Статья по теме Система работы с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения

Самохвалова Е.А., учитель

МБОУ «Усть - Абаканская СОШ»,

Республика Хакасия

Проект «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования определяет деятельность по формированию и развитию системы поддержки талантливых детей. В проекте отмечается, что необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых детей.

Модернизация российского образования диктует необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требует от школы решения проблемы адаптации ребенка в окружающем мире.

Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работой в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. Только в этом случае возможно раскрыть творческие возможности и ученика и учителя, целенаправленно формируя у них увлеченность творческой деятельностью в той или иной предметной области (или раскрыть предрасположенность к ней) и обеспечивая тем самым их самореализацию для их личностного роста.

Школьная жизнь должна быть заполнена таким содержанием, такой деятельностью, которая поможет развить талантливую одарённость ребёнка.

Ребёнок генетически расположен к учению. Сама природа ребёнка ориентирована на познание окружающего. Вот почему мы слышим от ребёнка в самом раннем возрасте вопросы «почему?», «а что это такое?».

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Творчески работающий воспитатель, учитель понимает, что воспитание, обучение должно осуществляться без насилия над ребёнком в условиях доминирования исследовательских методов обучения. Дж. Дьюи определял ребёнка как центральную фигуру в процессе обучения: «Он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности должны упражняться». Для развития личностных компетентностей учащихся в образовательном учреждении необходимо, чтобы работа с одарёнными детьми осуществлялась в системе.

Развитие творческого потенциала одаренных детей через активные виды деятельности

Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одарённых - это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы. В стандартные программы в различной форме включаются более сложные и дополнительные материалы. Но только лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала отнюдь не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. В соответствии с этим и в усложненных программах для одаренных детей не уделяется никакого внимания творческому развитию. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик, способствующих реализации одаренности, также важно при работе по повышению их интеллектуального уровня.

В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Для развития творческой познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельные акты

познавательной активности. Средствами познавательной активности в проблемной ситуации могут выступать вопросы разных типов. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель - отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопросов. Это приводит к тому, что, если у младших детей еще есть слабые попытки диалога с учителем, то подростки уже боятся задавать вопросы. А способы стимуляции исследовательской активности доступны практически каждому

учителю: от игры в вопросы с младшими до организации дискуссий, проблемных диалогов, отвечающих познавательным запросам подростков.

Каковы же пути практической реализации изложенных выше требований к обучению одаренных детей? Здесь можно выделить несколько подходов к организации учебного процесса. Первый заключается в том, что одаренные дети обучаются и воспитываются в условиях обычного класса, но по индивидуальным программам, содержащим элементы ускорения и обогащения, что предполагать периодическое «перепрыгивание» в более старший класс. Второй подход - это создание для одаренных детей особых классов в структуре обычной школы. И наконец, третий - организация для одаренных детей специальных школ. В качестве аргумента против создания специальных школ для одаренных часто приводят мнение о том, что одаренный ребёнок в конце концов основную часть своей жизни должен прожить в обществе, состоящем из людей всех типов, и поэтому следует не изолировать его от этих людей, а обеспечить соответствующую интеллектуальную нагрузку. А специальные классы для одаренных в структуре массовой школы, с одной стороны, не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с другой - обеспечивают им возможность учиться вместе с такими же, как они или еще более способными учениками.

Важным моментом является необходимое условие сохранения психологического здоровья детей, и на него должно быть обращено самое пристальное внимание; должна быть разработана система психологических и

педагогических мер во избежание формирования, у одних детей комплекса избранности, неординарности, а у других - неполноценности, ущербности.

Организация в школе специальных факультативов, различных развивающих групп, творческих конкурсов, летних курсов также призвана способствовать удовлетворению потребностей разных категорий учащихся. Важно и то, что педагогический коллектив, владеющий принципами работы с одаренными детьми, будет применять их и во взаимодействии с остальными учениками, что только поможет развитию их интеллекта, креативности и личности.

