Классный час в 5 классе Природа и мы

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Тимофеевка»

Ольгинского района, Приморского края





Классный час « Природа и мы».





Составила Трофимова Антонина Георгиевна,

классный руководитель 5 класса























2015г



Классный час в 5 классе « Природа и мы».

Цели: Воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к природе, чувство гордости. Воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.

Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Расширение кругозора учащихся; развитие патриотизма; культуры общения и понимания. Учить размышлять, высказывать свои мысли.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рисунки, чистые листочки, ручки.

Ход занятия:

Учитель:

Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто наша «богом данная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе, всего живого, что населяет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле.

Р.Эйберг

Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем своё единство с природой, хотя не всегда понимаем её роль в нашей духовной жизни.

Разрушая природу или равнодушно не замечая, как её разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.

В вашем возрасте очень важным становятся отношения с друзьями, нередко возникают конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и заслоняют всё остальное. В этих случаях хорошо побывать в лесу или в парке, посмотреть на деревья, на то, как несёт свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы, попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны- и трудности покажутся временными и вполне преодолимыми.

А как относитесь к природе вы?

Замечаете ли, в какие цвета окрашено всё вокруг?

Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа?

Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фантастически богатый ландшафт сформировался, и как легко можно уничтожить всё вокруг, всего за несколько десятилетий, если не остановить гибельный процесс разрушения?

Своё отношение к природе вы можете оценить с помощью приведённых вопросов. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаёте. Конечно, предлагаемые вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и поэтому оценка будет неполной. Но полученные вами результаты, как и отдельные вопросы помогут вам задуматься о природе и о своих связях с нею.

ПОРЯДОК РАБОТЫ: прочтите вопрос в таблице «Моё отношение к природе», выберите один из трёх ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите. Сравните результат с приведёнными оценками и прочитайте советы.

Мое отношение к природе

Ответы и баллы

№ п/п

Вопросы

♦Да»

♦Нет»

По-разному

1

2

3

4

5

1

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

2

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

0

2

1

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

2

0

1

5

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

2

0

1

6

Все ли в окружающей природе вас интересует?

2

0

1

7

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

8

Цените ли вы разнообразие в природе?

1

2

0




9

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

1

2

3

4

5

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы, или природные явления?

1

0

2

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-У классах?

2

0

1

20

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

2

0

1

22

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

2

0

1

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

2

0

1

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания.

Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.

По результатам подсчёта баллов - оценили своё отношение к природе. Надо ли вам задуматься над своим отношением к природе? (Дети высказывают свои мысли).

Продолжим тему о природе и поговорим о Родном крае. (Используя фотографии Приморского края продолжаю вести классный час)

Приморье - край чудесных гор и плодородных равнин, стремительных рек, многочисленных морских заливов и бухт.

В Приморье много природных богатств. Велики сокровища приморской земли, сказочно богаты леса, разнообразен животный мир.

Известный поэт А. Твардовский пишет о нашем крае так:

…Лесной, земельный, горнорудный,

Простёртый вдоль и поперёк…

…Как изобилен и широк…

…Заветный край особой славы,

В чьи заповедные места

Из-под Орла, из-под Полтавы

Влеклась народная мечта…

Об одном из заповедных мест расскажет нам Женя.

Выступление ученика (показывая на карте территорию заповедника):

Во время рассказа показываются фотографии, рисунки с изображением животных, растительности.

Судзухинский или Лазовский заповедник им. Л.Г.Капланова впервые возник как самостоятельный государственный заповедник в 1939г. Расположен в непосредственной близости от Японского моря, в горной пересечённой местности. В кедрово-широколиственных лесах заповедника много изюбров, кабанов, медведей. Обитает и реликт приморской фауны - горал. Животный мир очень разнообразен.

Растительность заповедника богата и разнообразна, зарегистрировано около 1400 видов. Самое распространённое - это женьшень. В переводе с китайского означает «корень жизни - человек корень». В Красную книгу России занесён в 1988 году. Широко используется в медицине.

Долгожданная встреча // Гарьковенко А. В гостях у бабушки тайги: стихи, сказки. - Хабаровск, 2000. - С.216.

