План воспитательной работы 4 класс

"Указана цель и задачи воспитательной работы с классом, ожидаемые результаты программы. Дана примерная характеристика класса. Основное содержание программы: " Учебно-познавательное (интеллектуальное), спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, профилактическое, трудовое, работа с родителями. "В плане представлена сетка социального паспорта, класса, учётная карточка несовершеннолетнего. Сам план разработан по месяцам и по указанным выше направлениям. В плане имеются приложения различ...
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классПлан воспитательной работы 4 классУтверждено

Зам. директора по ВР

МКОУ «Александровская СОШ»

«___»______________201 г.

____________/Беценко И.В./

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

классного руководителя


4 класса

МКОУ «Александровская СОШ»


Мамаевой Татьяны Михайловны

















2013 - 2014 учебный год



Пояснительная записка

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа воспитательной работы в 4 классе на 2013 - 2014 учебный год составлена на основе:

- личного опыта учителя,

- Закона РФ "Об образовании",

- Декларации прав и свобод человека,

- Конвенции о правах ребенка,

- Устава школ.

Исходя из анализа воспитательной работы за прошедший учебный год и выявленных проблем, в новом учебном году главную цель формулирую так:

способствовать формированию у учащихся системы ценностных ориентаций, гуманных идеалов, образцов поведения.

Задачи:

  • формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность служить Отечеству;

  • воспитывать творческую активность ребёнка, поддерживать его творческий рост;

  • развивать навыки самостоятельности, коммуникативные навыки;

  • создавать условия для реализации потребности занять желаемое место в социуме;

  • способствовать физическому развитию учащихся, вырабатывать потребность в здоровом образе жизни;

  • продолжить работу по формированию ученического коллектива;

  • привлекать родителей учащихся к активной деятельности по формированию нравственной личности ребёнка.

Решению поставленных задач способствует деятельность в следующих направлениях:

  • учебно-познавательное (интеллектуальное);

  • спортивно-оздоровительное;

  • духовно-нравственное;

  • профилактическое;

  • трудовое, профессиональное;

  • работа с родителями;

Все направления воспитания, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Принципы воспитательного процесса:

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании обучающихся той или иной группы ценностей.

1

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Ребёнок включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Воспитание как деятельность должно

2

охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

Системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.

Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

В воспитательной работе с учащимися организую разнообразные виды деятельности:

  1. Игровую

  2. Познавательную (которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями)

  3. Проблемно-ценностное общение (направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях)

  4. Досугово-развлекательную (осуществляемую, как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью)

  5. Художественное творчество (развивающее мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениями стимулирующий художественную самодеятельность школьника)

  6. Социальное творчество (содействует социализации школьника, приобщает его к активному преобразованию действительности)

  7. Трудовую (направленную на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживания, общественно полезного и производительного труда, сочетает бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирует уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека)

  8. Спортивно-оздоровительную (пропагандирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела)

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Формирование чувства патриотизма.

  • Проявление интереса к истории Отечества, родного края.

3

  • Раскрытие творческих способностей и талантов детей.

  • Участии в конкурсах и олимпиадах школьного и муниципального уровней.

  • Увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях).

  • Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

  • Овладение учащимися навыками самообслуживания.

  • Умение преодолевать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Самооценка своего труда.

  • Оценивание труда товарищей.

  • Повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом

  • Повышение уровня воспитанности.

  • Учащийся должен испытывать чувство ответственности за порученное дело.

  • Тесный контакт с родителями, взаимопонимание общих проблем, участие в жизни класса и школы.

Подведение итогов реализации программы проводится путем:

  • организации выставок работ учащихся, рисунков;

  • участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, концертах, соревнованиях школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного уровнях

  • организации КТД;

  • тестирования и анкетирования учащихся;

  • открытых классных часов и открытых уроков;

  • организация экскурсий в г. Омск.

Основное содержание программы

Учебно-познавательное (интеллектуальное) направление

  1. Участие во всероссийском дистанционном конкурсе по математике «Устный счёт».

  2. Кл. час «Волшебные стёкла»

  3. Участие в осенней интернет-олимпиаде по математике.

  4. Участие в конкурсе «Заморочки русского языка» и «Вундеркинд начальной школы».

  5. Единый кл. час «Космос-человечеству».

  6. Кл. час. «Многоликая ложка».

  7. Кл. час «Банка глупостей».

  8. Кл.час «Жить- с книгой дружить».

  9. Кл. час «Лесенка достижений».

  10. Кл. час «Народное творчество и народная мудрость».

  11. Кл.час «Всероссийский День леса».

  12. Кл. час «Телефонный разговор».

  13. Кл. час «По заповедным тропам».

  14. Кл.час «День славянской письменности».

Спортивно-оздоровительное

  1. Осенний кросс.

  2. Разучивание оздоровительных упражнений для глаз.

  3. Кл. час «Профилактика гриппа и ОРВИ».

  4. День Здоровья «Олимпийские игры».

  5. Кл.час «Уроки физкультуры».

  6. Лыжные прогулки.

4

  1. Кл. час «Спорт - это жизнь»!

  2. Кл.час «Уроки физкультуры».

  3. Кл. час «Мои достижения в спорте»!

