Воспитательная система 1 ступени

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система 1 ступениВоспитательная система 1 ступениВоспитательная система 1 ступениВоспитательная система 1 ступениВоспитательная система 1 ступениВоспитательная система 1 ступениВоспитательная система 1 ступени.

Геберт Людмила Геннадьевна.

В классе у меня 19 человек. Начиналось все с 21человека, за это время выбыло в 1 классе - четверо во вспомогательную школу, один выбыл из района, двое остались на повторное обучения ( по отказу родителей на программу 8 вида), и осталось из первого набора 13 человек. Но ребята не только выбывали из класса, но и прибывали трое приехали из посёлков, двое перешли из другой школы, один обучался на повторном обучение. Но я никогда не делила их на своих и чужих, все они родные для меня и я их всех люблю. Не зря детей часто сравнивают с цветами. Ведь все цветы разные, но каждый по-своему красив, и вместе они образуют замечательные букеты и цветочные поляны. Так и дети, непохожие друг на друга, все со своими особенностями, но в любом из них есть своя красота, чудинка…

Но цветы могут расти сами по себе, а ребенку всегда нужна помощь старшего, чтобы раскрыться во всей красоте. И в этом мне как учителю отводится очень важная роль. Мы, учителя, должны помогать ребенку, проявить и развить свои способности, раскрыться со всех сторон. А для этого необходимо каждого из них узнать, понять и полюбить.

Моделируя воспитательный процесс, я обдумывала следующие вопросы: «Что делать?», «Как лучше сделать?», «Для чего?», «Будет ли эта работа полезной, нужной детям, учителю, другим людям?». Помня, что школа - это часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры, что ученик в школе остается всегда наивысшей ценностью, я пришла к выводу, что сложность и многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания воспитывающей деятельности, но и четкости, выразительности ее организационных форм. Я старалась при работе с детьми использовать гибкие формы работы, помогающие сделать их жизнь радостной, интересной и дающие высокий результат при достижении поставленных воспитательных целей.

Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования.

Умеет жить в гармонии с окружающим миром, одноклассниками.

Несет тепло и радость людям.

Умеет быть культурным и нести культуру людям.

Умеет отвечать за свои поступки

Уважительно относится к старшим, к родителям, к себе и ко всему окружающему. Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается. Готов к состраданию и сочувствию. Умеет быть гуманным ко всему живому.

Исходя из модели ученика-выпускника начальной школы, можно сформулировать требования к ученику начального звена.(слайд 2)



Выпускник начальной школы




Умеет сказать «нет» боли. Стремиться к разрешению конфликтов мирным путем. Целеустремленный, ответственный, самостоятельный.

Умеет уважительно относиться к культурным, ценностям, традициям своего народа.

Знает и бережет природу своего края.



Стремится к знаниям, внимателен, помогает другим в делах и сам обращается за помощью.


Цель воспитательной работы школы: создание благоприятных условий для становление духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель классного коллектива 4 «А» - сплочение детей в единый коллектив, объединённый общими интересами, делами.

Воспитательные задачи:

  1. Формирование социальной активности учащихся через различные направления воспитательной работы.

  2. Сплочение классного коллектива через общественно-полезную, творческую и познавательно-развивающую деятельность.

  3. Создание комплекса классных дел для повышения интереса к школьной жизни и жизни каждого отдельного одноклассника.

  4. Организация системы классного самоуправления через работу школьного актива.

  5. Предоставление возможности каждому учащемуся классного коллектива проявить себя творчески при подготовке классных и общешкольных мероприятий.

  6. Усиление контроля за успеваемостью класса .

  7. Укрепление здоровья учащихся через оздоровительно-спортивные мероприятия.

  8. Усиление роли семьи в жизни ребенка и его школьного окружения.

  9. Привлечение родителей к деятельности учащихся и школы, повышение родительского интереса к общественной школьной жизни.

Чтобы добиться цели я воспитательную работу в начальных классах разделила на три этапа.

