательность сразу же бросаются в глаза, и если вовремя не обратить внимания на систематические недоделки при выполнении домашнего задания, это может привести к отставанию и даже второгодничеству. Родители должны заметить ослабление активности ребенка в учебе и вовремя помочь ему. Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Делу - время, потехе - час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребенок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т. д., а уроки оставлять «на потом». Иногда ребенок нуждается не только в контроле, но и в помощи по выполнению домашнего задания.

Такая работа не проходит даром, и в конечном итоге ребенок овладевает навыками учебного труда. Иногда учение дается слишком легко. Тогда у детей появляется поверхностное отношение к урокам, они не прилагают к их выполнению достаточно усилий. Важно вовремя подметить такие явления и выработать у школьника трудолюбие.

Я просвещаю своих родителей через собрания на темы: « «Воспитание интереса к учению. Мотивы учения», «Воспитание и развитие наблюдательности, развитие внимания», «Особенности мышления в разных возрастах. Средства его развития», «Роль родителей в развитии познавательных способностей», «Создание в семье благоприятных условий для учебных занятий и полноценного отдыха детей».

Родительские собрания, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации эти формы работы помогают мне в работе с родителями.

Также в своей работе я использую групповые формы работы, которые способствуют развитию коллаборативной среды, развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности.

В этом классе я работаю первый год и с родителями я провела 3 родительских собрания, которые были направлены на развитие познавательных интересов в области «Национальности РК», «Особенности психофизического состояния подростков», «Права и обязанности гражданина РК». Надо отметить, что такая работа приносит ощутимые результаты. Совместная с семьей работа по развитию познавательных интересов и общей культуры, постоянное внимание родителей к учебе детей, организация режима занятий и отдыха, создание условий для самостоятельной работы школьника дома, родительские собрания по формированию познавательного интереса, педагогическое просвещение, индивидуальная работа с родителями и детьми, являются частью системы формирования познавательной культуры.

«Без знаний ребенка, его умственного развития, интересов, увлечений, способностей, задатков наклонностей - нет воспитания» В.А. Сухомлинский.

Только объединив все усилия педагогов и родителей, можно добиться хороших результатов.

Только вместе можно воспитать человека будущего - конкурентоспособную личность, образованного, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно ставить цели, планировать и разрабатывать деятельность для их достижения.

P.S. ярким примером воспитания качеств общения, поведения и развития познавательных интересов являются общие мероприятия совместно с родителями, педагогами и учениками; такое мероприятие было проведено мною 25 мая 2015 года, посвященного дню последнего звонка, выпуску моих учеников.

© 2010-2022