Духовно-нравственное

  1. Кл. час «Конституция РФ».

  2. Поездка группы учащихся в ТЮЗ г. Омск.

  3. Кл.час «70 лет Курской битвы».

  4. Акция, посвященная международному Дню пожилых людей.

Кл. час «Золотой возраст».

  1. Беседа. День памяти жертв политических репрессий.

  2. Антинаркотическая акция. Кл. час «Умей сказать «Нет!».

  3. Кл.час«Герои Отечества в России».

  4. Кл. час «Нравственные отношения в семье».

  5. Беседа «25 лет окончания выполнения боевого задания в Афганистане».

  6. Кл. час. «Моя малая Родина». Викторины, конкурсы рисунков.

  7. Кл. час «Письмо моей маме».

  8. Кл час «В путешествие к звёздам».

  9. Кл.час «Знаю! Помню! Горжусь!».

  10. Кл . час «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня».

Профилактическое

  1. Урок - безопасности «Терроризм - угроза обществу».

  2. Кл.час. «В здоровой семье - здоровые дети».

  3. Кл. час. Деловая игра «Устав - основной закон школы».

  4. Кл.час «Правила поведения на водоёмах в осенний период».

  5. Кл.час «Всемирный день борьбы со СПИДОМ».

  6. Декада вредных привычек. Кл. час «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

  7. Беседа «Азбуку дорожную знать каждому положено».

  8. Кл. час «Правильное питание - залог здоровья».

  9. Декада вредных привычек. Кл. час «Твоё здоровье в твоих руках».

  10. Кл. час «Правила безопасного поведения на льду».

  11. Участие в конкурсе рисунков и плакатов: «Дети и дорога».

  12. Кл.час «Всероссийский день борьбы с туберкулёзом».

  13. Беседа «Осторожно! Купание запрещено»!

Трудовое, профессиональное


  1. Работа с портфолио.

  2. «Ярмарка вакансий» Распределение обязанностей.

  3. Конкурс на лучший дневник класса.

  4. Уход за комнатными цветами.

  5. «Мастерская Деда Мороза» Конкурс «Новогодняя игрушка».

  6. Обновление классного уголка.

  7. Кл. час «Человек и труд».

  8. Конкурс рисунков «Мой выбор».

  9. КТД «Все профессии важны - все профессии нужны».

  10. Конкурс на лучшую ученическую тетрадь.

  11. Кл. час «Славит человека труд».

  12. Беседа «Как мы дежурим в классе».

5



Работа с родителями

  1. Анкетирование семей. «Образовательный уровень семьи».

  2. Индивидуальные консультации родителей.

  3. Индивидуальные беседы с родителями уч-ся.

  4. Общешкольное родительское собрание «О создании условий для реализации Закона РФ «Об образовании».

  5. Заседание родительского комитета. «Подготовка к новому году».

  6. Тематическое родительское собрание: «Развитие логики детей - залог успешности учебной деятельности».

  7. Родительское собрание «Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу»

  8. Общешкольное родительское собрание «Выполнение приказа «Об установлении требований к школьной одежде».


























6

Список учащихся 4 класса



ФИО

Дата рождения

Адрес, номер телефона

1



2



3



4




5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22


23



24



25


26





2002 г. - мальчиков - девочек -

мальчиков - 2003 г - мальчиков - девочек -

девочек - 2004 г. мальчиков - девочек -


7

Характеристика класса.

  1. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

Количество учащихся в 4 классе составляет 26 обучающихся. Среди них 10 мальчиков и 16 девочек. Среди учащихся 2002 года рождения - 1 ученик, 2003 года рождения - 14 учащихся и 2004 года рождения - 11 учеников. В классе имеется один второгодник - Нижников Александр, который был оставлен на повторный класс обучения в 1 классе.

С 1-го класса и до текущего момента, классным руководителем класса является Мамаева Татьяна Михайловна.

Количество учеников из полных семей составляет 19 детей, из неполных 7 детей. К категории многодетных семей относятся 8 учеников. Социально- неблагополучная семья - 1.

По внешнему виду в основном ребята опрятные, соблюдают личную гигиену, одеваются аккуратно. Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.

Дети в классе воспитанные. Умеют благодарить за помощь. Группировок в коллективе не наблюдается. Но ещё не хватает вежливого отношения в разговорах и в обращении друг с другом. Надо работать над искоренением уличных и жаргонных слов, проскальзывающих в речи.

  1. Содержание и характер учебной деятельности

Успеваемость в классе составляет 100%. На 4 и 5 учатся 15 учащихся, что составляет58% качества. В классе две отличницы - Апсадикова Дарья и Исмоилова Сабрина.

Испытывают затруднения в учёбе Нижников Александр, Кайль Даниил, Гуртовой Илья. Эти ученики требуют дополнительного внимания со стороны учителей предметников, а также необходимостью разъяснительной работы среди родителей данных учеников об оказании им своевременной помощи в подготовке домашних заданий, а также об усилении контроля над успеваемостью.

Что касается дисциплины, то ее нарушения происходят нечасто, и в основном на школьных переменах. На занятиях дети соблюдают основные правила поведения на уроке. В отношении друг друга ведут себя доброжелательно. На замечания учителя реагируют адекватно.

