Изучение семьи в начальной школе

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.   Для чего школе нужна информация о семье? • Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи - позволяющих выяснить ее особенности и использовать способность воздействовать на ребенка. • Для привлечения родителей к работе школы. • Для осуществления внутришкольного мониторинга при помощи семьи, позволяющего контр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение семьи

Хоменко И., к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего школе нужна информация о семье?

• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи - позволяющих выяснить ее особенности и использовать способность воздействовать на ребенка.

• Для привлечения родителей к работе школы.

• Для осуществления внутришкольного мониторинга при помощи семьи, позволяющего контролировать качество предоставляемых школой образовательных услуг.

• Для проведения информационно-просветительской работы родителей, а также создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что же необходимо знать директору школы о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи.

• Состав семьи.

• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

• Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).

• Материальная обеспеченность семьи.

• Оседлость.

• Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи. Круг интересов, хобби членов семьи.

• Образ жизни семьи.

Организация и принципы семейного воспитания.

• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.

• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей со школой.

• Участие членов семьи в жизни школы.

• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.

Собрать эту информацию позволяет использование диагностики.

В отличие от обычного изучения диагностике свойственно обязательное последействие, то есть коррекция, помощь.

Кто должен организовывать диагностическую работу в школе?

В зависимости от традиций школы, ее материального обеспечения, наличия ставок данную функцию могут осуществлять: классный руководитель, психолог, социальный педагог, ОКР (освобожденные классные руководители), «педагогические консилиумы», специальная психолого-педагогическая диагностическая служба школы. В состав данной службы могут входить различные специалисты: врач, логопед, дефектолог, психолог, психоневролог, психотерапевт, учителя, классные воспитатели, ОКР и методисты. В ряде школ Санкт-Петербурга данные службы носят название «ППМС-центры» (то есть центры психолого-педагогического и медицинского сопровождения ребенка).

Какие диагностические методики можно использовать для изучения семьи?

Прежде всего остановимся на принципах отбора диагностического инструментария.

Таких принципов, на наш взгляд, четыре:

1. Гуманизм - полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе.

2. Валидность - определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям.

3. Точность - соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества.

4. Надежность - определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях.

Основными методами изучения семьи являются:

• наблюдение;

• беседа;

• интервью;

• анкета;

• тест;

• изучение работ родителей и детей.

Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение, которое осуществляется учителем в ходе его общения с родителями, например, на родительских собраниях.

В зависимости от адресности предлагаемых методов и методик, то есть целей, на которые они направлены, семья будет выступать в качестве изучаемого объекта. Все предлагаемые методики можно представить в виде таблицы (таблица № 1).

Таблица № 1. Методика изучения семьи

Изучение семьи в начальной школе.

Поясним, как можно использовать некоторые методы и методики.

1. Создание социально-демографического портрета семьи ученика.

В качестве примера приведем опыт школы №101 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Учителем или социальным педагогом на основе анализа анкет, бесед, личных дел учащихся для каждого класса школы создаются социологические карты (см. ниже). В них отражается следующее:

• состав семьи (для того чтобы в случае необходимости оказать социальную помощь и педагогическую поддержку неполным семьям);

• материальное положение семьи (исходя из прожиточного минимума на каждого члена семьи);

• наличие условий для домашней работы.

Таблица № 2. Форма социологической карты класса

Изучение семьи в начальной школе.

Обобщенный социологический портрет классов позволил составить подробный портрет школы, необходимый руководителю ОУ для построения стратегии сотрудничества с родителями (см. приложение №1).

Приложение №1.

Изучение информационных запросов родителей

(примерная анкета)

Анкета разработана И. А. Хоменко.

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов.

С вашей помощью мы хотели бы сделать нашу школу лучше!

В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь больше всего? В какой форме она может быть вам представлена?

Изучение семьи в начальной школе.

Пожалуйста, укажите класс, в котором учится ваш ребенок:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Благодарим за сотрудничество!

