Социальный проект Традиция семейного чтения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект Традиция семейного чтенияСоциальный проект Традиция семейного чтенияСоциальный проект Традиция семейного чтенияСоциальный проект Традиция семейного чтения


«семья у книжной полки»



Социальный проект группы учеников 2 «Б» класса


«Традиция семейного чтения»




Авторы: творческая группа учеников и родителей 2 «Б» класса МБОУ СОШ №60 г. Нижнего Новгорода

Консультанты: Чеснокова И.Н., зам. директора по УВР;

Ильянова И.В., кл. руководитель 2 «Б»



Нижний Новгород

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ:


Информационная карта проекта………………………………………………..3

1. Введение………………………………………………………………………4

    1. Актуальность проекта………………………………………………...4

    2. Постановка проблемы………………………………………………...4

    3. Миссия проекта……………………………………………………….5

    4. Целеполагание проекта……………………………………………….5

    5. Жизнеспособность проекта (перспективы)………………………….5

  1. Содержание деятельности………………………………………………….6

2.1. Направления деятельности……………………………………………6

2.2. Блоки деятельности……………………………………………………6

3. Механизм реализации проекта……………………………………………….7

3.1. Форма деятельности…………………………………………………...7

3.2. Этапы деятельности…………………………………………………...8

3.3. Структурно-функциональное обоснование проекта…………………9

4. Оценка результативности проекта……………………...…………………. 9

4.1. Ожидаемый результат……………………………………………….…9

4.2. Оценка эффективности деятельности………………………………..10

5. Финансирование проекта…………………………………………………….12








ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Традиции семейного чтения»

Автор проекта

Творческая группа учеников и родителей 2 «Б» класса МБОУ СОШ №60 г.Нижнего Новгорода

Целевая группа

Активные читатели

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Вопрос о развитии подрастающего поколения, в частности, о чтении детских книг, стоит открытым давно. С развитием технического прогресса, изменением общественных ценностей дети приобщаются все больше к экранам компьютерных мониторов, к просмотру видеофильмов совсем не детского и отнюдь не воспитательного характера. Для ее решения в России принимаются соответствующие меры, разрабатываются и внедряются масштабные проекты: Национальная программа поддержки и развития чтения, Всероссийский форум чтения. Кроме этого, был создан Национальный фонд чтения, Российская ассоциация чтения и другие. В свою очередь, мы тоже хотим внести свой вклад в решение этой проблемы.

Цели и задачи проекта

Цель проекта - Привлечение внимания к проблеме семейного чтения.

Задачи проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

- организация сотрудничества "ученик-родитель-библиотекарь"

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

Краткая аннотация содержания проекта

Данный проект является краткосрочным.

Проект направлен на изучение традиции семейного чтения в современных семьях.

Проект включает в себя:

- изучение традиции семейного чтения;

- изучение и анализ информационных потребностей читателей 20века и 21 века;

- организация сотрудничества "ученик-родитель-библиотекарь";

- проведение отчета о проделанной работе.

Проект способствует формированию участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, развитию творческой и познавательной активности.

Сроки выполнения проекта

Ноябрь - январь 2014 - 2015 года

Предполагаемая стоимость проекта

Малозатратный

Контактная информация

Чеснокова Ирина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе, 252-79-36

1. ВВЕДЕНИЕ

  1. Актуальность проекта

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Негативным фактором в формировании читателя является и утрата традиций семейного чтения. На современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя.

Группа учеников школы № 60 Ленинского района города Нижнего Новгорода решили провести исследование, почему в России стали меньше читать и нужна ли традиция семейного чтения современным людям.

На сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

  1. Постановка проблемы

- Возникновение традиций семейного чтения

- Сравнение читателей нынешнего и прошлого века. (Похожи ли современные дети на своих старших родственников и знакомых?)

- Сопоставление читательских интересов людей нынешнего и прошлого века. (Одинаково ли их отношение к чтению?)

- Существование домашней библиотеки в семье 21 века. (Имеют ли современные семьи свою домашнюю библиотеку?)

- Поиск путей возвращения традиции семейного чтения.

  1. Миссия проекта

Проект призван содействовать приобщению детей к чтению, развитию читательского таланта, совместному читательскому творчеству детей и взрослых.

  1. Целеполагание проекта

Цель проекта - привлечение внимания к проблеме семейного чтения, содействие приобщению детей к чтению, развитию читательского таланта, совместному читательскому творчеству детей и взрослых.

