Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МБОУ «СОШ №1» на 2014-2017 годы

Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОГЛАСОВАНО

Председатель Управляющего совета МБОУ « СОШ №1»

__________Л.В. Гомлякова

«__» ноября 2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ « СОШ №1»

_______М.А. Бондаренко

Приказ №_____от ____2014






Программа по формированию

жизнестойкости обучающихся МБОУ « СОШ №1»

на 2014-2017 годы







Составитель О.В. Новикова









Содержание

Введение

Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость

Целью данной программы является предупреждение девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости обучающихся.

Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:

- целенаправленное включение обучающихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;

- работа с ценностно-смысловой сферой;

- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- развитие коммуникативных способностей;

- обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;

- освоение обучающимися опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;

- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;

- развитие социальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения;

- осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

Программа рассчитана на работу с обучающимися 11-15 лет (5-9 классы) и реализуется в течение 3-х лет последовательно в три этапа:

1 этап - подготовительный, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости обучающихся посредством проведения тестирования и диагностики. Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни обучающегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка педагогического коллектива к проведению профилактики девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.

2 этап - формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

3 этап - диагностический, оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости обучающихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах - характеристиках, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Направления деятельности программы:

  • работа с педагогами;

  • работа с детьми (индивидуальная и групповая);

  • работа с родителями, в том числе с семьями, требующими особого внимания.

Формы занятий:


  • беседы;

  • тренинги;

  • конкурсы;

  • анкетирование.


Прогнозируемые результаты:


  • сформировать у обучающих полное представление о здоровом образе жизни, самопризнании, самопонимании;

  • привить нравственные способы поведения, решения проблем;

  • овладеть навыками рефлексии, социальными навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими;

  • оказать помощь семье в воспитании и обучении, профессиональном определении подростка, социализации школьников.


Перечень мероприятий по реализации Программы

Этапы реализации программы

Содержание деятельности

Сроки

Прогнозируемые результаты, формы их представления

ответственные

Подготовительный

Работа с педагогами

Разработать пакет документов по организации работы школы по формированию жизнестойкости среди учащихся

Ноябрь 2014

Разработка локальных актов, регламентирующих данное направление работы школы

Администрация школы

Внесение изменений в базу данных по социально неблагополучным семьям, обучающимся, требующим особого контроля

До 01.12. 2014

Уточнение данных для организации эффективной работы с данными категориями обучающихся и семьями

Общественный инспектор по охране прав детства

Результаты диагностики довести до сведения родителей с обеспечением конфиденциальности полученных сведений

До 15.02.2015

Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости и роли семьи, анализ ситуации в семье

Классные руководители

Рассмотреть на МО классных руководителей методические рекомендации по формированию жизнестойкости среди детей и подростков

Ноябрь 2014

Формирование представлений о деятельности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями

Куратор ВР

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся


Опросник для родителей - диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

Ноябрь 2014- январь 2015

Выявление проблем межличностного общения в семье

Классные руководители

Проведение беседы с родителями о программе формирования жизнестойкости детей

Ноябрь-декабрь 2014

Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости и роли семьи и школы в воспитании данного качества

Классные руководители

Внесение в тематику родительских собраний (программа «Ответственное родительство») вопросов о формировании жизнестойкости подростков

Декабрь 2014

Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу

Куратор ВР

Работа с обучающимися


Беседы со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха.

Ноябрь-декабрь 2014

Стимулирование обучающихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания

Классные руководители

Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы

Ноябрь 2014 -январь 2015

Заполнение групповых карт-характеристик, обсуждение со школьником результатов тестирования и постановка задач-саморазвития.

Классные руководители

Обсуждение и анализ поведения в экстремальных ситуациях, развитие волевых качеств, примеров жизнестойкости известных личностей на уроках гуманитарных дисциплин, ОБЖ и физической культуры

В течение года

Стимулирование обучающихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания

Учителя гуманитарного цикла, ОБЖ, физической культуры

Формирующий

Реализация модуля «Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах»


5 класс «Я и мой мир»


Тема1. Я - личность и индивидуальность. Я и мои друзья

1 раз в четверть

Самоанализ сильных и слабых сторон своей личности. Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как способ саморазвития личности. Самопрезентация.

Классные руководители

Тема2. Я в мире друзей

1 раз в четверть

Развитие умения сотрудничать. Толерантность во взаимоотношениях и взаимодействии между всеми членами команды.