Считаю, чтобы организовать правильный отдых учащихся на школьных переменах необходимо организовывать музыкальные и физкультурные паузы, просмотр мультфильмов, подвижные игры, силами членов республики «Ювента».

Интеллектуальный уровень класса выше среднего уровня. Работоспособность класса высокая. Класс любознательный. Учащиеся интересуются положением в мире. Любят рассказывать друг другу новое, неизвестное. Они участвуют во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Пропуски уроков без уважительных причин незначительные. Если ребёнок пропускает уроки не по болезни, то родители предупреждают учителя заранее по телефону или сообщают письменно.

  1. Жизнь класса вне учебных занятий.

Большой интерес в классе проявляется к различным видам кружков, спортивных секций. Из 26 учащихся класса на начало учебного года, все 26 учеников записались в различные кружки. Среди них «Музыкальная школа» - 5 учеников, «Изостудия»- 7 учащихся, «Инфознайка» - 7 ребят, «Греко- римская борьба» - 6 мальчиков, «Весёлая кукла» - 8 учащихся, «Юный турист» -2 ученика.

В коллективе есть ребята, которые имеют свои увлечения «хобби» и с удовольствием делятся ими со своим одноклассниками. Так, например, Дзюба Артур имеет большую коллекцию почтовых марок, которую начал собирать его отец, а теперь и сам Артур увлёкся этим занятием. Сергеева Екатерина собирает магнитики. В её коллекции более 80 штук.

Класс принимает активное участие не только в жизни класса, но и школы, а также на уровне села.

В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей. Созданы микрогруппы «Санитары», «Библиотекари», «Цветоводы», «Затейники». Каждая микрогруппа в течение месяца выполняет свои обязанности, по истечению месяца группы меняются ролями.

8

В урочной и внеурочной деятельности большую помощь и поддержку оказывают родители.

  1. Руководство классным коллективом и его организация.

Актив класса составляют ребята с активной творческой позицией. К ним относятся Апсадикова Дарья, Исмоилова Сабрина, Гольм Ульяна, Подгорный Иван, Горобец Роман, Беляевских Наталья, Кнаус Диана, Верниковская Анастасия, Ренье Александр, робертус Милина, Нидерквель Артур. Всех этих учащихся объединяет любознательность, активность, сплочённость, ответственность. Любое запланированное мероприятие не обходиться без их участия.

  1. Взаимоотношения внутри коллектива

Дети требовательны как к себе, так и к остальным. Всегда пытаются помочь друг другу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
В классе доминируют коллективная и деловая направленности личности. Поступки учащихся определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами. Проявляют интерес к совместной деятельности. Конфликтов в коллективе не наблюдаются. Имеют место быть разногласия, споры, которые удаётся решить совместными действиями.

Ребята могут высказать своё мнение, самокритично подходят к оценке своей деятельности. Нормально воспринимают критику в свой адрес.

«Отверженных» в классе нет. Взаимоотношения между мальчиками и девочками доброжелательные, уважительные.

Эмоциональная атмосфера в коллективе благоприятная. У ребят хорошо развито чувство юмора.

  1. Общие выводы

На основании ответов школьников по изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив», разработанной А.Н. Лутошкиным удалось определить степень удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Данные опроса показали, что коллектив находится в стадии развития «Мерцающий маяк».

Считаю целесообразным продолжать работу в 4 классе по сплочению коллектива, через вовлечение его в различные виды совместной деятельности.

.


















9



Социальный паспорт 4 класса

на 2013- 2014 учебный год


I. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ

1. Количественный состав

Показатели

Количество

Примечания

Всего


Мальчиков


Девочек




2. Возрастной состав

Возраст

Всего

Мальчиков

Девочек

9 лет

10 лет

11 лет

3. Социальные категории обучающихся



Количество


Фамилия, имя учащегося

Дети-инвалиды





Дети под опекой и попечительством


Дети из приемных семей





Дети из семей беженцев/вынужденных переселенцев



Дети, чьи родители пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы



Дети родителей, погибших при исполнении служебного долга



Дети из многодетных семей



Дети из социально незащищенных семей




Дети из двуязычных семей



Дети, проживающие с одним родителем

- всего



- с мамой





- с папой





Дети из семей военнослужащих





II. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О СЕМЬЯХ

1. Количественный состав семьи


Количество


Фамилия семьи

С одним ребёнком



С двумя детьми



С тремя детьми



Более трёх детей



Общее количество родителей /из них неработающих






-


2. Уровень образования родителей



Количество


ФИО родителя

Неполное среднее


Среднее образование




Среднее специальное образование


Высшее образование




Среднее профессиональное


Среднее техническое


Незаконченное высшее образование







2. Социальный состав семей


Характеристика семьи

Количество


Фамилия семьи

Всего семей (детей в них),

из них:



Полная семья



Неполная семья





Проживают с мамой



Проживают с папой





Семья-опекун



Приемная семья



Многодетная семья





Семьи военнослужащих





Неблагополучная семья

(семей/детей в них)



Двуязычная семья



Семья беженцев





Семья вынужденных переселенцев





Малообеспеченная семья



Семья, воспитывающая ребенка-инвалида





Семьи, имеющие статус «чернобыльцев»





