Родительское собрание «Роль совместного отдыха родителей и детей»

Это родительское собрание поможет выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей, проанализировать возможные совместные  формы отдыха ; а также будет способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей.   Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский:  « Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма не большую долю в том естественном развитии дитя, на которое гора...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Октябрьский» Александровского района, Томской области













Родительское собрание

Тема собрания:

«Роль совместного отдыха

родителей и детей»







Подготовила

Классный руководитель

Бохан З.А.







2010 год

Дата проведения: 3 четверть.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 - 1,5 часа.

Цель: выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.

Задачи:

- проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей;

- способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей;

- продумать формы совместного отдыха родителей и их детей.

1. Подготовительный этап.

Продумать и составить серию вопросов для детей, ответы на которые помогут выявить основные формы отдыха родителей, детей, наличие или отсутствие совместного отдыха родителей с детьми.

Опрос в устной форме, фиксируя самостоятельно ответы детей в таблице или специальных дневниках наблюдений.

Провести исследования учащихся класса с помощью теста «Рисунок семьи» (Приложение 1)

Факты, подтверждающие возможность и необходимость совместного отдыха родителей, а также способствовать формирования у родителей ответственности за организацию отдыха детей.

Оформление родительского собрания детскими рисунками на тему «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем», «Родители отдыхают».

2. Организационный этап.

(Слайд 1)

Родители рассаживаются за импровизированный круглый стол. На столе разложены листы бумаги, цветные карандаши, ручки.

Сообщение темы. «Роль совместного отдыха родителей и детей».

(Слайд 2)

Цели и задачи родительского собрания.

(Слайд 3)

Сообщается план родительского собрания.

(Слайд 4)

3. Проведение педагогического всеобуча для родителей.

Классный руководитель. Начать беседу хочется словами Антона Семеновича Макаренко:

(Слайд 5)

«Бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

Эта мысль Макаренко в нашей действительности может выглядеть как обременение детской памяти всевозможными правилами, которых часто ребенок не запоминает, а поэтому тут же забывает, или пытается их очень неудачно соблюдать. Если родители хотят, чтобы дети выполнили хорошо какое-либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать несколько раз, пока действие будет выполнено правильно. «Если дети будут многократно проделывать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным, выполнение уже не будет зависеть от памяти или размышления, а станет чем-то естественным. Если вы, таким образом, излечили вашего ребенка от какого-либо недостатка, вы его излечили навсегда; и таким же способом вы можете искоренять в детях другие недостатки и привить им какие угодно привычки».

Все эти рекомендации вполне может использовать и родитель, и другой воспитатель. Но дело в том, что есть еще серьезная информация о том, что на развитие ребенка влияет:

(Слайд 6)

- 16% - наследственность;

- 57% - родители;

- 25% - окружающая среда;

- 3% - школа.

Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский:

(Слайд 7)

« Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма не большую долю в том естественном развитии дитя, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».

Поэтому все же основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствует ли требования, предъявляемые к ребенку, его способностям и подходит ли ваш прием к природным данным ребенка. Кому, если не родителям, известны все тонкости характера ребенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослым. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.

(Слайд 8)

«Отдых - перерыв в работе, свободное от работы время для восстановления сил. Отдыхать - отдыхом восстанавливать силы, проводить свой отдых где-нибудь».

Возможен ли совместный отдых родителей и детей? Нужен ли такой отдых? В чем необходимость такого отдыха?

Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Как вы можете организовать совместный отдых со своими детьми? Ответить на этот вопрос вы можете, выполнив задания теста «Я и мой ребенок», а также сделать соответствующие выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми. (Приложение 2) роль родителей в воспитании ребенка незаменимы. Вы главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Этот тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.

Тренинг. (Родители выполняют письменно тест «Я и мой ребенок»)

(Слайд 9)

Ключ к тексту.

Ответ «а» оценивается в 3 очка.

Ответ «б» оценивается в 2 очка.

Ответ «в» оценивается в 1 очко.

От 27 до 36 очков - ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, отнеситесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

От 13-27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы в воспитании ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Классный руководитель. Ваш ребенок стал школьником, у вас сразу сократилось, время для свободного общения с ним. Теперь каждая свободная минута заполнена разговорами о школе, заботами и хлопотами, связанными со школой. И все-таки необходимо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с детьми.

Выявив наличие умения правильно воспитывать ребенка, попробуем узнать, как он относится к вам - своим родителям.

Интерпретация теста «Рисунок семьи». (Приложение 1)

Родители знакомятся с рисунками детей. Даются краткие характеристики элементов детского рисунка в соответствии их с реальной обстановкой в семье. В ходе ознакомления с результатами теста уточняется:

- дружна ли семья;

- все ли члены семьи являются обязательными для ребенка;

- к кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение;

- какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;

- кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто находится от него в отдалении;

- заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.

Родителям предлагается нарисовать своего ребенка. Рисунки родителей дополняют выставку, подготовленную к собранию учащимися класса.

4. Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Классный руководитель. Перед обсуждением предлагается просмотреть или прослушать записи, сделанные в период подготовки к родительскому собранию.

Устный (письменный опрос) детей «Моя семья» был выполнен по следующим вопросам.

Продолжи предложение:

  1. Наша семья…(состоит из…человек, дружная, веселая, хорошая и т.п.)

  2. Обычно вечером я…(сижу, дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору).

  3. В выходные дни моя семья …(отдыхают на природе, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).

  4. Моя мама…(старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку дома).

  5. Мой папа …(помогает маме выполнить всякую работу, что-то мастерит, делает, лежит на диване с газетой).

