Роль портфолио в моделировании ситуации успеха

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль портфолио в моделировании ситуации успеха».

С 2011 года портфолио школьника является обязательным для оформления личной документации ученика, в нем содержатся сведения о его способностях, достижениях, наградах.

«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина портфолио связано с тремя его трактовками:

во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;

во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;

в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.

Мы растим личность - гуманную, толерантную, деятельностную, способную достичь успеха в современном обществе. Почему это важно? В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. В самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.

Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха - это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Профессиональный долг современного педагога состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху. Успех крайне важен для положительной самооценки ребенка. Необходимо помочь своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.

Что представляет собой портфолио школьника?

Портфолио для первоклассника и для учащегося средней школы содержит в себе информацию об индивидуальных образовательных достижениях школьника, здесь могут быть расположены материалы творческих работ, самостоятельные проекты, грамоты и благодарности за участие в школьных олимпиадах (городских, районных, областных). Другими словами в детском портфолио должна находиться информация, фиксирующая индивидуальные достижения школьника за определенные периоды.

Как сделать портфолио для школьников?

Жестких требований к оформлению пока нет, обычно для того, чтобы сделать портфолио для своего ребенка, необходима подходящая папка - (лучше на кольцах, т.к. количество файлов в папке будет только расти), возможно, очень скоро вам придется купить папку объемнее. Отлично, если вы купите разные форматы файлов, в которых например можно будет хранить материалы стандарта А4. Структурировать папку по разделам помогут разделители для школьного портфолио

Цель: Фиксация своих достижений в жизни; формирование позитивного отношения к учёбе; помощь в анализе ребенком своего характера, способностей, самопознании и самооценке.

В начальной школе на каждого ребенка можно завести «Дневник» его достижений и регулярно заполнять его вместе с ним, а иногда и с его родителями. Он поможет детям лучше узнать себя, особенно свои сильные стороны. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.

«Дневник достижений» является прообразом «Портфолио достижений», которое заполняется в более старших классах. Содержание его разделов также максимально приближено к «Портфолио» старшеклассника, но адаптировано для 1х-4х классов. Начиная с младшего звена обучения, желательно его регулярное ведение и переход с ребенком из класса в класс. В таком случае к одиннадцатому классу любой ученик сможет «накопить» свои достижения и успехи школьной и внешкольной жизни.

Содержание «Дневника достижений»

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);

II раздел «Портфолио документов» (официальные документы);

III раздел «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности);

IV раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).

Портфолио ученика средней ступени обучения.

Назначение Портфолио:

помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

Что может дать Портфолио ученику после окончания 11-го класса?

  • более точно оценить свои успехи

  • более чётко спланировать своё дальнейшее обучение

  • более грамотно показать свои достижения

Когда ученик сможет использовать портфолио?

  • при поступлении в профессиональные учебные заведения как дополнительный материал при собеседовании;

  • при устройстве на работу как свидетельство практического опыта, социальных практик.

Зачем нужно использовать свой портфолио?

  • для фиксирования собственной успеваемости, например в виде ведомости по каждому предмету (по своему усмотрению);

  • для фиксирования своих достижений и успехов, например по итогам конкурсов, викторин, олимпиад и т.д.;

  • для определения учебных целей и планирования своего образования;

  • для улучшения результатов проделанной работы;

  • чтобы реально оценивать свои навыки и умения;

  • чтобы быть в состоянии проанализировать свои достижения;

  • чтобы правильно определиться с выбором предметов и профессиональной направленности дальнейшего обучения;

  • чтобы адекватно строить свои планы на будущее, в том числе при выборе ПТУ или другого образовательного учреждения, места работы.

Когда и как еще портфолио может помочь ученику?

При переходе в новую школу, учебную группу, к новому преподавателю:

  • представить себя новым людям и помочь им быстрее понять тебя с помощью материалов, собранных в портфолио.

При собеседовании и презентации, например при поступлении в ПТУ:

  • структурировать свое выступление;

  • правильно изложить свою мысль;

  • подтвердить сказанное примерами из представленных материалов.

Можно предложить «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов). Например:

а) портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и
комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;

б) портфолио, состоящий из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ» либо «раздел документов» + «раздел отзывов» либо «раздел работ» + «раздел отзывов»;

с) портфолио «простые» (три варианта, то есть либо в чистом виде «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов»)

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный рост учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы


© 2010-2022