• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Из опыта работы Организация педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

Из опыта работы Организация педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация педагогической помощи учащимся

с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.



В последнее время в России наблюдается существенное изменение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Последние изменения в образовательной политике государства отображают понимание того, что для каждого ребёнка с ОВЗ необходимо создавать условия для развития, учитывающие его индивидуальные возможности и образовательные потребности, несмотря на имеющиеся нарушения в психофизическом развитии.

Процесс социальной интеграции детей с ОВЗ обеспечивается не только созданием технических условий для беспрепятственного доступа в ОУ, но и выстраиванием качественно нового образовательного процесса, включающего специальные виды помощи:

  • подбор образовательной программы;

  • определение индивидуального образовательного маршрута;

  • разработка и внедрение новых моделей обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Организация помощи учащихся с ОВЗ со стороны педагогов.

Как показывает практика, большинство учащихся с ОВЗ, особенно учащиеся с интеллектуальным недоразвитием нуждаются в изменении способов подачи информации или изменении учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Некоторые апробированные зарубежные методики помогают реализовывать задачи обучения лиц с ОВЗ.

Учебники и пособия могут быть использованы в следующем порядке:

  • обеспечение аудиоучебниками для одновременно чтения и слушания текста;

  • использование маркеров для выделения важной информации;

  • использование предложение с пропущенными словами;

  • обеспечение 2-мя комплектами учебников для школьных и домашних заданий;

  • указание номеров страниц с правильными ответами;

Учебная программа может включать:


  • сокращённые задание, направленные на усвоение основных понятий;

  • альтернативные замещение письменных заданий ( лепка, рисунок, коллаж);

  • четкое, с повторами, разъяснение заданий;

  • акцентирование внимания на задании;

  • предоставление альтернативы объёмным заданиям( написать несколько небольших сообщений, предоставить устное сообщение по теме);

Работа в классе может включать:

  • наличие индивидуальных правил для учащихся;

  • организацию классного пространства;

  • отсутствие в классе отвлекающих предметов( мобильных телефонов);

  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг и т.д.);

Особенности обучения и выполнения заданий:


  • использование указаний в устной и письменной форме, поэтапное разъяснение задания;

  • последовательное выполнение задания;

  • повторение инструкций УК заданию;

  • демонстрация выполненного задания;

  • близость к учащимся во время объяснения.

Перемена видов деятельности:


  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;

  • предоставление дополнительного времен для сдачи домашнего задания;

Письменные задания:


  • использование специальных листов с минимальным заполнением;

  • использование упражнений с пропущенными словами или понятиями;

  • дополнение печатных материалов видеоматериалами;

Оценка знаний:

  • использование индивидуальной шкалы оценки в соответствии

с успехами и затраченными усилиями;

  • ежедневная оценка знаний;

  • акцентирование внимания на хороших оценках достижениях;

  • разрешение переделать задание. Если не справился;

  • оценка переделанных заданий.


Тесты:

  • устное объяснение;

  • обучение работе с тестовыми заданиями;

  • обеспечение справочным материалом;

  • дополнительное время для выполнения;

  • разрешение устных ответов;

  • разрешение выполнить тест дома;

  • подсказка первой буквы ответа;

  • размещение малого количества заданий ( от4 до 6 на странице);

Особенности организации урока:


  • ознакомление с этапами урока;

  • распределения по парам для выполнения задания;

  • обозначение правил, которым уч-ся обязан следовать;

  • использование невербальных правил (жестов, плакатов);

  • поощрение учащихся, хорошо выполняющих правила;

  • сведение к минимум наказаний за невыполнение правил, акцент на позитивном, а не негативном;

  • использование кодового слова, которое даст учащемуся понять. Что его поведение недопустимо в данный момент;

  • игнорирование незначительных поведенческих нарушений;

  • знание об изменениях в поведении, указывающих на его переутомление.

Применение вышеперечисленных структурных позиций в организации учебного процесса для учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) позволяет оптимизировать процесс обучения данных учащихся, повысить их мотивацию данной категории учащихся.

Использованная литература:

  1. «Справочник классного руководителя» / журнал №8/ август,

2012 г., / ЗАО «МЦЭР».

2. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»- № 6, 2011 год/ научно- методический и практический журнал.

© 2010-2022