- Преподавателю
- Классному руководителю
- Как вовлечь учеников во внеклассную работу
Как вовлечь учеников во внеклассную работу
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова Т.В. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как вовлечь учеников во внеклассную работу?
Современные дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от них сегодня требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики выросли именно такими людьми, чтобы каждый из них стал активной, творческой личностью. Формирование познавательной и творческой активности происходит не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Важную роль играет в этом вопросе участие школьников в олимпиадах, конкурсах, различных внеклассных мероприятиях. А как увлечь школьников? Что необходимо, чтобы каждый ученик захотел участвовать в конкурсе, мероприятии?
В свое время Альберт Эйнштейн сказал «Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример». Для того, чтобы детям захотелось участвовать в конкурсах, учителю самому надо участвовать в различных педагогических конкурсах, проектах, обсуждать свои успехи и промахи со своими учениками. Это сближает учителя и учеников, ставя их по одну сторону от баррикад, которые возводит окружающая действительность. А давайте вспомним себя. Проект «Школа цифрового века». Из 40 сотрудников, изъявивших желание участвовать в проекте, зарегистрировалось 32, а реально пользуются представляемыми материалами всего 4 участника. Хотя данный проект предоставляет огромные возможности: знакомиться с различными периодическими изданиями, участвовать в фестивалях «Открытый урок», «Портфолио ученика», участие в педагогическом марафоне учебных предметов, прохождение различных курсов повышения квалификации. Если учитель - творческая личность, сам принимает участие в конкурсах, конференциях, то он сможет сам заразить своих учеников познанием нового. А как хорошо сюда вписываются классные часы, при подготовке которых необходим творческий подход, на классных часах мы работаем над формированием классного коллектива! Обмен впечатлениями, взаимная поддержка, совместное переживание неудач - это поможет в поддержании желания действовать в том же направлении. Американская пословица гласит: «Лошадь можно силой привести к водопою, но нельзя заставить пить». Насколько будет убедителен сам учитель, повествуя о конкурсах, насколько он будет сам увлечен тем, что пытается донести детям (а это отлично чувствуется и по блеску глаз, воодушевленному голосу и прочему), насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько учитель найдет отклик в сердцах своих учеников. Недостаточно только дать информацию, надо чтобы захотелось её взять; недостаточно говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Любой человек, будь то ребенок, будь то взрослый, действие совершает по собственному желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив. Ещё как вариант формирования мотивации - это работа над пополнением портфолио ученика. Четко организованная работа в этом направлении - отличный мотив к участию в конкурсах. Можно попробовать тематические стенды «Мы гордимся», где демонстрируются успехи отдельных учащихся, ведь дети в большинстве своем обладают духом соперничества.
Внеурочная деятельность учащихся может осуществляться внутри классного коллектива, может охватывать учащихся всей школы или нескольких классов, но есть также Интернет- конкурсы и возможно некоторые учащиеся отдадут предпочтение им. Поэтому мы должны предлагать учащимся разные виды конкурсов. При выборе конкурса необходимо учитывать разносторонние интересы детей и их способности. Главным принципом должна быть добровольность, ребенок сам должен захотеть и выбрать то дело, которое ему нравится. Учитель может аккуратно направлять, но не навязывать.
Кто -то предпочитает интеллектуальные марафоны, олимпиады. Ребята с большим интересом выполняют задания, обсуждают, пользуются Интернетом, радуются, когда получают дипломы победителя.
Другие учащиеся с удовольствием рисуют стенгазеты, готовят творческие выступления, кто- то предпочитает изготовление поделок. Мои наблюдения показывают, что по собственной инициативе ребята выполняют порученные им задания во многом благодаря той атмосфере, которую создает взрослый, работающий с ними. У многих мальчиков из моего класса - это отцы, совместный труд с которыми доставляет им удовольствие, девочки и некоторые ребята тянутся ко мне, как к классному руководителю. Вместе рисуем стенгазеты, вместе готовим танцы, выполняем поделки на конкурсы. Получается, что задача взрослого - уделять равное внимание и содержанию проводимой работ, и созданию атмосферы общения, в которой у подростка появляется ощущение удовлетворения его базовых потребностей:
-
чувства принадлежности к коллективу;
-
чувства ценности своего вклада в общее дело;
-
чувства компетентности (роста мастерства).
В ходе изготовления коллективных работ, реализации коллективных дел каждый ребенок имеет возможность внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу.
А вообще, чем больше времени проводишь с детьми, тем больше им хочется принимать участие в различных делах.
А закончить я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского «Если человек ощущает свое участие в жизни общества, он создает не только материальные ценности для людей - он создает и самого себя. С этого начинается истинное самовоспитание».