Урок

Данный материал предназначен для классных руководителей,работающих со школьниками 15-17 лет. Классный час в виде дискуссии и игры, поможет учащимся преодолевать трудности в общении с представителями не «своих» неформальных объединений. Целью данного мероприятия, в развитии культуры общения и коммуникативных навыков , состоящих в неформальных объединения. Ребята на классном часе познакомятся с субкультурой некоторых неформальных  молодежных группировок, а также будут учиться бесконфликтному общен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеучебного мероприятия (классный час)

Форма проведения: дискуссия и игра

Возраст школьников: 15-16 лет, МБОУ «ОГ №24» В 9 «Г» класс

По результатам первого этапа своего микроисследования, ясно, что ученики имеют трудности с общением с представителями не «своих» неформальных объединений. Данный классный час поможет понять, как относятся к этому те ученики, который не причастны к не формальным сообществам. А так же достичь целей, указанных ниже.


«Я и Моя Субкультура» (слайд №1)


Цели: развивать культуры общения и коммуникативные навыков учащихся, состоящих в неформальных объединениях

Задачи:

  • ознакомление ребят с субкультурой некоторых не­формальных молодежных группировок.

  • воспитание этических норм бесконфликтного об­щения с представителями разных неформальных объединений;

Введение: Неформальные объединения, по сути, целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Данный классный час рассчитан на то, чтоб научить детей общаться между собой не смотря на субкультурные различия и деления.

Ход классного часа

У: Здравствуйте ребята. Прежде чем начать сегодняшний классный час я хочу ввести несколько правил. (слайд №2)

1. Правило одного микрофона: говорит только один человек. Обозначением микрофона у нас будет вот этот предмет. Мы будем передавать его.

2. Нет насмешкам: все, что будет здесь сказано - не подвергается насмешке, критике или оскорблению.

3. Здесь и сейчас: с этой секунды, все опоздавшие и вошедшие в класс будут сопровождены нашими бурыми аплодисментами. Пусть им будет неловко за свою непунктуальность

4. Правило общее: я могу задавать вам вопросы, а вы мне.

5.Правило важности: телефоны мы убираем, не отвлекаемся на них. Все внимание ваше должно быть здесь.

Итак начинаем наш классный час. И начнем его с обсуждения цитат великих людей.


  • «Близкое общение - вот откуда берут начало неж­нейшая дружба и сильнейшая ненависть» (А. Ривароль).

  • «В дружбе нет никаких расчетов, кроме нее самой» (М. Монтень).

(8 минут на рассуждения. Ученики не должны критиковать и перебивать друг друга. Данный этап необходим, для погружения учеников в атмосферу дискуссии.)

У: Ни для кого не секрет, что за пределами школы у вас течет ВАША своя жизнь. Конечно же, никто не имеет права вмешиваться в нее и навязывать вам свою точку зрения. Но есть то, что из вашей жизни переносится в школьный процесс образования. И я говорю о неформальных молодежных организациях.

Сначала ответьте мне, что же это такое?

Предположительные ответы учеников:

(мода, перечисляют виды неформальных объединений, и тд. )

У: Вот видите, все имеют представление о НМО, часто вы сталкиваетесь с представителями неформальных объединений, но не все знают, что же в целом это такое.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь и взрослые. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений.

Это неофициальные группы и ассоциации молодежи, не относящиеся к криминальной среде. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Из за этого у участников неформальных объединений нередко возникают конфликты с другими людьми. Не только самих неформалов не понимаю(считают странными), но и сами они не понимают других людей(считают остальных серой массой). Я хотела бы сегодняшний классный час направить на исправление этого положения. Я не жду, что с классного часа вы выйдите с поменявшимся мировоззрением, поведением и любовью ко всем людям на свете, какой бы они не были субкультуры. Прекрасно понимаю, этого не будет. Но если вы сегодня найдете для себя хоть какую-то пищу для размышлений, значит эти 45 минут пройдут не зря.

