- Преподавателю
- Классному руководителю
- Из опыта работы Организация педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Из опыта работы Организация педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова-Гайдащук Е.В. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация педагогической помощи учащимся
с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
В последнее время в России наблюдается существенное изменение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Последние изменения в образовательной политике государства отображают понимание того, что для каждого ребёнка с ОВЗ необходимо создавать условия для развития, учитывающие его индивидуальные возможности и образовательные потребности, несмотря на имеющиеся нарушения в психофизическом развитии.
Процесс социальной интеграции детей с ОВЗ обеспечивается не только созданием технических условий для беспрепятственного доступа в ОУ, но и выстраиванием качественно нового образовательного процесса, включающего специальные виды помощи:
-
подбор образовательной программы;
-
определение индивидуального образовательного маршрута;
-
разработка и внедрение новых моделей обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Организация помощи учащихся с ОВЗ со стороны педагогов.
Как показывает практика, большинство учащихся с ОВЗ, особенно учащиеся с интеллектуальным недоразвитием нуждаются в изменении способов подачи информации или изменении учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Некоторые апробированные зарубежные методики помогают реализовывать задачи обучения лиц с ОВЗ.
Учебники и пособия могут быть использованы в следующем порядке:
-
обеспечение аудиоучебниками для одновременно чтения и слушания текста;
-
использование маркеров для выделения важной информации;
-
использование предложение с пропущенными словами;
-
обеспечение 2-мя комплектами учебников для школьных и домашних заданий;
-
указание номеров страниц с правильными ответами;
Учебная программа может включать:
-
сокращённые задание, направленные на усвоение основных понятий;
-
альтернативные замещение письменных заданий ( лепка, рисунок, коллаж);
-
четкое, с повторами, разъяснение заданий;
-
акцентирование внимания на задании;
-
предоставление альтернативы объёмным заданиям( написать несколько небольших сообщений, предоставить устное сообщение по теме);
Работа в классе может включать:
-
наличие индивидуальных правил для учащихся;
-
организацию классного пространства;
-
отсутствие в классе отвлекающих предметов( мобильных телефонов);
-
наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг и т.д.);
Особенности обучения и выполнения заданий:
-
использование указаний в устной и письменной форме, поэтапное разъяснение задания;
-
последовательное выполнение задания;
-
повторение инструкций УК заданию;
-
демонстрация выполненного задания;
-
близость к учащимся во время объяснения.
Перемена видов деятельности:
-
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
-
предоставление дополнительного времен для сдачи домашнего задания;
Письменные задания:
-
использование специальных листов с минимальным заполнением;
-
использование упражнений с пропущенными словами или понятиями;
-
дополнение печатных материалов видеоматериалами;
Оценка знаний:
-
использование индивидуальной шкалы оценки в соответствии
с успехами и затраченными усилиями;
-
ежедневная оценка знаний;
-
акцентирование внимания на хороших оценках достижениях;
-
разрешение переделать задание. Если не справился;
-
оценка переделанных заданий.
Тесты:
-
устное объяснение;
-
обучение работе с тестовыми заданиями;
-
обеспечение справочным материалом;
-
дополнительное время для выполнения;
-
разрешение устных ответов;
-
разрешение выполнить тест дома;
-
подсказка первой буквы ответа;
-
размещение малого количества заданий ( от4 до 6 на странице);
Особенности организации урока:
-
ознакомление с этапами урока;
-
распределения по парам для выполнения задания;
-
обозначение правил, которым уч-ся обязан следовать;
-
использование невербальных правил (жестов, плакатов);
-
поощрение учащихся, хорошо выполняющих правила;
-
сведение к минимум наказаний за невыполнение правил, акцент на позитивном, а не негативном;
-
использование кодового слова, которое даст учащемуся понять. Что его поведение недопустимо в данный момент;
-
игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
-
знание об изменениях в поведении, указывающих на его переутомление.
Применение вышеперечисленных структурных позиций в организации учебного процесса для учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) позволяет оптимизировать процесс обучения данных учащихся, повысить их мотивацию данной категории учащихся.
Использованная литература:
-
«Справочник классного руководителя» / журнал №8/ август,
2012 г., / ЗАО «МЦЭР».
2. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»- № 6, 2011 год/ научно- методический и практический журнал.