Детей с личностным типом развития одаренности не так много. Поэтому существенно, чтобы они знали, что они не одиноки, что есть и другие дети с теми же проблемами, столь непохожими на проблемы «обычных» детей, что они не отвергаются другими детьми и естественно взрослыми. Формы работы с такими детьми могут быть разными от индивидуальной до спецклассов и разнообразных школьных и внешкольных состязаний, конкурсов, олимпиад и т.п.

Таким образом научно-педагогическая проблема одаренности и одаренных детей предстает как совокупность дидактических, дидактико-психологических, психолого-дидактических теорий и методов обучения и развития одаренных детей в системе общего среднего, высшего, дополнительного (центры творчества детей и юношества, детские лагеря и летние и зимние школы для одаренных) и негосударственного образования, а также в массовой общеобразовательной школе и в образовательных учреждениях, специально ориентированных на работу с одаренными детьми.

Развитие системы работы с одарёнными детьми в МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»

Особенность общеобразовательных школ состоит в разнородности контингента учащихся: обучаются дети и с повышенной, и с пониженной готовностью к обучению, в том числе и одарённые дети. Отсюда встаёт проблема: как обучать одарённых детей в условиях общеобразовательного учреждения? В микросоциум МОБУ «Усть - Абаканская СОШ» входят два учреждения дошкольного образования, учреждение культуры ДК им. Ю.А.Гагарина, спортивный комплекс «Химик», на базе школы работают кружки дополнительного образования. Между учреждениями и школой уже давно сложились добрые взаимоотношения, педагогами соблюдается преемственность в работе с детьми всех возрастных групп, начиная с дошкольного учреждения, педагоги работают над развитием каждого ребёнка и поддерживают наиболее одарённых, талантливых детей.

Обучающиеся школы являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований различного уровня.

Дошкольный и школьный психологи ежегодно проводят диагностику интеллектуального развития дошколят (наши будущие ученики) и учащихся начальных классов с целью раннего выявления одарённых и потенциально одарённых детей, используя методики Г.Ю. Айзенка, методики из пакета «Интеллект» и др. Банк данных одарённых детей передаётся из ДОУ в ОУ. Социальный педагог школы проводит анкетирование родителей начального и среднего звена по выявлению видов одарённости у их детей. Максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать в дошкольном и младшем школьном возрасте с целью создания условий для их развития.

Анализ сложившейся практики работы с одарёнными детьми в нашей школе показывает, что необходимо выстроить систему работы с одарёнными детьми, начиная с дошкольного возраста, регламентированную документами.


Разделы проекта:

I. Организационное и методическое обеспечение;

II. Содержание образовательного процесса;

III. Социально-психологическое обеспечение;

IV. Работа с родителями;

V. Организация и содержание внеклассной работы.

Организационное и методическое обеспечение

При построении системы работы с одарёнными детьми необходимо

решить следующие задачи:

- определение состава функций, которые должны реализоваться при

управлении;

- выбор методов и средств реализации функций;

- определение состава органов управления, которые будут реализовывать эти функции, и их взаимоотношений;

- определение структуры действий при реализации каждой функции

управления;

- распределение полномочий и ответственности за их выполнение;

- определение ответственности за руководство и контроль над выполнением управленческих действий.

Работа с одарёнными детьми, а вернее сказать, с детьми «с элементами одарённости» проводится по направлениям:

- выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей;

- создание благоприятной среды для развития одарённости;

- организация работы с родителями одарённых детей;

- расширение системы сетевого и дистанционного образования одарённых детей;

- организация методической работы с учителями;

- научно - исследовательская работа;

- создание банка данных «Талантливый учитель - одарённый ученик»;

- повышение квалификации педагогов.

