Новые практики партнёрства и взаимодействия с семьёй

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые практики партнёрства и взаимодействия с семьёй.

Одной из актуальных проблем в воспитании ребёнка является партнёрство семьи и школы. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в различных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, преодоления негативных поступков и проявлений в поведении.

В социальной педагогике определены общие принципы, на которых строятся партнерские отношения:

  1. Принцип социальной справедливости и согласованности интересов всех участников;

  2. Принцип ответственности партнеров друг перед другом;

  3. Принцип добровольности;

  4. Принцип равновыгодности.

Задача каждого классного руководителя - стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение. В этот период родители прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса.

С 2001года (12 лет) на базе моего класса действует «Клуб современной семьи». Идея его создания принадлежала родителям- активным, энергичным папам и мамам, которые хотели сделать процесс обучения и воспитания ребятишек в школе интересным и познавательным.

Задачи «Клуба современной семьи».

1. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, участие во всех формах внеурочной деятельности.

2.Повышение педагогической, психологической, компетентности родителей.

3. Налаживание партнёрские отношения с семьёй, создание атмосферы взаимопонимания, взаимоподдержки и общности интересов.

В планировании воспитательной работы клуба, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях.

Хочу выделить основные направления работы с семьёй:

-Психолого - педагогическое просвещение родителей.

-Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс.

-Участие семей в управлении учебно -воспитательным процессом.

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.

Коллективные:

-родительские собрания;

-конференции.

-круглые столы;

-семейные вечера;

-лектории;

-диспуты;

-Дни открытых дверей и т.д.

Групповые:

- работа с родительским комитетом;

-тренинги;

-родительские клубы.

Индивидуальные:

-консультации;

-беседы;

-поручения;

-посещения на дому.

  1. Родительские собрания. (1- 2 раза в четверть)

Начиная с первого собрания, стараюсь добиться максимальной посещаемости их родителями.

Я стараюсь убедить родителей в том, что их дети теперь для меня - не чужие. И я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы в школе им было интересно. На первом собрании родителям предлагаю заполнить анкету «Какую посильную помощь вы могли бы оказать классу и в каких мероприятиях хотели бы принять участие?» На каждом родительском собрании я провожу родительский всеобуч (или небольшую лекцию) по теме собрания. Чтобы собрания были полезными родителям, и им хотелось в нём участвовать, предлагаю им самим выбрать тему будущего собрания.

  1. Работа родительского комитета.

Уже на протяжении нескольких лет использую подвижный состав родительского комитета. За 4 года обучения каждый родитель может быть членом родительского комитета и принимать активное участие в жизни класса и школы и сравнить свою работу с работой другого состава.

3.Родительский кружок.

Любой, увлеченный родитель, может организовать работу кружка в классе. Его направленность, охват учащихся решается конкретно в каждом случае. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а является непосредственным помощником.

Так Плотникова Е.А. вела в классе кружки «Астрономия» и «Микробиология», Пономаренко И.Е. -«Аквариумные рыбки», Головко Л.В. «Декоративная роспись». Форма проведения занятий различна: беседы, экскурсии, практические занятия, оформление газет, и др. Занятия проходят 1 - 2 раза в месяц.

На базе гимназии проходила всероссийская конференция по воспитательной работе, в которой мои учащиеся и родители приняли самое активное участие. Прошла презентация проекта «Мир увлечений родителей становится миром увлечений детей». Кружковая работа родителей получила высокую оценку гостей.

4. Заочные конкурсы.

Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все могут принять участие, в каком - либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике, я проводила конкурс «Осенняя сказка» (выставка поделок из овощей, выполненных родителями), фотоконкурс «Интересное рядом» и т.д. Тематика конкурсов, вовлечение в них родителей, бабушек и дедушек зависят от выдумки учителя и детей. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, совет гимназии, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.

5. Исследовательская работа.

В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу можно поручать как отдельным семьям, так и всему классу. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. В прошлом году с учащимися 1 класса выполнили исследовательскую работу на тему: «Родословная моей семьи.» В работе принимали участие все дети и все родители. В 2011 году с учащимися 3 классов проводилась исследовательская работа на тему: «Семейные реликвии». И здесь родители учащихся приняли самое активное участие. А Рысина Полина стала призером (2 место) регионального этапа этого конкурса. Ежегодно мои ученики выполняют индивидуальные исследовательские работы, и в этом им помогает не только учитель, но их родители. Многие ребята являются победителями, призёрами и участниками районного этапа Всероссийского конкурса «Я-исследователь».

Весной этого года на базе гимназии проходила региональная конференция по воспитательной работе. Детским клубом «Славия» был представлен проект по патриотическому воспитанию «Державы верные сыны». В течение долгого времени велась работа по созданию книги «Державы верные сыны». У каждого ученика в этой книге есть своя страничка о родных и близких, воевавших в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чеченской республике или служивших в армии. Участие семьи над этим проектом было очевидным. Такая деятельность объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса.

7. Семейные вечера, семейные конкурсы, КТД.

Традиционными в гимназии стали ежегодные семейные спортивные мероприятия:"Мама, папа, я - спортивная семья", "Весёлые старты" и др. В прошлом году нашу гимназию на городском конкурсе «Мама, папа, я- спортивная семья» представляли две семьи-Старцевых и Новиковых. Семья Новиковых дважды заняла 2 местов городском конкурсе, а семья Старцевых стала дважды победителем городского конкурса, а затем заняла 2 место в региональном этапе соревнований.

Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются семейные вечера, семейные конкурсы и КТД. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей.

На таких мероприятиях и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. Воспитание на лучших народных традициях способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей, сплочению класса, развитию творческих способностей, любознательности и гордости за своих родителей, семью.

В каждом классе, есть свои традиционные праздники: «День матери», «День именинника», «Новогодняя сказка», «Рыцарский турнир», и др. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят провести для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником с родительским комитетом обсуждает детали ( оформление класса, призы и т.д.) Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)

Привлечение родителей к общественной работе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы объединяют детей и родителей, помогают найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Помните семь правил успешной работы с родителями:

1. Уважайте!
2. Помогайте!
3. Объясняйте!
4. Доверяйте!
5. Учитесь!
6. Спрашивайте!
7. Благодарите!


© 2010-2022