Проведение недели математики в начальных классах

      Данная разработка поможет классному руководителю организовать проведение недели математики в начальных классах. В разработке представлено положение о неделе математики, где расписано по дням каждое мероприятие. Мероприятия проводятся по параллелям и внутри каждого класса.         В приложении даются основные беседы, конкурсы, викторины, турниры, КВН  по каждому классу. Взяв за основу нашу разработку, вы можете модернизировать ее, добавить свои наработки, интересно и весело для  детей  пров...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Положение

о проведении недели математики

в начальных классах

Место проведения - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Ижевска

Время проведения - с 10 февраля по 21 февраля 2014г.

Программа мероприятий:

Дата

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

10.02.

Открытие недели

Организационная линейка

Открытие недели

Организационная линейка

Открытие недели

Организационная линейка

Открытие недели

Организационная линейка

11.02.

День истории математики

Беседа «Из истории чисел»

День истории математики

Беседа «Из истории чисел»

День истории математики

Беседа «Математика в Древней Руси»

День истории математики

Беседа «Математика в Древней Руси»

12.02.

День математических олимпиад

День математических олимпиад

День математических олимпиад

День математических олимпиад

13.02.

День математических выставок

Конкурс-выставка рисунков «На что похожа цифра»

День математических выставок

Конкурс-выставка рисунков к сказкам, в названиях которых есть числа

День математических выставок

Конкурс-выставка гирлянд «Словарь математических терминов»

День математических выставок

Конкурс-выставка объёмной математической газеты с высказываниями великих людей о математике

14.02.

17.02.

День математических состязани

Математический турнир (команда

5 человек).


-


-


-

18.02.


-

День математических состязани

Математический КВН (команда 6 человек).


-


-

19.02


-


-

День математических состязани

Путешествие по станциям «Математический калейдоскоп» (участвует весь класс).


-

20.02


-


-


-

День математических состязани

Путешествие по станциям «Математический калейдоскоп» (участвует весь класс).

21.02.

День подведения итогов

Заключительная линейка

День подведения итогов

Заключительная линейка

День подведения итогов

Заключительная линейка

День подведения итогов

Заключительная линейка

Ответственные: учитель начальных классов ___________/Елышева О.Ю.


Приложение


Беседа «Математика в Древней Руси».


Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вам расскажем о том, как развивалась математика в Древней Руси. Вы внимательно слушайте, а в конце нашего рассказа будут вопросы, ответив на которые вы можете заработать небольшие призы.

В Х веке Русью правил Владимир Святославич. В этот период Русь достигла наибольшего расцвета и могущества. По развитию культуры оно занимало одно из видных мест среди государств Европы. В эту эпоху в наиболее крупных городах (Киеве, Новгороде и др.) уже создавались школы различного типа. Многие русские князья были лучше образованы, чем западные короли и императоры. Характерно, что грамотными были не только князья, но ремесленники и даже крестьяне. Многие женщины тоже были грамотны. Внучка Ярослава Мудрого - Янка Всеволодовна - открыла первое в Европе женское училище.

В эту эпоху вместе с древнеславянской письменностью появилась и запись чисел. Единицы, десятки и сотни изображались славянскими буквами с поставленным над ними знаком - называемым «титло» - для отличия цифр от букв. А - это буква «аз», А - это уже цифра 1.

Интересна история появления денег древних славян. Денежными знаками у славян служили домашние животные и их шкуры. В это время денежные единицы носили соответствующие названия: «куны» (от слова куница), «резаны» (шкуры, нарезанные на куски), «ногаты» (от арабского «отборная монета»). С переходом к металлическим деньгам между прежней и новой системой единиц установилось соответствие. Металлическая (серебряная) гривна равнялась 20 ногатам, 25 кунам и 50 резанам. В 14-15 веках основной денежной единицей стал «рубель» или «рубль» - это отрубленный кусок серебра весом около 200 грамм. Позднее появилась «копейка», на которой изображался всадник с копьём, отсюда и пошло название монеты.

Основными мерами длины в Древней Руси были «большая и малая пядь», «локоть», «сажень», «верста». Эти меры в основном были связаны с размерами частей человеческого тела. Малая пядь - расстояние между концами раздвинутых большого и указательного пальца. Большая пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца. Локоть - расстояние от локтя до конца руки, сжатой в кулак. Сажень - расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки человека среднего роста. Верста равнялась 500 саженям.

Умели древние славяне выполнять действия сложения, вычитания, умножения и даже деления (путём подбора частного).