Классные руководители

Тема 3.Мои ценности: жизнь, здоровье, время, друзья, семья, успехи

1 раз в четверть

Формирование ценностного отношения к себе, своей жизни, близким. Обучение приемам конструктивного общения.

Классные руководители

Тема 4. Практикум уверенного поведения в опасных ситуациях

1 раз в четверть

Обучение приемам анализа, планирования и преодоления трудной жизненной ситуации. Формирования умения обращаться за помощью к взрослому, сверстникам, пользоваться телефоном доверия.

Классные руководители

6 класс «Я и мой мир»


Тема1. Я и мой мир

1 раз в четверть

Формирование позитивных представлений о будущем. Самоконтроль и саморегуляция, как обязательные элементы успеха.

Классные руководители

Тема 2. Практикум общения

1 раз в четверть

Обучение способам распознавания уверенного и неуверенного поведения в общении, умения оказать поддержку. Тренировка на модели игровой ситуации.

Классные руководители

Тема 3. Практикум нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях

1 раз в четверть

Тренировка принятия решения, обращения за помощью и преодоления трудной жизненной ситуации. Службы экстренной помощи

Классные руководители

Тема 4. Если бы моим другом был…я

1 раз в четверть

Формирование адекватной самооценки. Самопрезентация.

Классные руководители

7 класс «Я и мой мир»


Тема 1.Практикум общения

1 раз в четверть

Особенности принятия коллективного и индивидуального решения. Тренировка предлагать и отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения

Классные руководители

Тема 2. Разработка и управление социальным проектом

1 раз в четверть

Формирование навыков конструктивного общения, умений принятия коллективного решения. Формирование и сплочение команды

Классные руководители

Тема 3. Практикум преодоления трудностей

1 раз в четверть

Формирование умения постоять за себя, отстаивать свои права, сказать «нет». Индивидуальные приемы психологической защиты

Классные руководители

Тема 4. Я - личность!

1 раз в четверть

Осознание собственной ценности, ценности человеческой жизни. Выбор своей социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми

Классные руководители

8 класс «Я и этот мир»


Тема 1. Ценности жизни. Факторы риска и опасности

1 раз в четверть

Дискуссия о жизненных целях и ценностях. Индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в ситуациях риска и опасности

Классные руководители

Тема 2. Практикум общения

1 раз в четверть

Предупреждение и разрешение конфликтов

Классные руководители

Тема 3. Практикум саморегуляции

1 раз в четверть

Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу

Классные руководители

Тема 4. Риск- дело благородное?

1 раз в четверть

Формирование понятий: неоправданный риск, минимальный риск, склонность к риску, самосохранение, самоспасение, самопомощь

Классные руководители

9 класс «Я и этот мир»


Тема 1. Жизнь по собственному выбору

1 раз в четверть

Актуализация представления о своем будущем, о свих жизненных целях. Профессия как ценность. Личностные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях. Программы защиты от стресса, зависимости

Классные руководители

Тема 2. Практикум конструктивного общения

1 раз в четверть

Анализ особенностей общения, ресурсов личностного роста. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуациях сложного выбора, принятия коллективного решения. Защита от агрессии и стресса

Классные руководители

Тема 3. Любовь! Что это такое?

1 раз в четверть

Любовь и романтические отношения в жизни человека. Характер отношений между любящими людьми. Признаки насилия и зависимости в отношениях

Классные руководители

Тема 4. Проблемы смысла жизни

1 раз в четверть

Я - в мире сверстников. Я - мире взрослых.

Классные руководители

Работа с педагогами


Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

2015-2017

Оказание помощи семье в решении проблем межличностных отношений с подростками

Классные руководители

Организация деятельности волонтерского отряда с целью пропаганды ценностей здорового образа жизни

2015-2017

Профилактика зависимых состояний, формирование жизненных ценностей

Куратор ВР

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

2015

Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями

Руководитель МО

Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»

2016

Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями

Руководитель МО

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

2017

Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями

Руководитель МО

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся


Проведение родительских собраний, с включением вопросов о формировании жизнестойкости у подростков

1 раз в четверть

Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу

Классные руководители

Индивидуальные консультации

По потребности

Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу, оказание помощи в разрешении сложной ситуации

Администрация школы, классные руководители

Диагностический этап

Обсуждение результатов повторной диагностики с обучающимися и их родителями

2017

Обработка данных тестирования с помощью методов математической статистики.

Составление отчета о проделанной работе в рамках реализации программы

Администрация школы





© 2010-2022