Мы ходили, мы гуляли по святым вечерам фольклерный праздник для младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18



Мы ходили, мы гуляли по святым вечерам

(Фольклорный праздник для младших школьников)

Цель: изучение традиций и обрядов празднования Зимних Святок, в том числе в нашем городе.

Познавательное УУД:

  • умение выделять существенную информацию из различных источников,

  • познакомить с обрядом колядования;

  • познакомиться с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением;

  • рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением.

Коммуникативное УУД:

  • участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

  • развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально нравственной отзывчивости,

  • умение с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи;

  • внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания;

  • выражать свои мысли соответствующие возрасту.

Регулятивные УУД:

  • понимать цели выполняемых действий;

  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии необходимой информации;

  • планирование в сотрудничестве учителем ставить учебную задачу;

Личностные УУД:

  • выражать положительное отношение к традициям русского народа, календарно - обрядовому празднику «Святки - Колядки»;

  • планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • следование в поведении моральным и этическим требованиям;

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы: «Рождество христово»; «Святки»; «Коляда».

2. Чтение детям: Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; Н. Хвостов «Сочельник в лесу»; А. Майков «Колыбельная»;

3. Беседы по картинам русских художников: Н. Пимоненко «Святочное гадание»; А. Саврасов «Зимний пейзаж»;

4. Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «времена года». Слушание колокольный звон.

5. Изодеятельность: Рисование на темы: «Рождественские вечера » «Колядки в нашем городе».

6. Заучивание колядок,

7. Изготовление Рождественских ангелочков, из фантиков «Рождественскую звезду».

Место проведения: Дмитриевский краеведческий музей им. А.Ф. Вангенгейма

Дети входят в зал и рассаживаются по местам. Слышны колокольные звоны.

Ведущая № 1: Дай, Бог, тому,

Кто в нашем дому,

Добрым хозяюшкам,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И живьём, и бытьём,

И здоровьем. (Слайд№1)

Ведущий №2: На Руси в январе самым торжественным и одновременно радостным был и остается праздник Рождества Христова. (Слайд№1)

Рождество... Многим из наших современников, не только детям, но и взрослым, смысл этого слова или вообще незнаком, или они имеют о нем очень смутное представление. А между тем до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. Около двух тысяч лет отмечают этот праздник - день рождения Иисуса Христа - миллионы людей одной веры в разных странах. В ночь на 25 декабря (7 января по новому стилю) по всей стране, во всех церквях совершалось торжественное богослужение. Россияне еще накануне праздника украшали любимую с детства рождественскую елку. (Слайд №2)

Ведущий №1: 2000 лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища.

Ведущий №2: В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить ей. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Слайд №3 - №6)

Ведущий №1: Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». (Слайд №7)

Ведущий №2: Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю.
В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они знали и ждали, что вскоре должен на землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. (Слайд №8). Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли, как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). (Слайд №9)

(Девочка в костюме, на голове у нее звезда)

Звезда:
И было чудо на земле,
И чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слез,
И свет ее сиял...
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
И на соломе там нашли
Они Царя Царей.

Ведущий №1: Так же ребята в день на кануне праздника Рождества Христова все православные отмечают Рождественский Сочельник - строгий пост. В этот день можно было есть только сочиво - размоченные или вареные зерна пшеницы (или риса) с мёдом, сушеными фруктами и ягодами вот почему и происходит это название «сочельник».

Ведущий №2: Причём, в Рождественский сочельник весь день не употреблялось пищи и даже иногда питья до тех пор, пока на небе не появится первая звезда («до первой звезды»). Как только показалась звезда, все начинали ужинать сочивом. Эта традиция являлась памятью о Вифлеемской звезде, которая указывала на новорожденного младенца Иисуса. (Слайд №10)

Ведущий №1: С 8 января начинались Святые дни - Святки. Сельскохозяйственные работы закончены, наступает время отдыха и веселья. Празднование зимних святок традиционно сопровождалось ряжеными. Это было одним из любимых развлечений молодёжи. По вечерам в Святые дни дети ходили по домам и пели особые песни - колядки. Ходили небольшими группами, в зимнюю одежду облачались шиворот-навыворот, лицо размалевывали, даже в песне стремились изменить свой голос до неузнаваемости. С пением заходили в дом только к знакомым, выпрашивали угощение. Хозяева давали детям лепешку, пирог или копеечку, и они бежали в следующую избу, а на их место приходили другие.