Как вы знаете, существуют различные классификации молодежных организаций: по направлениям их деятельности, по ми­ровоззрению, по отношению к правопорядку и т.д. И в какой бы неформальной организации вы не состояли, вы должны уметь общаться с представителями других групп. Заранее ребятам по группам давалось задание, найти материал про одно из молодежных направлений, и найденный материал представить в интересной форме. Какие бывают неформальные молодежные организации:

1)Музыкальные неформальные молодежные органи­зации.


Главная цель таких молодежных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки. Среди «музыкальных» неформалов наиболее распространены организации молодых объединенных разными стилями тяжелой музыки. В ней присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссаль­ная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодежная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название «брейкеры» (от англ. Вгеак-dаnсе - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Не­формалы этого течения объединены самозабвенной стра­стью к танцам, стремлением их пропагандировать и де­монстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуют­ся, их рассуждения о социальных проблемах носят по­верхностный характер. Стараются поддерживать хоро­шую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицатель­но относятся к курению.

2) Неформальные организации в спорте.

Ведущие пред­ставители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Сегодня, в целом, это достаточно хорошо орга­низованные группировки, отличающиеся серьезной внут­ренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте. Их лидеры ре­шительно осуждают противоправное поведение, высту­пают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встреча­ются. Бывают и случаи группового хулиганства со сто­роны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно агрессивно: деревянные палки, ме­таллические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д.

3) Неформальные организации философской направ­ленности.

Интерес к философии - один из весьма рас­пространены в неформальной среде. Наверное, это ес­тественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то ино­му, подчас альтернативному по отношению к господ­ствующей философской схеме. Наиболее популярные из них - хиппи.

Как и большинство других, эта молодежная субкуль­тура была привнесена в нашу страну извне, возникнув в США и Западной Европе. Внешний облик хиппи доволь­но своеобразен. Нестриженые волосы, кожаная лента, охватывающая лоб и затылок; рваная одежда, немытое тело и обилие первобытных украшений; ожерелья, брас­леты на руках и ногах, серьги у мужчин и женщин. Пе­строту одежды дополняют украшения: значки, засушен­ные цветы и т.д.

Готы в целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. У участников этого направления присутствует театрально-ироничное обыгрывание сю­жетов и образов. Готы охотно заимствуют кладбищен­скую, вампирскую и хипповскую эстетику.

В последние годы эта субкультура неплохо перекликается с панками.(враждебных настроев нету) Подобные контакты происходят в клубах во время «го­тических вечеринок», куда металлисты приходят из-за непропорционально большого присутствия среди готов девушек. Большой поток в готы идет из движения ани-мэшников, энергетов; незначительный - из сатанистов.

4) Политические неформальные организации

В дан­ную группу неформальных молодежных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных ми­тингах, участвуют и проводят агитацию. Среди политически активных молодежных группи­ровок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхеды), и др.

Пацифисты одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между вла­стью и молодежью.

Панки относятся к достаточно экстремистскому те­чению среди неформалов, имеющих вполне определен­ную политическую окраску. По возрасту панки преиму­щественно старшие подростки. В качестве лидера высту­пают парни. Желание панка любым путем привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приво­дит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведе­нию. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы. Изначально это направление отличалось низкое трудолюбие, нелюбовью к реальной работе. Самоутверждение в среде себе подобных иногда происходит с помощью резкого отвращения общепринятых вещей.

Все субкультуры пришли к нам в основном из запада. Однако при переносе на российскую почву прямого за­имствования субкультуры не произошло. И поэтому есть некоторые неформальные объединения, которые были неверно истолкованы, но продолжили свое существование в измененном виде. На данном этапе их цели, принципы сильно изменились.

Вопросы, для обсуждения между группами:

• Как вы относитесь к субкультуре перечисленных неформальных молодежных движений? • Постарайтесь объективно оценить субкультуру не­которых неформальных молодежных течений или движений. Каковы, по вашему мнению, позитив­ные и негативные тенденции в их деятельности?