Семьи, где оба родителя безработные



Семьи, где один родитель безработный


Семьи, где оба родителя инвалиды





Семьи, где один родитель инвалид





Семьи, стоящие на ВШУ





Семьи, стоящие на КДН





III. ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ

1. Учащиеся, состоящие на учете


Количество


Фамилия, имя учащегося

КДН

ПДН

ВШУ

Анализ причин постановки на учет:

  1. _____________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________

2. Семьи, состоящие на учете

Количество


Фамилия семьи

КДН

ПДН

ВШУ

Анализ причин постановки на учет:

  1. _____________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________




















































14


Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время


Фамилия, имя

учащегося

«Фанта-

зия» (цвето-делие)

Миллер Э.А.,

ЦДТ

«Живая глина»

(керами-ка)

Карауль-ных В.А.,

ЦДТ

«Весёлая палитра»

(изосту-дия)

Ляйс Л.А., ЦДТ

Филиал МОУ ДОД «Азовская ДШИ им.

В.Я. Шпета»

Ерофеева А.М.

Греко-римская борьба

Оспанов Е.М.,

Сивков В.А.

от МОУ ДОД «ДООФСЦ»

Турисический

Грачёв В.в.

МКОУ

«Александровская СОШ»

«Весёлая кукла»

Карабаждак А.И.

ЦДТ

Инфознайка

Мамаева Т.М.

МКОУ

«Александровская Сош»

1









2









3











Учетная карта

на несовершеннолетнего, находящегося под опекой,

состоящего на внутришкольном учете

в МКОУ «Александровская СОШ»


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Ф.И.О. ___________________________________________________________________

Дата и место рождения____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место жительства, телефон __________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дата и основания постановки на учет в образовательном учреждении

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состоит ли на учете ПДН или КДН (дата, основание)_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные паспорта (свидетельства о рождении) несовершеннолетнего

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебный год _______________________________________________________________

Класс _____________________________________________________________________

Классный руководитель _____________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

(законных представителях)

ФИО матери - опекуна __________________________________________________

Возраст________ Образование - среднее

Место работы, должность:

ФИО отца - опекуна

Возраст________ Образование________________________________________________

Место работы, должность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата передачи под опеку_____________________________________________________________________

Состав семьи (степень родства, возраст): __________________________________________________________________________

Бытовые условия жизни учащегося (особенности проживания, условия для занятий и отдыха). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с родителями (законными представителями) и другими членами семьи

(нужное подчеркнуть):

-атмосфера в семье дружелюбная, тёплая;

-отношения близкие, доверительные;

-отношения отчужденные;

-взаимопонимание ребёнка с родителями;

-нет взаимопонимания;

-другое ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания

(нужное подчеркнуть):

-строгий контроль за поведением ребёнка;

- ограничение самостоятельности;

- большая самостоятельность ребёнка;

- родители сотрудничают с учителями;

- вступают в противоречие с учителями;

-другое ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посещение учащегося на дому:

Дата

посещения (число, месяц, год)



Результаты посещения (кратко)






ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ

Учебная деятельность

(нужное подчеркнуть):

Отношение к учёбе:

-заинтересованность;

-увлечение;

-безразличное;

-отрицательное.

Формы выполнения учебной работы:

-старательность;

-аккуратность;

-организованность.

Уровень развития внимания:

-высокий;

-средний;

-низкий.

Запоминание учебного материала:

-быстрое;

-медленное;

-не запоминает.

По каким предметам испытывает существенные трудности:________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Причины затруднений: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реакция на критические замечания учителя и на оценки:

-спокойная;

-заинтересованная;

-пассивная;

-агрессивная;

-непредсказуемая.

Реакция на собственные неудачи в учёбе:

-переживание;

-подъём активности;

-спад активности;

-пассивность;

-равнодушие.

Самооценка учащегося в учёбе:

-завышена;

-занижена;

-адекватна.

Межличностное общение

(нужное подчеркнуть):

Какое положение занимает учащийся в коллективе:

-лидер;

-популярный;

-принятый;

-непопулярный;

-изолированный;

-отверженный.

Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям:

-благожелательно;

-серьёзно;

-болезненно;

-равнодушно;

-враждебно.

Стиль отношений со сверстниками:

-спокойно-доброжелательный;

-агрессивный;

-неустойчивый;

-обособленный.

Пользуется ли авторитетом в коллективе:

-большинства учащихся;

-только мальчиков;

-только девочек;

-небольшой группы;

-не пользуется авторитетом.

Имеет ли друзей:

-только в своём классе;

-вне класса;

-и в классе и вне класса;

-сверстников;

-старше себя;

-младше себя;

-ни с кем не дружит.

В качестве кого участвует в школьных мероприятиях:

-инициатор;

-организатор;

-активный участник;

-пассивный исполнитель;

-дезорганизатор;

-не участвует.

Как выполняет общественные поручения:

-с удовольствием;

-удовлетворительно;

-плохо;

-уклоняется от поручений.

Особенности личностного развития

Интересы и увлечения (перечислить все, что интересует ученика, как проводит свободное время): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Названия кружков, секций, которые посещает учащийся: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любит ли читать:

-читает много,

-читает мало,

-не читает.