Созданию социально-демографического портрета семьи помогут материалы опросных методов:

• Анкета «Родители о своем ребенке» (см. приложение №2);

• Тест «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?» (см. приложение №3).

Приложение №2

Анкета «Родители о своем ребенке»*

1-й вариант. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?

4. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

6. С кем дружит ваш ребенок?

7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время

9. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы?

10. Что хотели бы вы сообщить о своем ребенке?

2-й вариант. Допишите, пожалуйста, фразы:

1. Когда родился ваш ребенок, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…

3. О его здоровье мы можем сказать следующее…

4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы…

5. Его отношение к школе было…

6. Первые годы он учился в основном…

7. Ему больше нравились такие предметы, как…

8. Отношения с первой учительницей были…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в его воспитании сейчас связаны с…

11. Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на…

___________________________________________________________________

* В. С. Богословская. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск. 1998.

Приложение №3

Тест «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?»*

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем? Соотнесите свой ответ с ответом ребенка:

a) назвал(а) число предметов точно;

b) почти точно;

c) сильно ошибся (лась).

2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году:

a) все или пропустил(а) одно;

b) пропустил(а) два;

c) не посетил(а) ни одного по различным причинам.

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете:

a) всех;

b) некоторых;

c) только одного.

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка:

a) периодически;

b) один-два раза в четверть;

c) ни разу.

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете:

a) обращусь за помощью к учителям или другим людям;

b) пойду в дирекцию школы;

c) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе:

a) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий;

b) они мне очень мешают, но я их принимаю;

c) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

А теперь подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

a) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

b) 4-6 ответов. Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

c) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы - это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все делать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно дать ответы под буквой «а». Вы сможете этого достичь!

d) Возможно, некоторые родители скажут: «Я ответил на вопросы, во многих случаях используя вариант «b», а мой ребенок учится очень хорошо». Примите это как временную случайность.

______________________________________________________________________

* В. С. Богословская. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск. 1998.

Опросы проводятся классным руководителем на родительских собраниях, социальным педагогом или психологом на индивидуальных консультациях, «круглых столах».

Социально-демографическую характеристику семьи могут дополнять сочинения родителей первоклассников («Мой ребенок»), в которых описываются достоинства и затруднения ребенка, иногда включаются пожелания учителю. Интерес представляет опыт отдельных школ по написанию резюме родителей о себе.

Одним из методов составления социально-демографического портрета семьи является проведение школьных педагогических консилиумов (Ю. К. Бабанский).

В состав консилиума входят классный руководитель, психолог, социальный педагог, члены родительского комитета, учителя-предметники. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.

Итогом работы консилиума может быть:

• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;

• определение причин и характера отклонений в поведении и учении учащихся;

• разработка программы воспитательных мер в целях индивидуальной коррекции отклоняющегося развития.

Что касается опыта организации индивидуальной коррекционной работы с семьей, здесь может оказаться интересным опыт школ Дании. Удивительной, на наш взгляд, является включенность родителей как в педагогический процесс в целом, так и в педагогическую диагностику. В большинстве из посещенных нами школ у каждого из учителей помимо школьного расписания существует расписание работы с родителями. Нередко на эту работу отведены специальные дни в неделю, во время которых учитель не ведет уроки.

В Herskind skole г. Орхуса существует механизм работы PPR - Психолого-педагогической консультации по семье и школе, где четко определена схема решения, регулирования, налаживания и разрешения проблем. Если в результате диагностического отслеживания учителем делается вывод о наличии проблемы, к ее решению учитель, ученик и родитель приступают совместно.

Сначала каждый из них отвечает на определенные вопросы.

Вопросы для ребенка.

1. Есть ли кто-нибудь, с кем ты можешь говорить о проблеме? Кто это?

2. Какая проблема есть, по твоему мнению?

3. Что ты делал для того, чтобы ее решить, и что делали другие?

4. Какие последствия у этой проблемы?