Слушание музыки «Щедрый вечер»

Ведущий №2: Хозяева никогда не выгоняли детей и давали всем, сколько бы ни приходило. Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся». Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и хорошим настроением, называют «обряд колядования», в старину он был самым любимым у детей среди многочисленных Святочных зимних забав. (Слайд № 11)

(Действующие лица)

«Колядовщики» - девочки и мальчики в русских народных костюмах, «ряженые» - коза (необходимо маску козы), тетка Федотья (нарядится теткой: юбка разноцветная, фартук, на голове косынка, повязанная вокруг головы, бусы и яркие губы). Роль ведущего исполняет взрослый, наряженный в народный костюм человек. Необходимы - свистульки, колокольчики. (Слайд №12)

Звучит музыка Коляда

Ведущий №1: В старину на Руси был такой обряд. Назывался -

(Дети отвечают хором) - Коляда! (Слайд №13)

Ведущий№2: С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...

Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!

Ведущий№1: Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали. (Слайд № 14)

Девочка: (с озорством).

С праздником, господа!
А кричать ли коляда?

Ведущий№2: Кричите!

Все поют колядку, двигаясь по кругу:

Коляда, моляда,

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки -

Завалим лазейки,

Кто не даст лепёшки -

Завалим окошки,

Кто не даст пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда

Ведущий№1: Слышите шум и смех, играют свистульки, звенят колокольчики. Это коляда. (Слайд №15)

( Появляется козья голова. Блеяньем она приветствует собравшихся гостей и зрителей. С пением в зал входит процессия детей ряженых, впереди шествия - коза. Ребята становятся в полукруг. Один из участников обращается к гостям и зрителям, произнося стихи нараспев.)

Коляда: Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были.
Много лет, чтоб жили!

(Дети кланяются, запевает девочка призывно).

Девочка: Ой, девчата, нынче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?

(Мальчик мечтательно).

Мальчик: Там блины, пироги! Яблоки, ватрушки.

(Ребята берут заранее приготовленные атрибуты для обряда со словами)

Мальчик: Звезда - моя! Этот атрибут святочного обряда колядования символизировал чудесную звезду, которая взошла на небе. По явлению звезды волхвы узнали о рождении Иисуса. Обычно звезду делали пятиконечной, из бумаги большого размера, и приделывали к палке. Иногда в центре звезды помещали икону с ликом Христа. В некоторых областях звезда заменялась большим крестом, украшенным бумажными венками и цветами.

(Звезду изготавливали следующим образом: из плотного картона или фанеры вырезали звезду (она могла быть восьмиконечной, круглой или пятиконечной). Лучи звезды могли быть тупыми или острыми, равными или неравными по длине, главное, чтобы они были симметричными. Материалы для изготовления звезды были разными: ткань, блестящая бумага и мишура, атласные ленты, цветная бумага и картон.)

Мы ходили, мы гуляли по святым вечерам фольклерный праздник для младших школьников

Девочка: А мой - месяц! Шест с месяцем символизировал светлую зимнюю ночь, когда родился Иисус Христос.

(Изготавливается месяц следующим образом)

(из плотного картона вырезается основа высотой 25 см; основа с двух сторон обклеивается самоклеящейся пленкой желтого цвета; месяц закрепляется на шест; готовый атрибут украшается лентой и колокольчиками.)

Девочка: А коза - Иринке. Все смеются, Иринка (одна из девочек) берет козу за поясок, коза «бодается». Иринка гладит козу, приговаривает:

Иринка: Козушка моя серая,
По горке ходила,
Коза моя смелая
Волчика дразнила.

(Коза подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка).

Иринка: Волк такого не стерпел,
Взял козушку да и съел!

(На слово «съел» коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу козе со словами).

Мальчик: Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала...

Дети хором: Чтоб коза встала!!!

(Коза неожиданно поднимается.)

Мальчик: Долго мы колядовали,
Ажно ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то... (огорченно)
забыли.

Ведущая№2: Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Федотье в избу погреемся.
(Дети подходят к дому тетушки Федотьи)

Девочка: Здоровья тому, кто в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!

Мальчик: Что, Федотья, наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь ты нам бока.

