Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива   Завзанов Гамзат Арсланбекович — классный руководитель9Б класса Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного ру...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Завзанов Гамзат Арсланбекович - классный руководитель9Б класса

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит ребёнка в жизнь.

Самочувствие ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со слабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это: одинокий волк - сирота - попрошайка -штатная единица -принцесса -клоун -способный ребенок -самобичиватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый классный руководитель определит, кто есть кто у него в классе. И без знания неофициальной системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива. Для этого и необходимо такая диагностика как социометрия.

Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.

Состояние классного коллектива - это непрерывный противоречивый процесс его развития, имеющий свои этапы:

Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел.

В работе классного руководителя мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.

Прежде всего, необходимо:

1.Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими. На уроках часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант -очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи- а за успехи других, тех, кого они консультируют.

2.Решать все основные вопросы вместе с детьми

Всё что, происходит в классе у нас регулируется правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.

Наши правила:

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!

Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!

Один говорит - все молчат!

Задумал - предложи, пообещал - выполни!

Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!

Все всегда во всём вместе! - это наш девиз

Наши принципы:

Доброжелательность как основной принцип

Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать о тайнах души, не доставлять неудобства окружающим и т.д.)

Уважение индивидуальности. Мы все очень разные, но это достойно уважения

Право каждого на ошибку

Помощь друг другу

3. Формирование классных традиций

1. День рождения класса

2. Осенины - мы поздравляем летних именинников класса с днём рождения

3.Операция «Десант» -поздравляем с днём защитника Отечества

4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»

5.Праздник окончания учебного года - каждый ребёнок получает грамоту

по рейтингу активности учащихся, поэтому нет проблем с формулировкой текста.

4.Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.

Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то - издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.

5. Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями - это моё глубокое убеждение. Это может быть и экскурсия, участие всего класса в районном фестивале творческих коллективов «Афиша» и праздник по итогам года. Главное, чтобы участвовал весь класс.

6. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это - главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.

7.Грамотно продуманная тематика классных часов

День Рождение класса или «Давайте познакомимся»

Мои одноклассники

Азбука общения

Учимся сотрудничать

Самый классный класс или «Чуть - чуть о каждом» -презентация детей

Роскошь человеческого общения

Каждый сам за себя или дружная семья - самый результативный по мнению детей

8.Наглядность всей деятельности коллектива - имеет важное значение в формировании коллектива

Летопись класса

Презентации на окончание учебного года

Презентации на родительское собрание

Рейтинг активности учащихся - для кл.рук

Рейтинг активности родителей - для кл.рук

9.Союз учеников, родителей и классного руководителя

Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов

Воспитанники копируют мимику и интонацию, стиль общения и поведения классного руководителя.

Поэтому огромную роль на формирование коллектива играет личность классного руководителя.

Стараюсь:

1.Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции: не имея мира в собственной душе, нельзя его дать другим

2.Искать выход из конфликта, а не виноватых

3.Всюду навести порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, прививая это детям

4.Быть добрым и честным человеком: добро, сделанное тобой, всегда вернётся к тебе многократно увеличенным

5.В увеличительное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства

Стремлюсь:

1.Любить ребёнка таким, какой он есть

2.Уважать в каждом ребёнке личность

3.Верить в возможности каждого ребёнка

4.Раскрыть душу ребёнка прежде, чем ум

5.Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания

Помню:

1.«Терпение - дар неба. Обладающий терпением не унизится до раздражения»

2. «Постоянно давать детям награды не годиться, через это они становятся себялюбивыми»- Э.Кант

3. « Благородство манер воспитывается на примерах» - А. Франс

4. «Грубейшей ошибкой в деле воспитания является излишняя торопливость» -Ж.Ж.Руссо

5. «Везёт тому, кто сам везёт» - народная мудрость. Классное руководство - это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность.



© 2010-2022