Творческий час «Диалог культур. Платки разных национальностей»

  Цель: Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов. Данная цель предполагает решение следующих задач: 1. Систематически расширять представление школьников о культуре и традициях русского, татарского и кавказских народов; 2.Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа; 3.Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе то...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Презентация на тему:

«Диалог культур. Платки разных национальностей»

Цель:

Формирование духовно - нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Систематически расширять представление школьников о культуре и традициях русского, татарского и кавказских народов;

2.Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3.Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4.Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.

Платки у разных национальностей

Викисловарь: Платок (аксессуар) - кусок ткани, квадратной или треугольной формы, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий ее.

Этимология слова платок - плат, plast - широкий - кусок ткани или полотна. Предмет одежды в виде куска ткани или вязаной материи, чаще квадратной формы, предназначенный для обвязывания вокруг головы или накидывания на плечи. Платок изначально был одним из важных факторов престижа и призван скрывать женскую красоту, а в первую очередь женские волосы - один из главных символов телесного наслаждения. Слайд №1

Платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Знатные особы носили «богатые» платки из дорогой ткани, вышитые золотом. Платком обертывали священные предметы. В танце с его помощью девушки подчеркивали грациозность и легкость своих движений. Слайд № 2 Римские легионеры повязывали платок вокруг шеи. А после распада Римской Империи моду на шейные платки переняли народы Румынии, Хорватии, Франции. Этот маленький «предмет» стал украшать парижских модниц и модников. А уже в конце XVIII века в Европе вошли в моду широкие и легкие платки.

В былые времена кроме украшения, шейные платки несли в себе и политический смысл. В революционные 20-е, во времена Советского Союза платок становится элементом идеологической символики. Слайд № 26. Треугольный платок из ярко красного атласа - пионерский галстук, был символом идеологического единства. Своеобразная «красная» атрибутика стала предметом моды соцреализма. Слайд № 25. Красная косынка, концы которой женщины завязывали на затылке, была символом. Посещая Советский союз, иностранцы считали своим долгом купить «русский сувенир» и привезти в свою страну... В шестидесятых годах прошлого столетия модные среди хиппи индийские платки с набивкой «огурцы» были выражением неограниченной свободы и солидарности с угнетенными национальными меньшинствами. И, конечно, небольшие шейные платки Слайд № 24 и банданы Слайд № 27 всегда были и есть неизменным атрибутом внешности рок-музыкантов и групп экстрималов - байкеров, роллеров, скейтбордистов и т.д.

История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, Слайд № 17 или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора. О русских платках и шалях Слайд № 18 знали даже за рубежом. Павлопосадский платок Слайд № 19, например, стал обязательным элементом русского костюма. Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон - как символ слияния человека с природой. Слава павлопосадских платков не меркнет до сих пор. А в Павлово-Посаде существует Музей истории русского платка и шали. Многие современные модельеры использовали тему павлопосадских платков в своих коллекциях. Андрей Шаров на неделе высокой моды в Москве (1999 год) в коллекции «Это все для тебя» представил юбки, брюки, корсеты, бейсболки и топы, «цветущие» павлопосадскими рисунками.

Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Слайд №29 Они появились в конце XVII века, а в XIX-ом о них знала вся Европа. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургские платки получили всемирное признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе. Оренбургский пуховый платок - это целая история русской культуры, обрядов и традиций. Замужняя русская женщина должна была надевать платок поверх головных уборов, а девушки - непосредственно на голову. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику. Со временем он утратил функцию «индикатора» социального или возрастного статуса. Его стали использовать в качестве оригинального аксессуара, украшающего любой наряд.

Головной платок является неотъемлемой деталью одежды кавказской женщины, необходимость ношения которого актуальна по сегодняшний день. Слайд №7

Платки с давних времен широко использовались в восточном танце. Танец с платком может хранить тайну под струящимся по телу чаровницы покровом. Слайд № 8

Горские еврейки пожилого возраста - бабушки, носили и носят по сегодняшний день косынку летом и платок зимой Слайд № 9. Многие из них повязывают платок поверх косынки, независимо от времени года. Традиция ношения головных платков и по сей день актуальна среди горских евреев, независимо от того, где бы они ни жили, в Азербайджане, США или в Израиле.

Женский головной убор у татарок прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, Слайд №3 тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения - полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке - так его носят и сейчас.Слайд № 5

Почти в каждой семье до сегодняшнего дня сохранился хотя бы один старинный традиционный национальный женский или мужской наряд или головной убор, который извлекают из «бабушкиного сундука» лишь по особым случаям. Среди горских евреев Северного Кавказа о головных платках существуют разные поверья и притчи. Платок, брошенный женщиной на землю между двумя горячо спорящими мужчинами, предотвращает или останавливает драку, если мы даже знаем, что наступивший мир возможно только прелюдия к будущему скандалу. Если от змеи исходит опасность, платок, брошенный на землю, отпугивает даже ее. Особо дурным тоном считается наступить на платок ногой. (На конкурсах красоты за это снимают баллы.)

Платок всегда был и остается важным украшением свадебного ритуала. Слайд № 11 старинному обычаю лицо еврейской невесты закрывают свадебным покрывалом - платком красного или белого цвета, что символизирует радость и невинность. По поверью свадебный платок обладает особой магической силой, он отводит от жениха и невесты злых духов.

Большой платок служит одним из видов хорошего подарка Слайд №12. Близких родственниц будущего мужа одаривают отрезами на платье, дорогими платками, шарфами или косынками, а мужчинам дарят носовые платки Слайд №13, дабы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье. В недалеком прошлом все молодые женщины и девушки приходили на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте такие платки ткали, в другом - использовали покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые или вязаные платки специально хранили для семейного торжества Слайд № 14

Шейный платок - Устаревший вид галстука; в 21 веке используется в качестве шарфа.

Оренбургский пуховый платок - Разновидность пухового платка оригинальной вязки в русских традициях.

Павлово-посадские набивные платки - Разновидность русского национального платка.

Фишю - Тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из лёгкой ткани (муслина, батиста) или кружев, прикрывавший шею и декольте.

Косынка - Треугольный, чаще ситцевый платок.

Носовой платок - Небольшой кусок ткани для сморкания и вытирания носа, употребляется также для обтирания рта и лица или имеет исключительно декоративную функцию.

Мужской нагрудный платок - Небольшой кусок ткани, используемый в качестве дополнения к мужскому костюму.

Куфия (Арафатка, Шемах) - Мужской головной платок, популярный в арабских странах. Название "арафатка" куфия получила в русскоязычных странах когда на телеэкранах часто появлялся лидер палестинцев Ясир Арафат, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия

Шаль - Большой вязаный или тканый платок.

Хиджаб - Традиционный исламский женский головной платок. Слайд № 6

Убрус - Русский женский головной платок.

Апостольник - Головной платок русской монахини, с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота.

Кашне - Шейный платок, которым укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду.

Бандана - Головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок).

Повойник - Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок.

Келагаи - Шёлковый платок, азербайджанский национальный женский головной убор.

Кустышки - Часть головного убора русского традиционного костюма Архангельской области. Кустышки представляют из себя широкий платок из тафты красного цвета, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны.



© 2010-2022