Задачи проекта:

- Изучение традиции семейного чтения

- Изучение и анализ информационных потребностей читателей 20века и 21 века.

- организация сотрудничества "ученик-родитель-библиотекарь"

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

Проект базируется на следующих понятиях:

Традиция - преданье, всё, что устно перешло от одного поколенья на другое.

Традиция семейного чтения - это чтение вслух для удовольствия взрослыми и приравненных к взрослым членов семьи, предполагающая возможность обсуждения, диалога.

1.5. Жизнеспособность проекта (перспективы)

Жизнеспособность данного проекта обусловлена тем, что обучающиеся решают реальные задачи, соизмеримые уровню их возможностей.

Возможное развитие проекта в дальнейшем:

  • Расширение географии проекта;

  • Привлечение большего числа родителей и родственников;

  • Привлечение большего числа детей и подростков к исследовательской деятельности и реализации проекта;

  • Передача накопленного опыта обучающимся, желающим реализовать подобный проект;

  • Сотрудничество с библиотеками.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Направления деятельности

Работа по реализации проекта проходила по нескольким направлениям:

  1. Сбор информации.

Используются разные способы получения информации:

- изучение литературы

- подсчет (например, книг в домашней библиотеке),

- изучение документов (из семейного архива, читательского формуляра и т.п.),

- интервью.

2. Анализ информации.

- подбор и создание иллюстраций по теме.

- написание статьи.

- выступление перед классом

3. Создание презентации. Проведение отчета о проделанной работе.

2.2. Блоки деятельности

Информационно-диагностический блок (месяц - начало ноября, ответственный - Мухина Виктория - староста класса=командир 2 «Б» класса и самый ответственный человек)

  • Связь творческой группы с классным руководителем, родителями и изучение ситуации, исследование проблемы.

  • Консультация с библиотекарем и зам.директора по УВР по оценке ресурсов, постановке целей и задач, корректировка деятельности.

Организационно - методический блок (месяц - середина ноябрь, ответственный - Ефремов Артем, командир «Команды Знаек»)

  • Разработка теоретической части проекта творческой командой, обсуждение и утверждение проекта.

  • Консультации по написанию проекта с зам. директора по УВР

Мотивационный блок (месяц - декабрь, ответственный Куц Дарья, командир «Команды Карандаша»)

  • Выход представителя группы к классу с предложением участвовать в сборе информации.

Деятельностный блок (месяц - декабрь-январь, ответственный - Ильянова И.В., классный руководитель)

  • Предполагает создание презентации «Традиции семейного чтения» и проведение отчетного мероприятия - «Круг чтения».

Итоговый блок (месяц - конец января, ответственный - Чеснокова И.Н., зам.директора по УВР)

  • Оценка деятельности каждого этапа проекта, анализ ошибок, обсуждение конечного результата проекта.

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


3.1. Форма деятельности

Проект представляет собой систему коллективных творческих дел, разных по подготовке, срокам исполнения, но направленных на реализацию общей цели, выливающуюся, в конечном итоге в отчет и создание презентации для учеников и родителей 2 «Б» класса.

3.2. Этапы деятельности


Этап

Проектная линия

Действия

Результат

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

(ноябрь 2014 года)

Интеллектуальная

Заседание творческой группы по созданию проекта

Составление примерного плана проекта

Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта

Утверждение плана-сетки проекта у классного руководителя образовательного учреждения

Пропагандистская

Поиск дополнительных участников проекта

Формирование группы из обучающихся 2 «Б» класса для реализации проекта

Рекламная

Поиск партнеров для проекта

Привлечение родителей

Дизайнерская

Разработка дизайна отчета

Утверждение разработанного дизайна

Информационная

Взаимодействие с библиотекой

Получение информации о реальных потребностях читателей

ОСНОВНОЙ

(декабрь 2014 года)

Творческая

Заказ плакатов и рисунков

Реализация наглядности и оформление класса

Интеллектуальная

Написание статьи о проделанной работе

Выступление перед классом

ИТОГОВЫЙ

(19 .01 .2015 года)

Творческая

Подведение итогов о проделанной работе и награждение самых активных участников

Проведение отчетного мероприятия - «Круг чтения»

Познавательная

Выступление актива группы

Просмотр презентации

«Традиция семейного чтения»

3.3. Структурно-функциональное обоснование проекта

Структурно-функциональное обоснование проекта предполагает четкое распределение ролей и функций между участниками проекта.