5. Что бы ты хотел изменить? Что могло бы помочь?

6. Как ты думаешь, что другие бы могли сделать для помощи?

Вопросы для родителей.

1. У кого в семье есть влияние на ребенка?

2. Имя и возраст брата или сестры.

3. Участвовали ли вы ранее в подобных советах?

4. В чем вы видите суть проблемы?

5. Что вы делали для решения проблемы?

6. Каковы результаты ваших действий?

7. Какая помощь может быть оказана?

Вопросы для учителя.

1. Каковы, на ваш взгляд, причины проблемы?

2. Что вы делали до этого для решения проблемы?

3. Каковы результаты ваших действий?

4. Какая дальнейшая помощь возможна?

Участники выполняют задание отдельно друг от друга, но по желанию родитель и ребенок могут сделать его дома вместе. Затем собирается общее собрание, на котором могут присутствовать другие релевантные лица - например, школьный психолог (если он есть в школе) или советник, консультант. Далее, обобщая выполненное дома, участники определяются, что каждый из них может сделать для решения проблемы. Если полученные в результате предложения требуют дополнительных ресурсов, например, дополнительного или специального преподавания, то при помощи администрации данное постановление должно быть удовлетворено. После этого предполагается созыв собрания через 2-3 месяца, на котором оговаривается, должно ли быть продолжение помощи. При таком подходе действительно реализуется идея сопровождения в индивидуальном образовательном маршруте.

2. Внутришкольный мониторинг

Изучение степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг может осуществляться с помощью анкетирования.

Так, в гимназии № 11 г. Санкт-Петербурга для оценивания эффективности образовательной деятельности школы, работы ее служб и подразделений родителям предлагаются анкеты:

• «Ваше отношение к школе» (см. приложение №4);

• «Эффективность образовательной деятельности школы» (см. приложение №5) .

Приложение №4

Анкета для родителей «Ваше отношение к школе» *

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:

ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:

Изучение семьи в начальной школе.

__________________________________________________________

* Из опыта гимназии № 11 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Приложение №5

Анкета для родителей «Эффективность образовательной деятельности школы»*

Уважаемые родители!

Согласны ли вы со следующими высказываниям и (выберите, пожалуйста, одно из утверждений: согласен, не согласен, не знаю).

Изучение семьи в начальной школе.

______________________________________________________________________

*(Из опыта гимназии № 11 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)


Не менее важную информацию об оценке деятельности школы можно получить от родителей в процессе проведения родительских собраний, дискуссионных встреч и «круглых столов», предложив для обсуждения примерный круг вопросов:

Как вы считаете, позволяет ли школа ученикам:

• получать новые знания, необходимые для успеха в жизни;

• определиться в выборе профессии;

• выработать умение разбираться в людях;

• определить и развить свои способности и интересы;

• приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы (самореализоваться);

• общаться со сверстниками, интересно проводить время.

Многие родители считают, что школа должна перестроить отношения с ними в сторону их демократизации, то есть расширения прав и обязанностей родителей в школьной жизни. Для этого, по вашему мнению, необходимо:

• в обучении…

• в воспитании…

• в управлении школой…

• во взаимоотношениях с родителями…

3. Методики для определения необходимости проведения информационно-просветительской работы родителей:

• Анкета «Изучение информационных запросов родителей» (см. приложение № 1).

• Анкета «Изучение затруднений ребенка при освоении им образовательной программы» ( см. приложение № 6).

• Анкета по изучению ценностных ориентаций родителей (см. приложение № 7).

• Комплекс методик для организации психолого-педагогического просвещения родителей (см. приложения №№ 8, 9, 10, 11).

Приложение №6

Выявление характера затруднений при освоении ребенком образовательной программы*

Уважаемые родители!

Вполне возможно, что не всегда ваш ребенок одинаково успешно осваивает разные предметы. Вероятно, вы и сами сталкиваетесь с теми или иными проблемами, когда помогаете вашим детям готовить домашние задания. Пожалуйста, ответьте на вопросы, предлагаемые в анкете. Нам бы очень хотелось помочь нашим детям лучше справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения.

