Разработака урока по самопознанию о взаимопонимании Понимать себя и других

Не так давно  в нашем  учебном плане появился новый предмет – самопознание. Я считаю, что это своевременный и необходимый  курс. На уроках  самопознания   ребята учатся доброте, взаимопониманию, а самое главное — рассудительности. Дети по-другому смотрят на мир, потому что их сердца и души наполняются радугой душевного равновесия. Ребята сразу полюбили этот предмет, а для меня мои ученики раскрылись в новом свете, стали более понятными,  это помогло мне узнать о их душевном мире. Уроки самопозн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Понимать себя и других

Цель: расширять представления о ценности взаимопонимания

Задачи:

  • Раскрывать значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;

  • Развивать стремление уважать мнения других людей;

  • Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям

Оборудование: аудиобасня А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука» со слайдами для показа на интерактивной доске; плакаты с названием темы урока и цитата урока; карточки со словами: мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение; мультфильм «Голубой щенок»;сигнальные карточки на каждого ученика в виде кругов чёрного и красного цвета; плакат: «Страна взаимопонимания»; конверты с бумажными человечками разных цветов, разных размеров; фонограмма песни «Совершите чудо»


Ход урока

Круг радости

Дети становятся парами в круг, повторяют слова и выполняют движения:

Я так люблю себя, (положить руку на сердце)

Что я могу любить тебя. (положить руку на сердце друга)

И ты начнёшь любить себя (положить руку на плечо друга)

И сможешь полюбить меня. (положить руку на своё сердце)

Определение темы урока

Прослушивание аудиобасни А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука» с просмотром иллюстраций на интерактивной доске

Беседа:

- Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?

- Почему?

- Чему им нужно научиться?

- Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга.

- Как вы думаете, а у людей так бывает?

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

(ответы детей)

- Тема нашего сегодняшнего урока «Понимать себя и других»»

Беседа:

-Отчего происходит непонимание между людьми?

Какое чувство лежит в основе взаимопонимания?

(ответы учащихся)

- Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека. Понимание - результат совместных усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.

Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение - всё это лежит в основе взаимопонимания

Цитата урока

Учитель обращает внимание детей на цитату урока, написанную на доске:



«Понимание - основа любви»

Народная мудрость

- Как вы понимаете смысл пословицы?

(ответы учащихся)

Просмотр фрагмента мультфильма «Голубой щенок»

Беседа

- Почему не хотели дружить с щенком?

- Чем он не похож на всех?

- Правильно ли они поступали?

(ответы детей)

Игра.

- А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный - второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  1. Ты устраиваешь истерику.
    2. Ты идешь с ними гулять.

Творческая работа. Заселение страны взаимопонимания

На доску вывешивается плакат: «Страна взаимопонимания»

- Как вы думаете, какими качествами должны обладать граждане этой страны?

(ответы детей)

Учитель раздаёт конверты, в которых находятся бумажные человечки разных цветов, разных размеров

- Посмотрите на человечков, которые у вас в руках.

- Есть ли одинаковые у кого-нибудь?

- Так и все мы, мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное, поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания. Напишите на своём человечке качество, которым он должен обладать, чтобы жить в стране взаимопонимания.

- Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все и разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.

(дети прикрепляют своего человечка на полянку, делая хоровод.

- Посмотрите, так как все человечки разные, получился яркий дружный хоровод. Это красиво. Так и мы, когда все дружим, уважаем и любим друг друга - это красиво!

Подведение итогов.

- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. И нам нужно учиться уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Круг «От сердца к сердцу»

Дети становятся в круг и исполняют песню:

Музыка Е. Птичкина
Слова М. Пляцковского

Совершите чудо

Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек...
Совершите чудо: руку протяните -
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!

Обогрейте словом, обласкайте взглядом -
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит всемогущий век.
Совершите чудо: пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!

Учитель начальных классов,

средней общеобразовательной школы №20 РО

Якушенко Валентина Викторовна

г Семей

© 2010-2022