Доклад на тему: «Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКСОУ Починковская СКО школа - интернат VIII вида.



















Доклад на педагогическом совете на тему:





«Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности»







Учитель: Рокунова ТА.























с. Починки

Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

Отмечается рост числа детей детей-инвалидов во всех регионах Российской Федерации. Дети с ограниченной возможностью здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому такие дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность - принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Нравственное воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл классного руководства состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.

Классный руководитель должен направить деятельность учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

· воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

· воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

· создание условий для восприятия целостной картины мира;

· формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

· формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

· формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

· организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

· организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

· организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

· создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

· создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

· ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

· укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Основная задача классного руководителя - создать условия для развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую следующие направления в работе с учащимися и их родителями.

Учебно-позновательная

Определение успеваемости по четвертям, участие в викторинах и т.д.

Ценностно - ориентировочная деятельность

Встречи, игры, серии классных часов "Символы России", "Если с другом вышел в путь", " и т.д.

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики.

Дежурство по классу, организация и проведение генеральных уборок, серии классных часов «В мире профессий», выставки технического творчества, посещение промышленных предприятий и т.д.

Художественно-эстетическая.

Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

Участие в общешкольных мероприятиях6 «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы», посещение выставок и музеев.

Спортивно-оздоровительная.

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании.

«День здоровья», «Веселые старты», тематические классные часы "Секреты здорового образа жизни", " В здоровом теле - здоровый дух", «О профилактике вредных привычек» и т.д.

Духовно-нравственная, патриотическая.

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.

Экскурсии в храмы, музеи, места боевой славы, также способствует формированию духовно-нравственных качеств школьника.

Обогащение духовной культуры через тематические праздники и классные часы «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель - быть милосердными к людям.

Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид). Ознакомление с национальными и конфессиальными традициями.

Деятельность в области формирования правовой культуры.

Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Формирование толерантности.

Экологическая деятельность.

Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.

Профориентационная деятельность.

Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций.

Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей и были помощниками классному руководителю. Для родителей проводятся беседы на нравственные темы. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.

Воспитательная работа - дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым.

Воспитание - процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.





МКСОУ Починковская СКО школа - интернат VIII вида





Доклад на тему:

«Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности»



Учитель: Рокунова Т.А.





2014 г.

© 2010-2022