Сценарий родительского собрания Стили семейного воспитания

Департамент образования администрации г.Братска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»                                 Родительское собрание в 6 классе на тему: Стили семейного воспитания                     Разработали: Петрова Ксения Александровна                                        учитель английского языка                                                             Братск 2013 г.     Тема: «Стили семейного воспитания» Цель: ·        ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»








Родительское собрание в 6 классе на тему:

Стили семейного воспитания





Разработали: Петрова Ксения Александровна

учитель английского языка
















Братск 2013 г.



Тема: «Стили семейного воспитания»

Цель:

  • организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;

  • содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.

Форма проведения: семинар-практикум. Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Оборудование:

  • бланки анкеты «Стиль семейного воспитания»,

  • магнитофон,

  • диски с записями инструментальной музыки для релаксации,

  • памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания»,

  • карточки-роли для родителей.

Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная родители рассаживаются полукругом.

Ориентировочное время проведения: 40мин



Ход встречи

1. Введение.

«Дети не всегда умеют слушаться старших, но они очень хорошо умеют копировать». Надеюсь, Вы согласитесь с этим высказыванием, ведь самые близкие люди могут повлиять на воспитание ребенка. Никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Но вместе с тем, никто другой как самый близкий не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.

2. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегия семейного воспитания». (Приложение 1)

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря - как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.

3. Ролевая игра «Услышать ребенка».

Сейчас Вы увидите ситуацию, которую мы можем встретить в нашей жизни. В это время нашим зрителям-родителям дается задание: наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».

Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:

  • «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;

  • «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);

  • «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);

  • «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.)

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  1. Что вы чувствуете сейчас?

  2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?

  3. Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Проанализируем ситуацию, когда сын/дочь приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!». На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  • это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);

  • морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

  • критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);

  • выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);

  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

  • а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

4. Проблемная мини-лекция «О стилях семейного воспитания». (психолог) (Приложение 2)

5. Упражнение «Идеальный ребенок». «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они - хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается сказать, какие качества вы бы хотели видеть в своем ребенке.

Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, кл.рук-ль задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от ребенка. А вы сами - такие?!»

Дополнительные вопросы:

  1. Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?

  2. Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?

  3. Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

6. Тренинговое упражнение «Семья».

Инструкция:

1) Все участники исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти(комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками - ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья - устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным(«ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» - это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает жоставлять неприятности (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу - силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: «Круг - это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

7. Домашнее задание для родителей.

Уважаемые родители, Вам также дается домашнее задание, как и Вашим детям.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

И задание повышенной сложности: попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное - без крика.

2) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

9. В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания». (Приложение 3)

10. Рефлексия.

«Букет настроения». Родителям раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце собрания кл.рук-ль говорит: «Если вы считаете, что наше собрание не было для вас полезным, то выберете синий цветок. Если вы считаете, что наша работа была продуктивной, но информацией, полученной в ходе семинара вы не поделитесь с другими, то выберете зеленый цветок. Если вам понравилось на собрании и вы узнали что-то новое, поделитесь опытом с другими, то прикрепите к вазе красный цветок».















































Список используемой литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2003. - 253 с.

  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2004. - 240 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление»).

  3. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. - 2003, №21.

  4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко - Мн.: ООО «СЛК», 1997. - 640 с.

  5. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. - М.: «Ось -89», 2008. - 144 с. (Действенный тренинг).

  6. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

  7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

  8. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006, №19.



© 2010-2022