Какие виды труда предпочитает:

-умственный,

-физический,

-и тот и другой,

-не любит трудиться).
Отношение к себе:

-скромность;

-уверенность в себе;

-неуверенность в себе;

-самокритичность;

-самоконтроль;

-стремление к успеху;

- другое ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Владеет ли навыками культуры поведения:

-культурен в общении;

-допускает срывы;

-не владеет культурой общения.


Успеваемость


Первая четверть:

-отличная,

-хорошая,

-удовлетворительная,

-неудовлетворительная, имеет «2» по следующим предметам: ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пропуски уроков (в том числе по болезни): ____________________________________________________________________________

Вторая четверть:

-отличная,

-хорошая,

-удовлетворительная,

-неудовлетворительная, имеет «2» по следующим предметам: ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пропуски уроков (в том числе по болезни): ____________________________________________________________________________

Третья четверть:

-отличная,

-хорошая,

-удовлетворительная,

-неудовлетворительная, имеет «2» по следующим предметам: ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пропуски уроков (в том числе по болезни): ____________________________________________________________________________

Четвёртая четверть:

-отличная,

-хорошая,

-удовлетворительная,

-неудовлетворительная, имеет «2» по следующим предметам: ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пропуски уроков (в том числе по болезни): ____________________________________________________________________________

Итоги за год:

-отличная,

-хорошая,

-удовлетворительная,

-неудовлетворительная, имеет «2» по следующим предметам: ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пропуски уроков (в том числе по болезни): ____________________________________________________________________________



ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ _____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Снятие с учёта:___________________________________________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Список литературы



  1. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробина «Классные часы», 4 класс, ООО «ВАКО»,2013.

  2. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробина «Классные часы», 3класс, ООО «ВАКО»,2011.

  3. М.А. Козлова «Классные часы», 1-4 классы, Издательство «Экзамен» Москва 2009.

  4. Ресурсы Интернет.

  5. Гудкина Л.Д. «Настольная книга классного руководителя» Москва «Центр педагогический поиск», 2010.

  6. О.В. Дюкина, В.Н. Юпина «Дневник классного руководителя начальной школы» ВАКО, 2009.











План работы по воспитанию и социализации обучающихся 4 класса на 2013- 2014 учебный год

Месяц СЕНТЯБРЬ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя

2 по 6



Кл. час

Конституция РФ.

Урок-безопасности

«Терроризм - угроза обществу»

Кл.час.

«В здоровой семье-здоровые дети»

Анкетирование семей.

«Образовательный уровень семьи».

2 неделя

9-13

Участие во всероссийском дистанционном конкурсе по математике «Устный счёт»

Осенний кросс.


3 неделя

16-20

Кл. час

«Волшебные стёкла»

(Учебный год, 4 кл, стр.19)

Участие в осенней интернет-олимпиаде по математике.

Поездка группы учащихся в ТЮЗ

Г. Омск

Работа с портфолио.

Индивидуальные консультации родителей.

4 неделя

23 -27






Участие в конкурсе «Заморочки русского языка» и «Вундеркинд начальной школы»

Кл.час

«70 лет Курской битвы»

«Ярмарка вакансий»

Распределение обязанностей.

Месяц ОКТЯБРЬ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя






Разучивание оздоровительных упражнений для глаз.

Акция, посвященная международному Дню пожилых людей.

Кл. час

«Золотой возраст»


Индивидуальные беседы с родителями уч-ся.

(Олиной А, Филатовой И. Морозовой Н.)

2 неделя

Единый кл. час

«Космос-человечеству».


Индивидуальные занятия со слабыми учащимися.

(Литвинов, Кайль, Гуртавой, Нижников)

3 неделя






Кл. час.

«Многоликая ложка»

(Учебный год, 4 кл., стр.118)

Кл. час.

Деловая игра

«Устав - основной закон школы».

Конкурс

на лучший дневник класса.

4 неделя





Беседа

День памяти жертв политических репрессий.


Работа с портфолио.

Месяц НОЯБРЬ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя





Антинаркотическая акция

Кл. час

«Умей сказать «Нет!»


Уход за комнатными цветами.

2 неделя






Кл.час

«Правила поведения на водоёмах в осенний период».

3 неделя






Кл. час

«Банка глупостей»

(Учебный год, 4 кл., стр. 134)


Диагностика

«Учебные интересы учащихся»

(Приложение №1)

Общешкольное родительское собрание «О создании условий для реализации Закона РФ «Об образовании».

4 неделя




День рождение республики «Ювента»

Кл. час

«Профилактика гриппа и ОРВИ»


Работа с портфолио.

Месяц ДЕКАБРЬ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя








Кл.час

«Всемирный день борьбы со СПИДОМ».

Работа с портфолио.

2 неделя




Кл.час

«Герои Отечества в России»


«Мастерская Деда Мороза»

Конкурс

«Новогодняя игрушка»

Заседание родительского комитета.

«Подготовка к новому году».

3 неделя






Кл.час

«Жить- с книгой дружить»

(Внеклассная работа, 1-4 кл., стр. 150)


Обновление классного уголка.


4 неделя





День Здоровья

«Олимпийские игры»


Кл. час

«Человек и труд»

(Учебный год, 4 кл., стр.83)

Месяц ЯНВАРЬ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя






Кл. час

«Спорт - это жизнь»!



Конкурс рисунков

«Мой выбор»

Индивидуальные беседы.

2 неделя





Декада вредных привычек.