  6. Я хочу, что бы… (никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли одного дома).

Обобщая ответы детей, обратить внимание на связь между дружной семьей, заинтересованностью семьи достижениями ребенка и его реальными успехами в адаптации к школе, к одноклассникам, к учителям, к осознанию сущности нового вида деятельности - учебы.

Классный руководитель.

- Как отдыхает ваша семья? Чем вы занимаетесь, собравшись вместе?

Если такие моменты в вашей семьи возникают редко и поэтому не бывает возможности обдумать, как организовать совместный отдых.

Есть такие формы совместного отдыха родителей и детей:

(Слайд 10)

  1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные игры семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.

  2. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе продумывают какой-либо творческий проект - оформление поздравления родственников, подготовка квартиры к праздникам, выполнение каких-либо художественных работ.

  3. Совместная трудовая деятельность: уборка квартиры, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.

  4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, спортивной площадки всей семьей, лыжные семейные прогулки.

  5. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Игры.

Игры - прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за его поведением: ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справится с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью:

(Слайд 11)

- игра - труд,

- подвижные игры - состязания,

- игры - драматизаций (разыгрывание литературных героев), которые позволяют увидеть творческие возможности ребенка, найти творческие решения поставленной игровой задачи.

Родителям при организации игр - драматизаций лучше брать хорошо известные сказки. Перед игрой желательно еще раз перечитать сказку еще раз, распределить роли между членами семьи, придумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей. Взрослым следует продумать пути устранения возникающих сложных моментов. Любые замечания нужно делать в форме совета, начиная его с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре - поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное. Если же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить что:

(Слайд 12)

- наказание не должно быть постоянной практикой - это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;

- наказание должно быть коротким;

- нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом тот же самый поступок не заметить;

- нельзя в качестве наказания перестать разговаривать с ребенком;

- ни одно наказание не должно унижать ребенка.

Классный руководитель.

«Ребенок - это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда».

  1. Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»

Родителям предлагается выбрать и отметить на листке приемлемый для семьи вид совместного отдыха:

-интеллектуальная деятельность;

- творческая деятельность;

- трудовая деятельность;

- спортивная деятельность;

- игровая деятельность;

- другие виды совместного отдыха.

Затем подсчитывается и выявляется наиболее наименее популярные виды совместного семейного отдыха. Принимается решение о проведении в классе совместных коллективных мероприятий в обоих видах отдыха.

(Слайд 13)


  1. Подведение итогов родительского собрания.

Классный руководитель.

- Уважаемые родители! Вопросы, необходимые для обсуждения на сегодняшнем собрании, исчерпаны. Наша совместная деятельность помогла подойти основательно к решению каждого вопроса родительского собрания. В течение собрания вы получили информацию не только о ваших детях, но и о себе. Мы рассмотрели систему отношений родители - дети.

Ответьте, пожалуйста, в письменном виде на вопрос: «О какой системе отношений в нашей школе вы бы хотели получить информацию на следующем собрании?»:

А) учитель - учащийся;

Б) учитель - учителя;

В) учитель - администрация;

Г) родители - учащиеся;

Д) учитель - родители;

Е) учащиеся - учащиеся;

Ж) администрация - учащиеся?

Решение родительского собрания может быть следующим:

  1. В результате опроса родителей класса выявлено, что наиболее популярной формой совместного отдыха родителей и детей является…; наименее популярной - …

  2. Поэтому в классе нужно провести коллективное мероприятие с использованием указанных форм организации совместного отдыха родителей и детей.

  3. Следующее родительское собрание целесообразно провести по теме, раскрывающей систему отношений…

Ответственными за проведение внеклассных мероприятий назначить…

Приложение 1

Тест «Рисунок семьи»

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в практический работе школьного психолога. Эта методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.

Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят «нарисовать семью», или «нарисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо». Согласно некоторым методикам после рисования должна состояться беседа по содержанию рисунка. Методика может быть дополнена другими заданиями (например, «нарисовать семью в четырех комнатах»), может проводится отдельно с ребенком или со всеми членами семьи.

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи часто пользуются схемами, предложенными В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом, где предлагается анализировать рисунок семьи по трем уровням:

  1. Интерпретируется обобщенная структура рисунка.

  2. Интерпретируется графические изображения отдельных членов семьи.

  3. Анализируется процесс рисования.

В.К.. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обращения внимания на процесс рисования, подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами.

При рисовании используется стандартный лист белой бумаги (А4), цветные карандаши и простой карандаш.

Интерпретация результатов теста

  1. Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.

Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускается те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудной найти свое место».

Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.

  1. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.

Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.

Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности. Автор, подчеркивая свою индивидуальность забывает об окружающих. Такие рисунка наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, поминутность. Так бывает с появлением в семье младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

  1. Размер фигуры автора или членов семьи.

Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом/сестрой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.

Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.

Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором.

Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора неадекватный размер фигур детей о наличии конкуренции между ними.

  1. Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто- то оказывается выше, а кто - то ниже остальных. Таким образом дети выражают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором - мать, на третьем - себя (слева направо).

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), или стоящих плотно друг к другу, держащих за руки или протягивающих руки друг к другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой, члены семьи менее ориентированы на совместные действия.

Если члены семьи расположены близко друг другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата, сестру, а если даже держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существует конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительное положение кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

Приложение 2

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

5. сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

6. Поставит себя на его место?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

10. Пообещать ребенку, исполнять его желание за хорошее поведение?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.

12.Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

А) могу и всегда так поступаю;

В) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу.





© 2010-2022