1-й этап- 1 класс «Будем знакомы» слайд 3

Задача - Изучение интересов, потребностей, склонностей и других личных характеристик первоклассников. На основе полученных данных вместе с родителями и детьми создает проект образа класса и перспектив его жизнедеятельности. Итогам стала КТД

2-й этап - 2 класс «Ребята! Давайте жить дружно!» слайд 4

Задача - создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе. Создание классных традиций:

- походы по родному краю;

- исследовательские работы

- творческие конкурсы;

- праздник мам

- отчет о работе класса на родительском собрании «Вот так мы живём в нашей школе».

3-й этап 3 - 4 класс «Что один не сделает - сделаем вместе» слайд 5

Задачи - Воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное творчество.

- Развитие самоуправления в классе.

По всем направлениям работа строится на трех уровнях - работа учителя с детьми, сотрудничество с различными организациями, сотрудничество с родителями. (направления) слайд 6

Взаимодействие с другими организациями

Эта работа заключается в тесном сотрудничестве с детской библиотекой, музеем, Витимским заповедником, станцией юных натуралистов. Мои воспитанники принимают участие в выставках, творческих встречах, городских и районных конкурсах. Особый интерес вызывают мероприятия, проводимые государственным природным заповедником «Витимский» в рамках акции "Марш парков": 2010 году мы с ребятами приняли участие изготовили альбом своих дел и назвали «Зелёный марафон», куда вошли наши поделки, рисунки, сказки и исследовательские работы детей, ребята получили диплом первой степени в этом конкурсе и получили в подарок Энциклопедию по заповедникам и книги со сказками о Байкале.

Воспитательная работа идет по следующим основным направлениям: (слайд7)

  1. нравственное

  2. познавательное

  3. гражданское

  4. трудовое

  5. спортивно-оздоровительное

6. художественно - творческое

1. Учение (познавательно - развивающая деятельность) слайд8

Цель: развитие учебно- познавательной деятельности каждого ученика.

Данное направление реализуется через темы классных часов по культуре учебного труда, расширению кругозора , развитию внимания и памяти с учётом интересов детей .

Учащиеся принимают ежегодно во всероссийских конкурсах (слайд 9 10 11)

Каждую четверть составляем отчет об успеваемости каждого ребенка. Выясняются причины снижения успеваемости. После этого с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С этой же целью на родительских собраниях обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития, разбираются ситуации, обсуждается вопрос, как помочь ребёнку дома.

2. Общественно- полезная деятельность. Слайд 12

Цель- привитие навыков трудовой деятельности.

  1. Генеральная уборка класса, школы, территории.

  2. Изготовление обложек, закладок -классной библиотеки, и уже стала традицией делать закладки для первоклассников.

  3. Работа вместе с родителями построение горки, уборка сквера.


  1. Я - гражданин (ценностно - ориентированная деятельность)слайд13

Цель - формирование гражданско- правового сознания учащихся.

Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны. Этому способствует проведение познавательных бесед по теме «Я - гражданин России»; «История флага»; «История герба России», «Я уважаю твоё право..», «Мои права и обязанности», «Я пешеход».

Для воспитания любви к родному краю помогают следующие мероприятия:

- классный час «Урок Байкала», экологическая страничка «Земля в опасности» «Почему в России справляют два Нового года».» «Кто мой герой» ; и др.;

- исследовательские работы по природе родного края и др. слайд 14 15

- праздники «Осенние посиделки» «Рождественские посиделки» «Уроки добра» и др.;

- выставки

Участие в марш парков.

Эти и другие мероприятия помогают увидеть и почувствовать неповторимое своеобразие нашего края (природа, история, культура и др.).

4. Досуг (художественная ориентрованная деятельность)слайд 16 17

Основная цель - развитие творческой активности. Для этого проводятся конкурсы рисунков, поделок. Также дети пишут сочинение - откровение «Мне нравиться…», готовятся к посиделкам «Я Вам спою, расскажу, покажу…». Затем организуются выставки работ детей: рисунки, фотографии, вязание, изобретения, стихи, рассказы ребят о своих увлечениях. Праздники заканчиваются концертом ребят, умеющих петь, читать стихи, играть на различных инструментах, танцевать.

5. Общение слайд 18

Цель- развития коммуникативных навыков в работе по данному направлению. Большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Содержание направления направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Это направление реализуется по нескольким направлениям:

1. Язык общения (вырабатываются навыки общения с внешним миром) (методы упражнения подражательно - исполнительного характера).