  • Заместитель директора по воспитательной работе - осуществляет общее управление проектом;

  • Классный руководитель - осуществляет методическое обеспечение проекта, является организатором содержательной стороны проекта;

  • Группа учеников 2 «Б» класса - исполнители проекта;


3.4. Взаимодействие группы учащихся 3 «В» класса

с участниками проекта



Библиотекари





Родители и

родственники

Учащиеся

2 «Б»

класса

Классный

руководитель





Зам.директора

по УВР



4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

4.1. Ожидаемый результат

Показатель результативности

Описание показателя

Предполагаемый результат

Количественный

Количество обучающихся, принявших участие в проекте

Творческая группа 2 «Б» класса - 3 человека, родители - 4 человека, исполнители проекта - 15 человек, участники проекта - 14 человек

Итого: 34 человека.

Эмоциональный

Проявление положительных эмоций всех участников проекта

Для учеников 2 «Б» класса - это радость от общения, положительные эмоции.

Для организаторов проекта - это радость от совершённого полезного дела

Личностно-нравственный

Духовно-нравственное развитие личности участников

Повышение уровня своего духовного развития, благодаря общению с книгой и интересными беседами с читателями старшего поколения

Социальный

Социальное развитие личности

Реализация проекта способствовала приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению

Заинтересованность социальных партнеров

Школа заинтересована в наличии социально -значимого дела для общества и полезного для обучающихся.

Социальное развитие проекта

Расширение границ и масштабов проекта

4.2. Оценка эффективности деятельности участников проекта

В рамках реализации проекта «Традиция семейного чтения» проводился констатирующий эксперимент, целью которого стало изучение показателей читательского спроса.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить произошедшие изменения в структуре социального развития личности, в частности уровня читательского интереса.

  2. Провести сравнительный анализ показателей до и после проведения проекта «Традиция семейного чтения».

Эксперимент по изучению уровня читательских потребностей осуществлялся с использованием опроса родителей и анкетирования учащихся 2 «Б» класса. Применение данных методов позволило сравнить читательский спрос.

В ходе данного исследования была прослежена тенденция читательских потребностей у учащихся 2 «Б» класса

Уровень читательских потребностей

ДО

проекта

ПОСЛЕ

проекта

Высокий

15%

52%

Средний

85%

48%

Низкий

0%

0%


Таким образом, как видно из таблицы до проведения проекта у учащихся превалирующим (на 70%) оказался средний уровень читательских потребностей, что говорит о них, как о людях, читающих, в достаточной степени. После проведения проекта ситуация резко изменилась, возрос высокий уровень на 37%, за счет понижения среднего уровня на 37%.

Вывод: после проведения проекта «Традиция семейного чтения» у ее участников возрос уровень социального развития личности, в частности уровень читательских потребностей.

5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Проект малозатратный, он предполагает:

  • использование родительской помощи и помощи одноклассников в оформлении агитационных материалов и рекламных

  • плакатов.

Приложение

Анкета для учащихся

«Любите ли вы читать?»

  1. Любите ли вы читать (не читать) и почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какими вы пользуетесь библиотеками?

    • Школьная;

    • Детская;

    • Личная.

    • Ни какой.


  1. Как часто вы ходите в школьную библиотеку?

    • 1 раз в неделю;

    • 1 раз в 2 недели;

    • 1 раз в месяц;

    • 1 раз год.


  1. Сколько книг в вашей домашней библиотеке?

    • 20;

    • 50;

    • 100;

    • Более 100.


  1. Как быстро вы читаете?

    • Одну книгу в 2 дня;

    • Одну книгу в неделю;

    • Одну книгу в месяц;

    • Одну книгу в год.


  1. Какие книги вы любите больше всего читать?

    • Исторические;

    • О природе и животных;

    • О школьной жизни, мальчиках и девочках;

    • Сказки, фэнтези;

    • Стихи;

    • Энциклопедии, словари, справочники;

    • Детские журналы.

    • Ни какие.


  1. Читают ли книги ваши родители?

    • Мама;

    • Папа;

    • Бабушки и дедушки.


  1. Можете ли вы самостоятельно найти нужную вам книгу по нужной теме в библиотеке?

    • да;

    • нет.


  1. При выборе книги, на что вы обращаете внимание?

    • На обложку;

    • На предисловие книги;

    • На картинки в книге.

© 2010-2022