Все хором: Тетушка Федотья, пусти погреться!

(Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Читают прибаутки о зиме.)

Мальчик: Хлопья белые летят,
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.

Девочка: Кто на горке, на горе,
На широком на дворе.
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
(Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют)

Девочки хором: Частушки. (Звучит музыка)

Девочка№1: Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Девочка№2:
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!

Девочка№3:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
Девочка№4:
По деревне я шла,
Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Девочка№5:
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Девочка№6:
Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Девочка№7:
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развесёлые поем.
Девочка№2:
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
Девочка№2:
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!

Ведущий№1:
Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,
А кто водит, посчитаем.

Ребята встают в тесный кружок и выбирают водящего считалкой. Все идут по кругу, а водящий идет за кругом в противоположную сторону. Потом водящий слегка ударяет по плечу одного из участников хоровода, круг останавливается, и водящий и тот, кого коснулись, бегут в разные стороны навстречу друг другу. Кто быстрее оббежит круг и займет освободившиеся место тот встает в круг, а тот который не успел стать на место становится водящим.

Считалка: Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит,
Первым пусть выходит!

(Начинается игра под весёлую музыку.)

Девочка: Мы и пели, и играли,

Под твоим окошком,
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!

(Выходит тетка Федотья, в руках блюдо с угощением).

Девочка: (насмешливо). Неси, неси, не тряси.

Все: (обращаясь к тетке). Половину не откуси!

(Ребята громко смеются)

Тетка Федотья: (с укоризной). Сначала загадки отгадайте,
А потом и лепешки отведайте.

Ведущие загадывают загадки по очереди :

Без рук рисует,
Без зубов кусается
. (Мороз.)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела
,
Стала улица бела. (Метель.)

Скатерть бела,
Весь свет одела. (Снег.)

Везет Сенька
Саньку на санках.
Санки хлоп,
Санька вбок,
Сонька скок,
Сеньку с ног.
Назови-ка всех по именам?
(Сенька, Санька, Сонька.)

Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят.
(Снежинки.)

Текло, текло,
И легло под стекло. (Река подо льдом.)

Не бриллиант, а светится. (Лед.)

Бегут по дорожке,

Доски да ножки. (Лыжи)

Белая морковка

Зимой растет. (Сосулька)

На дворе горой,

А в избе - водой. (Снег)

Схватил за щечки кончик носа,

Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Все это делает ….(Мороз)

Мальчик: (обращаясь к тетке Федотье).Тетка Федотья подавай-ка пирожки!

Другой мальчик: С лучком, с мачком.

Оба мальчика: С горьким перчиком!

Девочка: (расталкивая мальчиков, вставая между ними).

Постой, ребят,
Щас я скажу.
Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало,
Начинай сначала!

Ведущий№1: Ребята, послушайте, так мы упустили самое главное. Но на Рождество девушки и юноши еще и гадали.

Ведущий№2: Святки - волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. (Слайд №16)

Ведущий №1: Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа. А еще были коллективные гадания, все гости вытаскивали с Валенка различные предметы и узнавали свою судьбу в ближайший год. Вот и мы сейчас погадаем.

Гадание с валенком:

Гости по очереди достают из валенка предметы гадания:
Лента - длинная дорога
Щепка - к крепкому здоровью
Зеркальце - к красоте
Пуговица - счастье в семье
Конфета - к сладкой жизни
Бублик - к богатству

Ведущий №2: После всех забав 19 января наступало Крещение. На праздник Крещение Господне Русская православная церковь вспомнила, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник имеет еще одно название - Богоявление, поскольку Бог в образе Иисуса Христа явился на землю к людям. (Слайд № 17).

Дети исполняют песню «Сегодня день рождения у Господа Христа»

Ведущий №1: В этот же день проводилось водоосвящение (водосвятье). Считалось что в ночь на Крещение сами ангелы спускаются на землю и освещают воду во всех источниках и водоёмах. (Слайд № 18).


Ведущий№2:
Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России-матушки: Новый год, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

Ведущий: Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все тот час произойдет, все тот час сбывается.

Ведущий:
У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. (Слайд № 19)

Преподаватель: Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг к другу. Наш праздник окончен, спасибо за внимание!

Далее устраивается чаепитие с угощением, чтобы у ребят создалось полное ощущение праздника - Святок.



© 2010-2022