Ужасное бедствие постигло Русь в начале 13 века. Огромные полчища монголов надвинулись с востока, уничтожая на своём пути всё живое. Такого мощного удара, какой пришлось выдержать Руси, история до тех пор ещё не знала. Естественно, что такая ситуация привела к упадку знаний вообще, и математических в частности.

В 15-16 веке татаро-монгольское иго стало ослабевать и на Руси быстро развивается торговля. Учебники, создававшиеся в то время, были предназначены для помощи торговым расчётам. В них были собраны задачи на вычисление цены товара, прибыли, получаемой при продаже. К 16 веку относится и изобретение замечательного счётного прибора - «русские счёты». Этот прибор обладает самой простой конструкцией, но позволяет быстро выполнять арифметические вычисления. Как полагают, идея создания этого прибора принадлежит русским купцам Строгановым, которые в 16 веке владели огромными земельными угодьями по реке Каме и главным промыслом которых была добыча соли. Русские счёты получили быстрое распространение , и вычисления при их помощи получили название «дощаного счёта».

А сейчас мы хотим проверить, как внимательно вы слушали наш рассказ:

1. Как назывались денежные единицы Древней Руси?

2. Кто прочитает, какую цифру я записала: I Н (18), N Г (53), ТОВ (372).

3. Кто умеет считать на счётах? 23+48= 61 97 - 26= 71

Математический турнир в 1-2 классах


Ведущий: Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться в веселую страну - Математику! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

Не в театральном представлении,

А среди наших школьных стен

Мы проведем сейчас веселый

Математический турнир.

Уже готово все к сраженью,

Команды лишь сигнала ждут.

Одну минуточку терпенья -

Я вам представлю грозный суд (представление жюри)


1 конкурс - приветствие

Каждая команда говорит свое название, девиз, приветствие соперникам, жюри. (5 баллов)

2 конкурс - разминка

Командам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ - 1 балл.

1 команда: 1) Сколько концов у двух палок?

2) Если стол выше стула, то стул…

3) У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

4) Отгадайте-ка, ребятки:

Что за цифра-акробатка,

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет? (9)

5) На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?

2 команда: 1) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

2) Если сестра старше брата, то брат…

3) Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги?

4) Черненькая, хвостатенькая,

Не лает, не кусает,

А из класса в класс не пускает (двойка)

5) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме5. Сколько морковок осталось?

3 команда: 1) Знак вычитания?

2) Если январь идет раньше февраля, то февраль…

3) У кого одна нога, да и та без башмака? (7)

4) Я так мила, я так кругла,

Я состою их двух кружков,

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружков (8)

5) На подоконнике лежало 3 зеленых помидора. Через день они покраснели. Сколько помидоров осталось на подоконнике?

4 команда: 1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки?

2) Если тигр сильнее волка, то волк…

3) Как называется фигура, не имеющая углов?

4) Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик (0)

5) Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов осталось в поле?

5 команда: 1) Знак сложения?

2) Если правая рука справа, то левая…

3) Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (квадрат)

4) Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет (2)

5) Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?


3 конкурс - ребусы

Отгадайте слова, записанные ребусами (каждой команде одинаковые ребусы). За ребус 1 балл.

Р 1 А 7 Я С 3 Ж 40 А СВИ 100 К

4 конкурс - математическая эстафета

На доске записаны примеры. Дети выходят по очереди и решают. За каждый пример - 1 балл.

6+3 4+4 5+3 3+7 7+2

9 - 8 7 - 4 8 - 4 9 - 5 7 - 3

4+5 3+4 2+6 4+6 5+2

10 - 3 9 - 4 9 - 3 8 - 5 6 - 3

3+3 2+7 3+2 5+5 4+4

5 конкурс - забавные фигуры

1) Составьте 6-ю палочками прямоугольник. А теперь добавьте 2 палочки так, чтобы получились 3 треугольника (всего 8 палочек)

2) Из пятиугольника составьте 3 треугольника, добавив 2 палочки (всего 7 палочек)

3) Из треугольника составьте 3 треугольника, добавив 2 палочки (всего 5 палочек)


6 конкурс - цифровой человечек

Нарисуйте человечка, используя различные цифры. За каждую использованную цифру - 1 балл.

Ведущий: Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Жюри объявляет победителей.