Изучение семьи в начальной школе.

Благодарим за сотрудничество!

__________________________

* Разработано И. А. Хоменко.

Приложение № 7

Анкета для родителей*

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой наша школа. Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной!

1. Какие ценности вы назвали бы в числе приоритетных ДЛЯ ВАС?

(Пожалуйста, отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте цифрой 1, далее - цифрой 2 и т.д. в порядке убывания.)

Допишите свой вариант, если у нас вы его не нашли.

Ценности

Место

Здоровье

Семья

Дружба

Творчество

Карьера (профессиональный рост)

Образование

Нравственность


2. Известно, что результат полноценного образования - это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент школа?

- На обучении.

- На воспитании.

(Пожалуйста, обведите ОДИН выбранный ответ.)

3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что - обязанность семьи и родителей?

Школа должна:

Семья должна:

4. Нужно ли юридически при составлении договоров между школой и родителями закреплять эту ответственность между школой и семьей?

Да Нет Договор вообще не нужен

5. Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается школа больше всего? (Нужное обведите.)

В материальной. В физической. В информационной. Ни в какой.

Ваш вариант:

6. Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе?

7. А в какой помощи от школы нуждаетесь вы?

8. Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе. В каком классе учится ваш ребенок (дети)? (Нужное обведите.)

1-3 5-9 10-11

Большое спасибо за ваши ответы!

__________________________________________________________________________

* Разработано И. А. Хоменко.

Приложение № 8

Анкета для родителей*

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.

Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. Да 2. Нет 3. Не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

- специальные книги о педагогике;

- беседы с друзьями и знакомыми;

- беседы с учителями;

- ;

- .

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

- взаимное непонимание детей и взрослых;

- успеваемость детей;

- непослушание;

- бездуховность;

- лень;

- половое воспитание;

-

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

-

5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

-

6. С кем вы говорили о вашей проблеме?

1 -

2 - ни с кем

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

- психолога,

- педагога,

- врача,

-

8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или школа?

- безусловно, семья;

- в большей мере семья;

- в равной степени и семья, и школа;

- школа, так как там ребенок проводит много времени;

- школа и улица.

9. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?

- лекциями о воспитании;

- специальными практическими занятиями;

- информацией об особенностях развития моего ребенка;

- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

- .

10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?

- не более одного часа в неделю;

- примерно пару часов в месяц;

- трудно сказать.

11. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:

Ваш возраст______лет

Возраст ваших детей

Ваше образование

Спасибо за ответы!

__________________________________________________

* Разработано И. А. Хоменко, 1994 г.

Приложение № 9

Показатели* педагогического просвещения родителей

Изучение семьи в начальной школе.

______________________________________________________________________________

* Хоменко И. А. Педагогическое просвещение родителей младших подростков в современной общеобразовательной школе. Автореф. канд. пед. наук. СПб., 1997.

Приложение № 10

Характеристика* уровней результативности педагогического просвещения родителей

Изучение семьи в начальной школе.

__________________________________________________________

*Хоменко И. А. Педагогическое просвещение родителей младших подростков в современной общеобразовательной школе. Автореф. канд. пед. наук. СПб., 1997.

Приложение № 11

Методы изучения результативности педагогического просвещения родителей*

Изучение семьи в начальной школе.

_____________________________________________________________________

* Хоменко И. А. Педагогическое просвещение родителей младших подростков в современной общеобразовательной школе. Автореф. канд. пед. наук. СПб, 1997.

Полученные в результате изучения семьи данные должны стать базовой информацией, которая позволит определить стратегию и так тику взаимодействия образовательного учреждения и родителей. На ее основе проектируются содержание и способы информирования, просвещения, обучения и консультирования родителей, а также работа по индивидуальному сопровождению семьи.


© 2010-2022