- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МБОУ «СОШ №1» на 2014-2017 годы
Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МБОУ «СОШ №1» на 2014-2017 годы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новикова О.В. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО
Председатель Управляющего совета МБОУ « СОШ №1»
__________Л.В. Гомлякова
«__» ноября 2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « СОШ №1»
_______М.А. Бондаренко
Приказ №_____от ____2014
Программа по формированию
жизнестойкости обучающихся МБОУ « СОШ №1»
на 2014-2017 годы
Составитель О.В. Новикова
Содержание
Введение
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость
Целью данной программы является предупреждение девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости обучающихся.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
- целенаправленное включение обучающихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;
- работа с ценностно-смысловой сферой;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- развитие коммуникативных способностей;
- обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;
- освоение обучающимися опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;
- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;
- развитие социальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения;
- осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Программа рассчитана на работу с обучающимися 11-15 лет (5-9 классы) и реализуется в течение 3-х лет последовательно в три этапа:
1 этап - подготовительный, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости обучающихся посредством проведения тестирования и диагностики. Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни обучающегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка педагогического коллектива к проведению профилактики девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
2 этап - формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
3 этап - диагностический, оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости обучающихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах - характеристиках, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
Направления деятельности программы:
-
работа с педагогами;
-
работа с детьми (индивидуальная и групповая);
-
работа с родителями, в том числе с семьями, требующими особого внимания.
Формы занятий:
-
беседы;
-
тренинги;
-
конкурсы;
-
анкетирование.
Прогнозируемые результаты:
-
сформировать у обучающих полное представление о здоровом образе жизни, самопризнании, самопонимании;
-
привить нравственные способы поведения, решения проблем;
-
овладеть навыками рефлексии, социальными навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими;
-
оказать помощь семье в воспитании и обучении, профессиональном определении подростка, социализации школьников.
Перечень мероприятий по реализации Программы
Этапы реализации программы
Содержание деятельности
Сроки
Прогнозируемые результаты, формы их представления
ответственные
Подготовительный
Работа с педагогами
Разработать пакет документов по организации работы школы по формированию жизнестойкости среди учащихся
Ноябрь 2014
Разработка локальных актов, регламентирующих данное направление работы школы
Администрация школы
Внесение изменений в базу данных по социально неблагополучным семьям, обучающимся, требующим особого контроля
До 01.12. 2014
Уточнение данных для организации эффективной работы с данными категориями обучающихся и семьями
Общественный инспектор по охране прав детства
Результаты диагностики довести до сведения родителей с обеспечением конфиденциальности полученных сведений
До 15.02.2015
Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости и роли семьи, анализ ситуации в семье
Классные руководители
Рассмотреть на МО классных руководителей методические рекомендации по формированию жизнестойкости среди детей и подростков
Ноябрь 2014
Формирование представлений о деятельности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями
Куратор ВР
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
Опросник для родителей - диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин
Ноябрь 2014- январь 2015
Выявление проблем межличностного общения в семье
Классные руководители
Проведение беседы с родителями о программе формирования жизнестойкости детей
Ноябрь-декабрь 2014
Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости и роли семьи и школы в воспитании данного качества
Классные руководители
Внесение в тематику родительских собраний (программа «Ответственное родительство») вопросов о формировании жизнестойкости подростков
Декабрь 2014
Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу
Куратор ВР
Работа с обучающимися
Беседы со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха.
Ноябрь-декабрь 2014
Стимулирование обучающихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания
Классные руководители
Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы
Ноябрь 2014 -январь 2015
Заполнение групповых карт-характеристик, обсуждение со школьником результатов тестирования и постановка задач-саморазвития.
Классные руководители
Обсуждение и анализ поведения в экстремальных ситуациях, развитие волевых качеств, примеров жизнестойкости известных личностей на уроках гуманитарных дисциплин, ОБЖ и физической культуры
В течение года
Стимулирование обучающихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания
Учителя гуманитарного цикла, ОБЖ, физической культуры
Формирующий
Реализация модуля «Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах»
5 класс «Я и мой мир»
Тема1. Я - личность и индивидуальность. Я и мои друзья
1 раз в четверть
Самоанализ сильных и слабых сторон своей личности. Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как способ саморазвития личности. Самопрезентация.
Классные руководители
Тема2. Я в мире друзей
1 раз в четверть
Развитие умения сотрудничать. Толерантность во взаимоотношениях и взаимодействии между всеми членами команды.