Игра по станциям «Математический калейдоскоп»

(3 - 4 классы)


Станция «Соображалкино»


1. Отгадайте математические ребусы: С 3 Ж (стриж) 7 Я (семья)

Р 1 А (родина) 40 А (сорока)

2. В течение минуты расставьте знаки математических действий и скобки так, чтобы получилось верное равенство: 2 2 2 = 1 / 2 - 2 : 2= 1 /

2 2 2 2 = 3 / 2 * 2 - 2 : 2 = 3 /

5 5 5 = 2 / (5+5) : 5 = 2 /

3. Из слова ПРЯМОУГОЛЬНИК составьте как можно больше новых слов.

Станция «Шуточная»


Ответьте на вопросы:

1. Три котёнка, сколько лап? (12)

2. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)

3. Сколько пальцев на двух руках? (10). А сколько пальцев на десяти руках? (50)

4. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут будут вариться 5 яиц? (4 мин.)

5. Горели 7 свечей, две из них погасли. Сколько осталось? (2 , остальные сгорели)

6. Что больше - сумма всех чисел, или их произведение? (сумма, так как произведение = 0)

7. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? ( 3, одна за другой)

8. Мельник пришёл на мельницу. В каждом из четырёх углов он увидел по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, сколько ног было на мельнице? (2 ноги мельника)

9. Сколько раз в числах от 1 до 100 встречается цифра 3? (20 раз)

3, 13, 23, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 53, 63, 73, 83, 93.

А теперь отгадайте загадки:

1. Танцует крошка, а всего одна ножка. (Юла, волчок)

2. Два братца через дорожку сидят, друг друга не видят. (Глаза)

3. Два братца впереди бегут, а два догоняют. (Колёса)

4. Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)

5. Четыре крыла, а не птица; крыльями машет, а ни с места. (Мельница)

6. Пять пальцев: ни костей, ни мяса. (Вилка)

7. Пятачок есть, а ничего не покупает. (Свинья)

Станция «Фигурная»

1. Сколько различных треугольников изображено?

2. На каждой стороне треугольника мальчик нарисовал три круга.

Сколько кругов он нарисовал и как они расположены?

3. На сколько частей разделён круг?

4. Как разделить квадрат двумя отрезками, чтобы получились три треугольника,

причём два из них равные?

5. Составьте из фигур, что лежат у вас в конвертах, Робота, Верблюда

Станция «Задачкино»

(4 класс)

Внимательно решайте задачи.

1. В три окна выглянули 30 бабушек. В первое окно выглянули 7 бабушек, во второе в два раза больше. Сколько бабушек выглянули в третье окно? ( 9 бабушек).

2. Кощей Бессмертный родился в 1020 году, а паспорт получил в 1936 году. Сколько лет он прожил без паспорта? (916 лет).

3. В конце учебного года каждый ученик сажает дерево около родной школы. Сколько деревьев уже посадил перешедший наконец в 7-й класс Андрей, если в первых трёх классах он учился по два года, а в четвёртом - три года? (11 деревьев).

4. В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота, на каждом из которых было по 102 кочки, а на каждой кочке сидело по 5 лягушек. Последней была Василиса Прекрасная. Сколько лягушек поцеловал Иван-царевич в поисках невесты? (2040).

5. Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай в 3 тонны. Две трети урожая приходятся на корешки, остальные - вершки. Сколько килограммов достанется медведю, если по договору ему причитаются все вершки? (1000 кг).

6. Хор, состоящий из 280 мальчиков и 90 девочек, исполняет задушевную песню. К счастью, лишь четвёртая часть мальчиков и третья часть девочек орёт во всё горло, остальные - только открывают рот. Найди разность между мальчиками и девочками, орущими во всё горло. (100 чел.)

(3 класс)


Внимательно решайте задачи.

1. Петя составил задачу про своих друзей: «Мои друзья объелись грушами, и им пришлось пить касторку. Всего друзья выпили 12 пузырьков касторки. По 10 ложек - каждый друг. Известно, что в одном пузырьке - 30 ложек касторки. Сколько у меня друзей?» (36 друзей)

2. На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника? (8 часов)

3. 7 удавов честно разделили между собой 35 кроликов и проглотили их. Каждый кролик сгрыз перед этим по 7 морковок. Сколько морковок попало в каждого удава? (35 морковок)

4. В первом ящике - 110 бананов, во втором - в три раза больше, а в третьем сидит Майя и ест бананы со скоростью 44 штуки в минуту. Сколько времени потребуется Майе, чтобы опустошить первые два ящика? (10 минут)

5. В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 - летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идёт пешком по потолку? (21 муха)

6. В школе учится 70 человек. Остальные 430 учеников валяют дурака. Сколько всего учеников в этой школе? (500 учеников)


© 2010-2022