Эссе Моя педагогическая история

Разработка является рассуждением о ценности педагогической деятельности. Это история моего педагогического труда, рост личностных качеств. Рекомендую для молодых специалистов как пособие каждодневного упорного труда, преодоление трудностей на пути учителя. Опыт работы в школе как жизненная, повседневная рутина. Труд, результатом которого являются искорки в глазах детей, их рост, становление личностями в полном смысле этого слова.    Каждый прожитый день с детьми дает силы, вдохновляет, убеждаешь...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Ты навсегда в ответе

за всех, кого приручил»

А. де Сент-Экзюпери.

Учитель начальных классов - трудная профессия. В школе, я думаю, самая трудная. Учитель начальных классов - интересная профессия. Самая интересная!

В природе изменения происходят быстро: несколько мгновений - и куколка превращается в прекрасную бабочку. В жизни человека сложнее. Такими прекрасными бабочками представляются мне выпускники, когда в нарядных костюмах и платьях, красивые и весёлые, вылетают они из стен школы в свою взрослую жизнь. А приходят сюда, держась за мамину руку, робкие, наивные, любопытные малыши. Научить их учиться, помочь приобрести друзей, вселить уверенность в себя, привить любовь к знаниям - трудная задача. А ещё вместе с ними радоваться и огорчаться, учить держать ручку и выводить первые буквы, складывать слова в предложения, решать задачи; и вытирать им носы, и разрешать их неразрешимые проблемы…

Дети - это не маленькие взрослые. Они живут в своём мире, у них своё представление о добре и зле, свои критерии красоты, даже своё измерение времени, где год равен вечности. Как попасть в это измерение? Терпение и только терпение, и ещё любовь к детям - вот пропуск в их особый мир. Но как жить в этом мире? Рецепт тот же. Любовь к детям, но любовь не как простое чувство, а как средство воспитания, фундамент, на котором выстраивается совместная жизнь взрослого и ребёнка. В каждом ребёнке видеть одарённую личность и помогать ей раскрыться, развивать стремление к творчеству, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь - вот к чему я стремлюсь. И ещё: «docendo discimus» (обучая, учимся сами) говорили древние педагоги и я тоже стараюсь следовать этому правилу. В этом и заключается моя педагогическая философия.

Сейчас у меня первоклассники, восьмой раз за 32 года. Они ещё не ученики - просто дети, способные и не очень, старательные и не слишком, подвижные и медлительные, внимательные и рассеянные. Какими они будут? Во многом это зависит и от меня.

А вот мои и уже не мои пятиклассники. Такие большие, такие взрослые - и ещё совсем маленькие для средней школы. Они каждый день приходят ко мне, кто поделиться успехом и радостью, кто за утешением или советом. Смешные и немножко неуклюжие подростки.

А эти уже в 9-ом. Высокие парни, красивые девушки. И у них трудный возраст: предстоит выбор, кем быть, получить профессию или остаться в школе? Они приходят со своими проблемами не часто, зато учатся в соседнем кабинете. На каждой перемене поговорить можно.

Есть и совсем взрослые, те, кто приводит ко мне своих детей. И опять всё сначала. На родительском собрании с лица мамы или папы смотрят на тебя глаза твоего бывшего ученика. Тебе доверяют. У тебя учатся.

Я несу огромную ответственность за каждый жест, взгляд, слово. Я не могу, не имею права обмануть это доверие маленьких и больших. Они мои дети, такие же, как трое сыновей. Как часто приходилось делить своё время между теми и другими! В декретном отпуске сидеть было некогда, жила рядом со школой, между уроками бегала домой покормить ребёнка. Подросли - за одним столом с сыновьями сидела над тетрадками учеников. Школьные проблемы и радости - общие.

Всегда я мечтала стать учителем. Сельская школа. Учителей не хватало: учителем русского языка была десятиклассница. Учёба давалась легко. За себя и брата - двойняшку экзамены сдавала. Торжок. Педучилище. На 4-ом курсе уже работала учителем. Восемнадцать учеников, но ведь в трёх классах сразу: малокомплектная школа. И моё новое имя - Наталья Владимировна. Казалось, всё получается. Открытые уроки и школьные праздники, походы и разговоры с детьми, даже родительские собрания (какая самоуверенность!). Но чем больше работаешь, тем больше вопросов, сомнений, тем строже оцениваешь себя, тщательнее готовишься к урокам, ищешь ответ в книгах по педагогике и психологии. Адаптация, мотивация, зона актуального развития, зона ближайшего развития, дифференцированное и развивающее обучение - не слова из учебников - понятия, без которых сегодня нельзя работать.

Особенность работы учителя состоит в том, что нельзя сразу ощутить её результаты - лишь время показывает нашу правоту, наши ошибки и просчёты. А сегодня я просто учитель, который старается не только учить детей, но и делать их жизнь радостной. И они, малыши, помогают мне. Десять лет назад, перед 1 сентября, я попала в аварию. У всех праздник - а я в больнице. И вдруг толпа с цветами, родители, дети, поздравления, пожелания. Каждый день посетители. Они помогали не только мне, но и моим детям, оставшимся одним. В день учителя больничная палата, к удивлению медиков, превратилась в роскошный цветник. Это они, мои дети, ученики, и их родители, помогли пережить трудные дни и вернуться в школу. Так можно ли их не любить, не стараться сделать всё, что в твоих силах, для того чтобы трудное дело - учёба - стало для них лёгким и приятным. Можно ли снять с себя ответственность за то, какими они будут, когда вырастут?

Полностью согласна с мыслью А. де Сент-Экзюпери, что утром надо встать и почистить планету. Это смогут сделать наши дети, будущие взрослые, воспитанные на идеалах добра, порядочности, любви к ближнему.

Моё педагогическое кредо просто: увидеть в каждом ребёнке одарённую личность трудно, но возможно!

3

© 2010-2022