Классные руководители
Тема 3.Мои ценности: жизнь, здоровье, время, друзья, семья, успехи
1 раз в четверть
Формирование ценностного отношения к себе, своей жизни, близким. Обучение приемам конструктивного общения.
Классные руководители
Тема 4. Практикум уверенного поведения в опасных ситуациях
1 раз в четверть
Обучение приемам анализа, планирования и преодоления трудной жизненной ситуации. Формирования умения обращаться за помощью к взрослому, сверстникам, пользоваться телефоном доверия.
Классные руководители
6 класс «Я и мой мир»
Тема1. Я и мой мир
1 раз в четверть
Формирование позитивных представлений о будущем. Самоконтроль и саморегуляция, как обязательные элементы успеха.
Классные руководители
Тема 2. Практикум общения
1 раз в четверть
Обучение способам распознавания уверенного и неуверенного поведения в общении, умения оказать поддержку. Тренировка на модели игровой ситуации.
Классные руководители
Тема 3. Практикум нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях
1 раз в четверть
Тренировка принятия решения, обращения за помощью и преодоления трудной жизненной ситуации. Службы экстренной помощи
Классные руководители
Тема 4. Если бы моим другом был…я
1 раз в четверть
Формирование адекватной самооценки. Самопрезентация.
Классные руководители
7 класс «Я и мой мир»
Тема 1.Практикум общения
1 раз в четверть
Особенности принятия коллективного и индивидуального решения. Тренировка предлагать и отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения
Классные руководители
Тема 2. Разработка и управление социальным проектом
1 раз в четверть
Формирование навыков конструктивного общения, умений принятия коллективного решения. Формирование и сплочение команды
Классные руководители
Тема 3. Практикум преодоления трудностей
1 раз в четверть
Формирование умения постоять за себя, отстаивать свои права, сказать «нет». Индивидуальные приемы психологической защиты
Классные руководители
Тема 4. Я - личность!
1 раз в четверть
Осознание собственной ценности, ценности человеческой жизни. Выбор своей социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми
Классные руководители
8 класс «Я и этот мир»
Тема 1. Ценности жизни. Факторы риска и опасности
1 раз в четверть
Дискуссия о жизненных целях и ценностях. Индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в ситуациях риска и опасности
Классные руководители
Тема 2. Практикум общения
1 раз в четверть
Предупреждение и разрешение конфликтов
Классные руководители
Тема 3. Практикум саморегуляции
1 раз в четверть
Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу
Классные руководители
Тема 4. Риск- дело благородное?
1 раз в четверть
Формирование понятий: неоправданный риск, минимальный риск, склонность к риску, самосохранение, самоспасение, самопомощь
Классные руководители
9 класс «Я и этот мир»
Тема 1. Жизнь по собственному выбору
1 раз в четверть
Актуализация представления о своем будущем, о свих жизненных целях. Профессия как ценность. Личностные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях. Программы защиты от стресса, зависимости
Классные руководители
Тема 2. Практикум конструктивного общения
1 раз в четверть
Анализ особенностей общения, ресурсов личностного роста. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуациях сложного выбора, принятия коллективного решения. Защита от агрессии и стресса
Классные руководители
Тема 3. Любовь! Что это такое?
1 раз в четверть
Любовь и романтические отношения в жизни человека. Характер отношений между любящими людьми. Признаки насилия и зависимости в отношениях
Классные руководители
Тема 4. Проблемы смысла жизни
1 раз в четверть
Я - в мире сверстников. Я - мире взрослых.
Классные руководители
Работа с педагогами
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска
2015-2017
Оказание помощи семье в решении проблем межличностных отношений с подростками
Классные руководители
Организация деятельности волонтерского отряда с целью пропаганды ценностей здорового образа жизни
2015-2017
Профилактика зависимых состояний, формирование жизненных ценностей
Куратор ВР
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»
2015
Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями
Руководитель МО
Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»
2016
Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями
Руководитель МО
Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»
2017
Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями
Руководитель МО
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
Проведение родительских собраний, с включением вопросов о формировании жизнестойкости у подростков
1 раз в четверть
Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу
Классные руководители
Индивидуальные консультации
По потребности
Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу, оказание помощи в разрешении сложной ситуации
Администрация школы, классные руководители
Диагностический этап
Обсуждение результатов повторной диагностики с обучающимися и их родителями
2017
Обработка данных тестирования с помощью методов математической статистики.
Составление отчета о проделанной работе в рамках реализации программы
Администрация школы