- Преподавателю
- Классному руководителю
- Клуб семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»
Клуб семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Игнашина А.В. |
Дата | 28.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образованием Администрации города Шарыпово
Приоритетный национальный проект «Образование»
в части поддержки деятельности классного руководителя
НОМИНАЦИЯ: Детско - взрослая общность как современное средство организации воспитательной деятельности
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА: Клуб семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»
Ф.И.О. разработчика проекта: классный руководитель 8 К класса Альбина Вячеславовна Игнашина, т. 8-923-325-15-85
Утверждаю
директор школы
_________Н.В.Андриянова
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
662315 Россия, Красноярский край, г. Шарыпово, 2 м-н, здание 8
Директор школы: Наталья Валерьевна Андриянова, т.22-3-40
«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги,
если бы я мог показать тебе их красоты!»
(Из наставления древнеегипетского чиновника сыну)
Актуальность
Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. На сегодняшний момент книга - самый доступный, простой и надежный источник информации.
Книга - это еще и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио телевидение, и люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета любителей книг стало еще меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Однажды на классном часе я спросила своих учащихся: « Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?»
Примерные ответы детей:
-
Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.
-
Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.
-
Книжки - это информация, которую ты сам выбираешь: хочешь - читаешь, хочешь - нет, а телевизор навязывает информацию.
-
Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.
-
Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется, портится из-за вирусов и "глюков".
-
Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.
-
Современный КПК тоже можно положить в карман и читать, где хочешь.
-
А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.
-
Все равно компьютер заменит книгу - придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.
-
Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.
-
Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.
Семейное чтение. Когда-то это была славная традиция. Вся семья вместе несколько вечеров читала одну книгу. Читали, передавая книгу друг другу, делясь впечатлениями, сопереживая героям. Подбирали книги для души, а не для того, чтобы занимали место в стенках, шкафах и, по принципу, у кого больше. Как же выбрать время, чтобы несколько вечеров подряд все члены семьи могли сразу собраться за чтением?
Книги являются истинными друзьями человечества.
Чтение - это не просто способ получить информацию, но и уникальный процесс, способный сделать из человека Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить.
Дети не читают. Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, родителей и библиотекарей
Посещение школьной и городской библиотеки
Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Для этой цели в городской библиотеке проводится анкетирование детей с родителями «Самая читающая семья» среди среднего и старшего звена. По итогам этого года «Самая читающая семья» среди учащихся и их родителей были подведены статистические данные:
28% приходят в библиотеку;
25% в основном за учебной литературой;
15% имеется небольшая домашняя библиотека;
25% положительно относятся к чтению;
10% читают только то, что задают по литературе;
14% читают журналы и газеты.
Можно сделать выводы, что с каждым годом все меньше и меньше наши дети читают книги.
Где мы потеряли юного книголюба? Прежде всего, в семье! Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не читают. В одиночку проблему не решить. Необходимо объединить усилия школы, семьи, библиотеки для ее решения. Поэтому и был разработан клуб семейного чтения "Обрати своё сердце к книге".
Проектная идея:
-
Воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чтению, саморазвитию.
Цель:
Создание клуба семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»
Задачи:
-
показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
-
развить читательский интерес
-
пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей;
-
возродить традиции семейного чтения;
-
увеличить охват учащихся в посещения библиотеки и чтении книг;
-
создать инициативную группу родителей-единомышленников;
-
разработать нормативную базу о деятельности клуба
-
обобщить опыт деятельности клуба
Участники, партнёры проекта:
-
Классные руководители и учащиеся 8К, 4Б, 5В классов:
-
Библиотекари школьной библиотеки
-
Библиотекари городской библиотеки
-
Родители, принимающие участие в реализации проекта
-
Работники редакции газет «Огни Сибири», «Твой Шанс»
-
Работники ЦКиК
-
Работники «Почта России»
Сроки реализации проекта:
Сентябрь-май 2012-2013 учебный год.
Механизм реализации:
-
Организационное родительское собрание. Открытие клуба - сентябрь, 2012г.
-
Реализация проекта- октябрь, 2012г - апрель, 2013г.
-
Анализ реализации проекта - май, 2013г.
Ожидаемые результаты
-
Создан клуб семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»;
-
Разработана нормативная база деятельности клуба;
-
Создана база методических разработок проведенных мероприятий;
-
Увеличен интерес к чтению книг на 30% (анкетирование)
-
Увеличен охват учащихся в посещения библиотеки и чтении книг до 70%
-
Создана презентация о деятельности клуба.
Показатели результативности:
-
Повышение техники чтения учащихся;
-
Охват учащихся и их родителей деятельностью клуба;
-
Организация коллективной деятельности;
-
Расширение и обогащение читательского опыта детей;
-
Увеличение количества семей возрождающих традиций домашних совместных чтений:
-
Углубление знаний о литературных произведениях и их авторов;
-
Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
-
Обобщение опыта деятельности клуба;
-
Анкетирование
План мероприятий по реализации проекта.
Этапы
Мероприятия
Сроки реализации
1. Организационное родительское собрание. План мероприятий
-
Составление плана работы на год.
-
Тестирование учащихся класса об уровне сформированности представлений о книге как источнике информации
01.10.12
2. Реализация проекта.
-
Беседа «Уважение к книге » (рассказы о создании книги). Конкурс рисунков.
Октябрь 2012
-
Участие в Краевом проекте «Отдадим книгу в хорошие руки»
-
Экскурсия в городскую библиотеку
-
Беседа «Чем могут помочь книги».