Кл. час

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Диагностика

« Мотивация учебной деятельности»

3 неделя








Кл. час «Нравственные отношения в семье»

Тематическое родительское собрание: «Развитие логики детей - залог успешности учебной деятельности».

4 неделя




Кл. час

«Лесенка достижений»

(Учебный год, 4 кл., стр. 82)



Работа с портфолио.

Месяц ФЕВРАЛЬ МЕСЯЧНИК ОБОРОННО_МАССОВОЙ И СОРТИВНОЙ РАБОТЫ.

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя






Кл. час

«Народное творчество и народная мудрость»

(Внеклассная работа, 1-4 кл., стр 164)




Беседа

«Азбуку дорожную знать каждому положено».

2 неделя




Беседа

«25 лет окончания выполнения боевого задания в Афганистане»

Кл. час

«Правильное питание - залог здоровья».

КТД

«Все профессии важны - все профессии нужны».

3 неделя








Кл. час.

«Моя малая Родина». Викторины, конкурсы рисунков.


Работа с портфолио.

Индивидуальные

беседы

4 неделя





Кл.час

«Уроки физкультуры».



Диагностика

«Общей направленности

деятельности личности»

(Приложение 5)



Месяц МАРТ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя







Кл. час

«Письмо моей маме»


Конкурс на лучшую ученическую тетрадь.

2 неделя



Кл.час

«Всероссийский День леса»



Участие в конкурсе рисунков и плакатов: «Дети и дорога».

Родительское собрание

«Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу».

3 неделя








Лыжные прогулки.

Кл.час

«Всероссийский день борьбы с туберкулёзом».

Диагностика

«Карта-профиль психологического климата коллектива»

(Приложение 4)


4 неделя




Кл. час

«Телефонный разговор»

(Учебный год, 4 кл., стр.126)



Работа с портфолио.

Месяц АПРЕЛЬ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя






Неделя детской книги.

Кл час

«В путешествие к звёздам»

( к Дню авиации и космонавтики)



2 неделя



Неделя

начальных классов.

Кл. час

«Мои достижения в спорте»!



Общешкольное родительское собрание

«Выполнение приказа «Об установлении требований к школьной одежде».

3 неделя

Кл. час

«По заповедным тропам»

(Внеклассная работа, 1-4 кл., стр.201)


Работа с портфолио.


4 неделя






Кл. час

«Правила безопасного поведения на льду».

Беседа

«Как мы дежурим в классе».

Месяц МАЙ

Направ- ление



Дата

Учебно-познавательное (интеллектуальное)

Спортивно-оздоровительное


Духовно-нравственное


Профилактическое


Трудовое, профессиональное


Работа с родителями

1 неделя







Кл.час

«Знаю! Помню! Горжусь!




Заседание родительского комитета

(Подготовка к выпускному)

2 неделя




Кл . час

«Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня»


3 неделя






Кл.Час

«День славянской письменности»


Беседа

«Осторожно! Купание запрещено!»

Диагностика

«Оценка сплочённости коллектива Сищора-Ханина»

(Приложение 6)


4 неделя







Кл. час

«Славит человека труд».



П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1

Методика № 1 . УЧЕБНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ

Цель исследования:

Выявление интереса учащегося вашего класса к изучаемым в школе предметам, на что он направлен, под воздействием каких факторов и когда он возник, какое влияние оказывает на успеваемость.

Используйте свои наблюдения за школьниками, проведите беседу. Затем с целью уточнения и углубления имеющихся сведений предложите им ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Вы в этом году изучаете (дать перечень изучаемых предметов), какой вызывает у тебя

наибольший интерес?

2. Когда ты заинтересовался этим предметом и что этому способствовало?

(учитель, родители, знакомые, книги, кино и телепередачи или предмет дается

легко).

Полученные данные представьте в следующих таблицах.

На основании проведенного опроса установите, какое влияние оказывает интерес на успеваемость в учебе, как он связан с самостоятельной работой. Проследите, какие из учебных интересов возникают раньше, какие позже и чем это можно объяснить.

Как Вы предлагаете организовать работу с детьми, проявившими повышенный интерес к

преподаваемому предмету? Как вызвать у учащихся интерес к предмету?

Таблица 1 . Распределение учебных интересов учащихся.

Класс

Кол-во

Учебные интересы

уч-ся

Рус.яз.

Лит. чтение

математика

Музыка

ИЗО

Технология

Окружающий мир

Иностр. яз.

Физ-ра





Таблица 2 . Что способствовало возникновению интереса (в %).

Учебн.

предмет

Способ-

ности

Учитель

Др. люди (родители,

знакомые и др.)

Книги

Кино и

TV

Прочее


Не знаю


(%)

(%)

(%)

(%)

(%)

(%)



(%)



(%)

П Р И Л О Ж Е Н И Е № 2

Методика № 2 . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель исследования:

Выявить преобладающие мотивы учения и их роль в учебной деятельности.

Учащимся предлагается на доске ряд возможных мотивов учебной деятельности. Каждый должен внимательно прочесть все пункты анкеты и подчеркнуть те из них, которые соответствуют его стремлениям (анонимно).

Примерное содержание анкеты (учебные мотивы) :

1. Учусь потому, что интересно.

2. Учусь потому, что хочу больше знать.