В самом сердце тайги,

Там, где леший живет,

У коряги немой

Гибкий стебель растет.

Над розеткой густой

Алый венчик горит.

От находки такой

Мое сердце стучит.

Что ж ты спрятался

В тень?

- Здравствуй, дикий

Женьшень!

Царь таежной травы

Не склонил головы.

Видно, знатен, богат

И бродяге не рад.

Славится своей довольно большой тисовой рощей острова Петрова, один из уголков заповедника. (На слайде рассматривают причудливые деревья.)

Дети тоже дополняют своими рассказами, что читали, что знают о заповеднике:

1.На острове Петрова, являющемся частью Лазовского заповедника, собраны природой различные древесные, кустарниковые и травянистые растения. Среди них много лекарственных. Только здесь можно встретить громадные тисы и грабы 300-летнего возраста. Привлекательны ярко-красные несъедобные плоды тиса, этого реликтового дерева. Актинидия причудливо переплетает стволы. На острове гнездятся бакланы и чистики.

2. О бурундуке. Запасливостью отличается бурундук. Осенью он набирает в защечные мешки кедровые орехи, желуди, семена, ягоды, сухие грибы и уносит их в подземную кладовую. Защечные мешки зверька отвисают под тяжестью собранных припасов. Интересно высыпает бурундук свои сборы из защечных мешков. Ударит лапой по одной щеке, ударит по другой, и плоды вываливаются на землю. А потом надо их рассортировать. В одну кучку - орехи, в другую - семена злаков, в третью - желуди, в четвертую - ягоды и т.д. До 5 кг различных плодов запасает маленький зверек на зиму.

3. О змеях. В заповеднике живут великаны среди змей - амурский полоз. Эта неядовитая змея бывает 1,5-2 м длиной и с руку толщиной. Темное тело опоясывают ярко-желтые поперечные полосы. Амурский полоз питается мелкими грызунами. Он охотно поселяется вблизи человеческих жилищ, легко приручается. Другая дальневосточная змея - щитомордник - ядовита. Этих небольших рептилий (до 70 см) можно повстречать у реки, где они лежат на прогретой солнцем гальке и почти сливаются с окружающим серым фоном камней. Укусы щитомордника вызывают у человека продолжительное заболевание.

4. Некоторые люди полагают, что енотовидная собака - это обычная одичавшая домашняя собака. Это не так. Енотовидная собака - настоящий дикий пушной зверь. Названа она так потому, что принадлежит к семейству собачьих, так же как волк, шакал, лисица, а похожа на американского енота. Еще ее зовут мангутом или уссурийским енотом. Енотовидная собака заинтересовала человека по ряду причин: во-первых, мех у нее исключительно теплый. Она зимой впадает в спячку и не замерзает от холода. Во-вторых, енотовидная собака - всеядное животное. На Дальнем Востоке ее основная пища - лягушки. Но ест она все, что попадается: мышевидных грызунов, насекомых, рыбу, птенцов и яйца птиц, гнездящихся на земле. В большом количестве енотовидная собака поедает растительные корма: листья, луковицы, корневища, семена, плоды, фрукты.

5. В Красную книгу России включены, в частности, обитающие здесь дуб зубчатый, тис остроконечный, можжевельник твердый, леспедеца мохнатая, женьшень настоящий.

ВЫВОД: Нам с вами посчастливилось жить в Приморском крае. Надо не только знать, любить свой край, но и изучать, и оберегать природу нашего края.

Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю

Этические принципы и экологическое мировоззрение

Принцип единства - все мы являемся частью природы.

Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.

Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.

Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.

Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни - не материальное.

Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

Принцип «Чти свои корни» - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет, истощенная Земля - истощенная экономика.

Принцип «Непосредственный опыт - лучший учитель» -чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.

Принцип «Люби свой край» - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

Классный час в 5 классе Природа и мы.







Литература:

1.География Приморского края (1967г,1986г) -учебник 8-9кл

2.В.А.Самкова, А.С.Прутченков «Экологический бумеранг».

3. Интернет -ресурс: moi-mir-russia.ru/

pgpb.ru/media/cd/zp/lazov/laz.htm



© 2010-2022