Свое свободное время ребята вашего возраста часто проводят в компании друзей. Подростковые ком­пании бывают разные, ребята в них собираются тоже разные по характеру и по поведению. Как же вести себя, чтобы не вызвать конфликта или не стать объектом на­смешек?

Вот некоторые правила, которых следует придержи­ваться в разговоре:

  • должно быть желание разговаривать;

  • не перебивать или прерывать собеседника(говорить ровным спокойным голосом.);

  • излишне не увлекаться жестикуляцией;

  • не засорять свою речь словами-паразитами (а в случае некоторых учеников и матами, грубыми словами);

  • излишне не усложнять свою речь, исполь­зуя иностранные слова или научные термины;

  • старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормо­тать и не глотать окончаний слов;

  • интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

Но если все же конфликт возник, вновь надо быть осторожным и следовать следующим правилам:

1. Надо знать, как развивается конфликт:

  • возникли разногласия; возросло напряженность в отношениях;

  • хотя бы один из участников понимает, что нарастает конфликт;

  • Происходит само конфликтное взаимодействие. Происходит один из способов разре­шение конфликта (разрешение это не устранение проблемы). Причем все это сопровождающееся возраста­нием или понижением эмоциональной напряжен­ности;

  • исход конфликта. Исходом кон­фликта является устранение проблемы, породив­шей конфликтную ситуацию, и восстановление нор­мальных отношений между людьми.

Скажите, часто ли вы вступаете в конфликты? И всегда ли только от других людей они зависят?

(Ответы учеников)

Давайте поговорим о выяснении причин конфликта. Вспомните какой-либо из своих конфликтов со сверстниками:

  • определелите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать глав­ную причину конфликта.

  • Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявля­ем, на чем настаиваем, наша модель решения. Но не старайтесь навязать свою позицию группе ребят. Будь­те благоразумней спорщика, лучше замолчите и дай­те ему высказаться.

  • Делайте разграничения между участниками конфлик­та и возникшими проблемами. Поставьте себя на его ме­сто. Будьте жестки по отношению к про­блеме и мягки по отношению к людям.

  • Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и не­удобство.

  • Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь со­кратить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

У:Все люди сталкиваются с конфликтами. Даже самые спокойные люди. Просто все реагируют на них по-разному. Как вы обычно реагируете? Стоит ли, порой тратить свои нервы на конфликт, который никак не повлияет на вас или не имеет четкой причины спора?

(ответы учеников)

У: Сейчас проанализируем ошибки во время обсуждения конфликта. Я буду называть, а вы рассуждайте почему это так? Если не согласны, высказывайтесь.


  • партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;

  • поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;

  • партнер укрывается за «производственной необходимостью»;

  • партнер настаивает на признании его власти;

  • используются самые уязвимые места партнера;

  • припоминаются старые обиды;

  • в конце концов выявляются победитель и побежденный.

Возможны и другие ошибки, допускаемые собесед­никами:

  • отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. На­пример, наружность говорящего, его голос или про­изношение;

  • высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. По­этому когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи го­ворящего;

  • антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что говорит другой;

  • потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формулированием «разгромных» аргумен­тов и комментариев.

  • Определите к какой группе принадлежат данные представители

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

  • Урок

У: Вот наш классный час подошел к концу. Мы узнали, какие разные бывают неформальные движения. Подискутировали на данную тему. Узнали, как развивается конфликт, и как не довести его до крайности.

Надеюсь, что этот классный час научил вас чему-то новому.

Рефлексия: Ребята, проводя свое свободное время в группе подростков, вам приходилось слышать о различных не­формальных молодежных группировках и течениях. Вам еще сложно сделать правильный выбор: что полезного для себя я приобрету в той или иной компании? Не при­ведет ли компания «друзей» вас к преступлению? Чаще всего вы ориентируетесь на старших ребят, хотите тоже быть взрослыми и независимыми. Давайте поговорим о некоторых неформальных молодежных организациях. Вывод делать вам - «хорошие» или «плохие» это орга­низации, но вот побольше узнать о субкультуре этих объе­динений будет нелишне.

© 2010-2022