3. Учусь потому, чтобы доставить родителям радость.

4. Учусь потому, что потом будет легче хорошо устроиться на работу.

5. Учусь потому, что сейчас все учатся.

6. Учусь потому, что нравится учитель.

7. Учусь, чтобы не отстать от товарищей.

8. Учусь потому, что в наше время нельзя быть незнающим.

Полученные данные занести в таблицу "Выявление преобладающих мотивов учения школьников". Постарайтесь определить, под влиянием каких факторов они возникли . Сделайте выводы о возможных педагогических воздействиях на учащихся для развития положительных мотивов учения .

Таблица "Преобладающие мотивы учения в классе".

Количество

Учебные мотивы

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Абсолютное

число



(%)











П Р И Л О Ж Е Н И Е № 3

Методика № 4 . КАРТА-ПРОФИЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой -схемой . В левой стороне листа описаны те качества коллектива , которые характеризуют благоприятный психологический климат , в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом . Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы , помещенной в центре листа ( от +3 до -3) .

В предлагаемой вниманию читателя схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем - справа и после этого знаком (*) отметить в средней части листа ту оценку , которая наиболее соответствует истине . При этом надо иметь в виду , что оценки означают:

+3 - свойство , указанное слева , проявляется в коллективе всегда ;

+2 - свойство проявляется в большинстве случаев ;

+1 - свойство проявляется достаточно часто ;

0 - ни то , ни противоположное свойство (указанное справа) не проявляется достаточно

ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени ;

-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа) ;

-2 - свойство проявляется в большинстве случаев ;

-3 - свойство проявляется всегда .

+

3

+

2

+

1

0

-

1

-

2

-

3

Преобладает бодрое и

жизнерадостное настроение.


Преобладает подавленное настроение , пессимистический тон .

Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.


Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность,

антипатии .

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание .


Группировки конфликтуют

между собой .

Членам коллектива нравится быть вместе , участвовать

в совместных делах , вместе проводить свободное время.


Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению , выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Преобладают одобрение и поддержка: упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями


Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга .


В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей .

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные


Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится


Новички чувствуют себя лишними, чужими , к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен ,

полон энергии .


Коллектив пассивен ,

инертен

Коллектив быстро

откликается , если нужно

сделать полезное дело


Коллектив невозможно поднять на совместное дело,

каждый думает только о

собственных интересах .

В коллективе существует справедливое отношение ко

всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту.


Коллектив разделяется на "привилегированных" и "принебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым , высмеивают их .

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители .


К похвалам и поощрениям

коллектива здесь относятся

равнодушно

Обработка результата:

Чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:

1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психо-

логический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким

свойствам - негативный ( высокая отрицательная оценка).

2. Суммировать общее количество баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психологический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.

Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).

В диапазоне от 12 до -12 баллов психологическая атмосфера в классе - нейтральная ( атмосфера безразличия) и , соответственно, уровень эмпатии педагогического общения - средний.

В диапазоне от -24 до -36 баллов психологическая атмосфера в классе - негативная, т.е.

преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.

Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую же оценку сделали и другие педагоги, работающие с этим классом ( не менее пяти человек ), а также сами школьники.

П Р И Л О Ж Е Н И Е № 3

Методика № 5 . ОБЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель: Изучить общую направленность деятельности личности.

Оборудование: лист ответов, карандаш.

Ход работы.

Выдать испытуемым листы ответов. Сообщить следующую инструкцию: "На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выбери тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа ( А, В, С) напишите в лист для ответов в скобках против номера вопроса в столбике "Больше всего".

Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде, Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в колонке "Меньше всего". Для каждого вопроса используйте только две буквы, Оставшийся ответ не записывают нигде.

Обработка результата:

При обработке материалов обследования пользуются специальным "ключом". Если указанная в "ключе" буква (А,В,С) занесена в колонку "Больше всего", то испытуемому приписывается 2 балла по данному виду направленности . Если же она расположена под индексом "Меньше всего" , то ему дается 0 баллов . Затем подсчитывают количество двоек и записывают их внизу бланка для ответов рядом с индексами НС , ВД , НЗ в зависимости от того , какой ключ использовался . Количество двоек пишут под индексом БВ "Больше всего". Также подсчитывается количество нулей , которое записывается под индексом "Меньше всего" (МВ) . Из количества двоек высчитывается количество нулей и к этой разности прибавляется 30 . Эта сумма характеризует уровень по данному виду направленности . Следует лишь иметь в виду , что количество нулей превышает количество двоек , то разность между ними вычитается из числа 30 . Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. В противном случае нужно искать ошибку, допущенную при подсчете.

Выделяют три вида направленности: 1)личную , 2)коллективистическую , 3)деловую.

ЛИЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (направленность на себя - НС) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу . Такой человек чаще всего бывает занят самим собой , своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя . В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от других.

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ВД) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении , стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе . Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности , хотя может и не способствовать успешному выполнению задания : нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

ДЕЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (направленность на задачу - НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью , увлечение процессом деятельности , бескорыстное стремление к познанию , овладению новыми навыками и умениями . Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы , а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо иметь в виду, что все три вида направленности личности не разделяются строго, а всегда сочетаются. Вероятно, наиболее эффективная деятельность лиц, у которых в одинаковой мере выражена направленность на задачу и на взаимные действия.