Содержание образовательного процесса

При создании желаемой системы работы с одарёнными школьниками, следует провести корректировку целей ОУ и получить ответ на вопрос о том, какой бы хотелось видеть систему работы в будущем. А значит, в школе создать условия:

- стабильный высокопрофессиональный коллектив педагогов;

- интеграция школы с другими структурами - ВУЗами, предприятиями;

- система мотивирующих факторов (моральное стимулирование - проведение праздников чествования учащихся, победителей творческих конкурсов и олимпиад, а также учителей, подготовивших учащихся, например, на ежегодном школьном празднике «Нами гордится школа», результаты творческой деятельности размещать на школьном сайте);

- система поддержки одарённых детей со стороны управления образования, администрацией посёлка, финансированием участия в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Решение проблемы развития творческой активности школьников означает не только создание соответствующих педагогических условий, но и организацию их деятельности, которая должна быть направлена на открытие чего-либо нового. Одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся и создания условий для формирования опыта их творческой деятельности была и есть учебно-научная, поисково-исследовательская и проектная деятельность через научное общество учащихся. При работе с одарёнными детьми педагогу необходимо:

- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

- стимулировать познавательные способности учащихся;

- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Руководители методических объединений накапливают практический материал по работе с одарёнными детьми с целью обмена опытом, для проведения семинаров, конференций и т.д.:

- разработка уроков или фрагментов урока;

- портфолио на одарённого ученика;

- наглядный материал для оформления выставок;

- мини-программы опережающего обучения и развития;

- творческие работы учащихся.

Каждый учитель, работающий с одарёнными учащимися, накапливает банк данных по работе с ними:

- характеристика интеллектуальной деятельности ученика;

- сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;

- мониторинги развития способностей одарённых детей;

- создание копилки творческих работ учащихся.

Развитие одарённых детей осуществляется через организацию индивидуальной и групповой деятельности, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Формы работы, направленные на развитие интеллектуальной сферы одарённых детей, сформируют общеучебные навыки и познавательную активность. Использование развивающих заданий и упражнений в учебном процессе окажет благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивированной сферы учащихся.

Эффективность работы педагогов будет определена успехами учащихся на олимпиадах, конференциях, конкурсах разного уровня.

Социально-психологическое обеспечение

Создание пакета методик по изучению и развитию одарённых детей.

Для проведения проблемного анализа создаются группы по каждому из основных направлений работы с одарёнными детьми: выявлению, поддержке развитию, используя разработанные критерии и показатели качества:

- качество выявления одарённых детей;

- качество поддержки одарённых детей;

- качество развития одарённых детей.

Работа с родителями

Социальными заказчиками школы являются родители, и поэтому они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах с целью повышения мотивации к учебной деятельности школьников и помощи выявления одарённых детей.

Организация работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- открытые занятия;

- внеклассные мероприятия;

- итоговые занятия.


Структура системы работы с одарёнными детьми


Научно-административный совет

Психолого-консультационная служба

(диагностика, первичная диагностика одарённости, тестирование психологом)

Психолог

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Родители

ПЕДАГОГИ

(методическая работа, НОУ)

Классы, где применяются новые пед. технологии и развивающие программы

Олимпиады, интеллектуальные

марафоны, научно-исследовательская деятельность

Кружки и факультативы

ИндивидуальИ ные B занятия

Индивидуальные занятия

Руководитель МО школы

Социальный педагог

Научно-административный совет

Психолого-консультационная служба

(диагностика, первичная диагностика одарённости, тестирование психологом)

Психолог

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Родители

ПЕДАГОГИ

(методическая работа, НОУ)

Классы, где применяются новые пед. технологии и развивающие программы

Олимпиады, интеллектуальные

марафоны, научно-исследовательская деятельность



Кружки и факультативы

ИндивидуальИ ные B занятия



Индивидуальные занятия

Руководитель МО школы

Социальный педагог



В результате созданной системы работы с одарёнными детьми, мы поможем ему продвигаться по пути к собственному совершенству, умеющими мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь будет осуществлять продвижение, открывая и осваивая свой собственный дар, т.е. одарённость.


Заключение

Изменения, происходящие в стране, затрагивают все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Сегодня важно поддержать, развить человека, заложить в нём механизмы самореализации. Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому школе необходимо выстроить систему работы с одарёнными детьми и сопровождать их в течение всего периода становления личности.


© 2010-2022