2. Тайна моего Я (умение видеть и понимать себя). ( Методы - игры, чтение и обсуждение книг, кинофильмов о событиях из жизни детей, этюды на развитие выражать свои чувства страха, удивления, радости, презрения).

3. Как мы видим друг друга (создание специальных игровых ситуаций «Чистое общение»; «Разговор взглядов»; игры на соотнесение внешности человека и его духовного мира).

4. Этот странный взрослый мир (уроки мудрости; сюжетно - ролевые игры «Хозяюшка» «В магазине» «Интервью»; этюды «Дружная семья», «Заговор»; конкурсы рисунков «Моя семья» и т. д. ).

5. Фантазия характеров (моделирование нежелательного поведения «Эгоист», «порядочность» «честность»).

6. Культура общения (игры-драматизации различных сказок; игры-конкурсы по проигрыванию сказок, беседы «Ваши добрые поступки», «Ответственность», «Жадина и жадность»).

7. Коллектив (игры «Лидер», «Киностудия», ролевая игра «Планета друзей», конкурсы «Устав класса»).

Эти мероприятия, проведенные с вдохновением, творчеством, привлечением в них собственного личностного начала, помогают почувствовать учащимся настоящую роскошь человеческого общения.

6. Здоровье (спортивно-игровая, оздоровительная деятельность) слайд 19

Основные цели этого направления - сохранение и укрепление здоровья ребят класса, формирование потребности в здоровом образе жизни.

С этой целью была разработаны и проведены следующие мероприятия: беседы «Вредные привычки»; «Здоровые привычки - здоровый образ жизни»; «Режим дня - мой помощник», соревнования с родителями «Мы за здоровый образ жизни», выход на лыжную базу, каток и просто прогулки и игры на свежем воздухе».

У ребят класса укрепляются и множатся традиции, среди которых значимыми являются: участие в конкурсе плакатов и газет по здоровому образу жизни, проведение игры «Зарница», «папа, мама я спортивная семья»

7. Семья (работа с семьей) слайд 20 -21

Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа с родителями ведется по двум направлениям - повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.

В рамках этого направления проводятся совместные творческие дела, родительские собрания. Особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры «Вы мне, а я Вам». «Как вырастить отличника». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Эти встречи планируются и проводятся с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании. По необходимости мы приглашаем на эти встречи школьного психолога.

Родители учавствуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие коллективные дела (походы, экскурсии, дни здоровья).

8. Ученическое самоуправление класса слайд 22

Создавая органы школьного самоуправления, я ставлю перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Основу данного самоуправления составляют смешанные творческие группы, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса.(См. в презентации) Создание и работа с Советами дела при подготовке и проведении общешкольных мероприятий, поручений, появляется возможность реализации творческого потенциала ребят. Развиваются такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.

Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей учащихся к последующей гражданской деятельности, они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничать с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

Созданная модель организации самоуправления является рациональной и перспективной, но её нельзя назвать окончательной, так как в постоянно меняющемся ритме жизни её необходимо корректировать и совершенствовать, привлекая к работе максимальное количество ребят.

Все эти направления воспитательной системы не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны.

Результативность работы по данным направлениям можем отследить по диаграмме воспитанности.

Диаграмма воситанности. Слайд 23

Данные, полученные на третьем заключительном этапе функционирования воспитательной системы класса, свидетельствуют об эффективности воспитательной системы: изменилось отношение учащихся к миру и себе, уменьшились конфликты в классе, появилась заинтересованность в сотрудничестве и в совместной деятельности.

Критерием эффективности реализации воспитательной системы класса выступает достижение цели и задач воспитательной системы класса.

Показателем достижения цели и задач воспитательной системы класса является положительная динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности, формировании системы отношения к миру и себе

Учащиеся моего класса дисциплинированы, воспитаны, трудолюбивы, отзывчивы. В классном коллективе наблюдается благоприятный микроклимат, царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Я уверена, что создание в классе обстановки сотрудничества позволяет учащимся чувствовать себя в коллективе комфортно.

Этих результатов помогает добиться воспитательная система.







© 2010-2022