ЛИСТ ОТВЕТОВ

БВ

МВ

БВ

МВ

БВ

МВ

БВ

МВ

1

2

3

4

5

6

7

8


9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


БВ МВ

Сумма

НС - - +30=

ВД - - +30=

НЗ - - +30=

К Л Ю Ч

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА

себя (НС)

взаимодействие (ВД )

задачу (НЗ)

1.А 11.В 21.С

2.В 12.В 22.С

3.А 13.С 23.В

4.А 14.С 24.С

5.В 15.А 25.В

6.С 16.В 26.В

7.А 17.А 27.А

8.С 18.А 28.В

9.С 19.А 29.А

10.С 20.С 30.С

1.С 11.С 21.А

2.С 12.А 22.А

3.С 13.А 23.С

4.В 14.А 24.А

5.А 15.С 25.А

6.А 16.С 26.А

7.С 17.С 27.В

8.В 18.С 28.С

9.А 19.В 29.С

10.В 20.В 30.А

1.В 11.А 21.В

2.А 12.С 22.В

3.В 13.В 23.А

4.С 14.В 24.В

5.С 15.В 25.С

6.В 16.А 26.С

7.В 17.В 27.С

8.А 18.В 28.А

9.В 19.С 29.В

10.А 20.А 30.В

АНКЕТА

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А. Оценка работы.

В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

С. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

В. Известным игроком.

С. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход.

В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему .

С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку

зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, которые:

А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.

В. Вызывают у всех дух соревнования.

С. Производят впечатление, что предмет , который они преподают , их не интересует .

5. Я рад, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого представляется случай .

В. Всегда верны и надежны.

С. Интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А. С которыми хорошо складываются взаимные отношения.

В. Которые могут больше, чем я .

С. На которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

А. Кто добился жизненного успеха.

В. Может сильно любить.

С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А. Научным работником.

В. Начальником отдела.

С. Опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А. Игры с друзьями.

В. Успехи в делах

С. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

С. Когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна была бы заключаться в:

А. Подготовке учеников по специальности.

В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12.Мне не нравятся коллективы, в которых.

А. Недемократическая система.

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

С. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. Для общения с друзьями.

В. Для любимых дел и самообразования.

С. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми.

В.У меня работа, которая меня удовлетворяет.

С. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А. Другие ценят меня.

В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

С. Приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне захотелось бы, чтобы:

А. Отметили дело, которое я выполнил.

В. Похвалили меня за мою работу.

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель бы:

А. Имел ко мне индивидуальный подход.

В. Стимулировал меня на более интересный труд.

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства.

В. Неуспех при выполнении важной задачи.

С. Потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.

В. Общую работу.

С. Практические результаты.

20. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе.

В. С удовольствием работаю

С. Выполняют работу по -настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры.

В. Отметание всего нового.

С. Людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.

В. Помогать другим в общем деле.

С. Вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно.

В. Пользуется авторитетом.

С. Доступно.

24. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались коллективно.

В. Самостоятельно работать над решением проблемы.

С. Чтобы начальник признавал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

В. О жизни известного человека.

С. Типа "Сделай сам".

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижером.

В. Солистом.

С. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы.

В. В развлечениях с друзьями.

С. Занимаясь своим увлечением (хобби).

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс.

В. Играл бы в конкурсе.

С. Организовал бы конкурс и руководил бы им.

29. для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать.

В. Как достичь цели.

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им.

В. Выполнить прежде всего свою задачу.

С. Ненужно было укорять его за работу,















П Р И Л О Ж Е Н И Е № 5

Методика № 6 . ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА - ХАНИНА

Цель: Оценить уровень сплоченности классного коллектива.

Инструкция для школьников: Внимательно послушайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий Вашему мнению.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?

1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

11.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел. чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

6. Не знаю, трудно ответить (1).

111. а) Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе на уроках?

1.Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1)

б) На различных мероприятиях ( "огоньках", культпоходах, экскурсиях и т.п.)

1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

2. Лучше, чем в большинстве классов (3).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. не знаю (1).

в) Вне школы:

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. примерно такие же, как и в других классах (2)

3.Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

1У. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

У. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо суммировать баллы, указанные в скобках

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ:

Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.



Приложение № 6.

Оформление методик



Проведенные в ходе педагогической практики психологические исследования оформляются в виде протокола по следующей схеме:

  1. Название методики

  2. .2.Цель.3.

  3. Результаты исследования (данные, полученные в результате проведения исследования, оформляются в виде сводной таблицы).

  4. Вывод.

Н А П Р И М Е Р:

Протокол № 1

Цель: Оценить уровень сплоченности классного коллектива.

  1. Методика № 1 Оценка групповой сплоченности классного коллектива.

  2. Результаты исследования.

ТАБЛИЦА 1. Сводная таблица результатов исследования уровня сплоченности классного коллектива.

Испытуемый(код или инициалы)

Оценка групповой сплоченности коллектива

испытуемыми (в баллах)

1

В.М

24

2

С.Н

24

3

Е.Д

22

4

Р.Ш

19

27

Л.Т

18

Вывод: проведенное исследование показало, что…







© 2010-2022