Ноябрь 2012
-
Экскурсия в типографию
-
Посещение ЦКиК. Игровая программа «Герои книг»
-
Посещение городского театра. Встреча с его актёрами
-
Знакомство с первой книгой Руси
-
Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения. Хранители книг
Декабрь
-
Конкурс стихов собственного сочинения «Как хорошо уметь читать…»
-
Работа библиотекаря. Классный час «Профессия библиотекарь»
Январь 2013
-
Просмотр видеофильма « Как создаётся книга»
КОНКУРС
-
«Лучшая книжка - малышка» совместно с 4Бкл.
Февраль
Споём о книге в частушках. Конкурс семей
-
Беседы на тему «Бережное отношение к книге».Ремонт книг школьной библиотеки.
Март
-
.Поездка на Линёвский берег. Отдыхаем и читаем
-
Конкурс презентаций
-
Знакомство с семейными библиотеками
-
КВН по книгам.
Апрель
-
Просмотр художественного фильма по прочитанному произведению
3. Анализ реализации проекта.
-
Итоговый сбор членов родителей и детей
-
Итоговое анкетирование
-
Отзывы участников проекта.
-
Праздник « Я стал много читать».
-
Презентация слайд-альбома о деятельности клуба
-
На основе сделанного анализа, выводов, показателей результативности будет принято решение о дальнейшей работе в данном направлении
Май
Ресурсы:
1. Методическая литература:Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. - 1996.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа - Первое Сентября.
2. Кадровые:Классные руководители и учащиеся 8К, 4Б, 5В классов; библиотекари школьной библиотеки, библиотекари городской библиотеки, родители, принимающие участие в реализации проекта; работники редакции газет «Огни Сибири», «Твой Шанс»; работники ЦКиК; работники «Почта России».
3.Материально-технические: проектор, компьютер, интерактивная доска.
4. Дидактические: Анкеты, тесты, карточки с игровыми заданиями.
Приложение1
Положение о Клубе семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»»
1. Общие положения.
«Клуб семейного чтения» является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме «школа-семья».
«Клуб семейного чтения» направлен на совершенствование образовательного процесса через реализацию принципов:
- системности (создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования);
- эстетический (постоянное общение школьников с лучшими образцами детской литературы);
- эмоциональности (развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев);
- ценностно-ориентационной (использование приобретенных знаний, умений и навыков для самостоятельной работы);
- преемственности (связь литературного образования с окружающим миром, искусством и др.).
Методическая работа «Клуба семейного чтения» обеспечивает продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности.
2. Организация деятельности.
«Клуб семейного чтения» создан на базе сотрудничества учащихся и их родителей, учителя, школьной библиотеки и городской детской библиотеки.
Основные принципы работы Клуба семейного чтения:
-
добровольность и достаточная самостоятельность в выборе художественного произведения;
-
соответствие подобранной литературы возрастным особенностям и интересам школьников;
-
отсутствие жёсткой регламентации во времени;
-
непринуждённая доброжелательная обстановка в библиотеке;
-
поддержка читательской деятельности школьников на уроках литературы.
Организованная структура ученического соуправления в классе
«Клуб семейного чтения»
Учитель
Ученики
Родители
Школьная библиотека
Городская детская библиотека
Хар-ка детского коллектива на данной стадии развития
Задачи по развитию
Позиция педагога
Стиль управле-ния
Содержание деятельности педагога
Новообразования в ученическом коллективе
Внутренняя сплоченность.
Выражено стремление быть вместе.
Дорожат честью детского коллектива.
Единство ценностей и подходов к образова-тельному процессу.
Сотруд-
ник
Ведущий стиль: коллеги-альный, консульти
рующийся.
Развитие инициативы, активности каждого.
Создание единого коллектива «дети-родители-педагог».
Самостоятельность сплоченность.
Потребность лич-
ности в самосовер-шенствовании.
Ценностно-ориентированное единство.
Сложившееся самоуправление.
План заседаний клуба
-
Выборы состава клуба.
-
Разработка нормативной базы Клуба (Положение, либо Устав)
-
Составление плана работы на год.
-
«Давайте познакомимся!». Знакомство со школьной библиотекой.
-
Разработка и проведение анкетирования родителей и детей «Книга в семье».
-
«Наша домашняя библиотека». Беседа о формировании домашней библиотеки.
-
Введение традиции «Семейная гостиная «Папа, мама, я - читающая семья»
-
Организация мобильной библиотеки в клубе. Оформление «Экрана чтения»
-
Просмотр художественного фильма по прочитанному произведению. Обмен мнениями.
-
Семейная викторина «Хорошо ли мы знаем героев произведений?»
-
Сотрудничество со СМИ, городской библиотекой, ЦКиК.
Подведение итогов проводится в конце учебного года: отмечаются грамотами, сувенирами все участники - дети и родители в номинациях:
-
Лучший фотосюжет с книгой
-
Лучший дневник чтения
-
Рекордсмен чтения
-
Самый внимательный читатель
-
Лучший знаток книг
-
Лучший читатель библиотеки
-
Книжный доктор
-
Преданный читатель библиотеки
-
Мастер чтения
Приложение 1.
Алгоритм семейного чтения
Цель - прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Приложение 2.
Анкета для детей
-
Что ты больше любишь?
-
Читать сам
-
Слушать чтение взрослых
-
Смотреть телевизор
-
Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-
Хвалят тебя
-
Ругают
-
Читают ли в вашей семье книги вслух?
-
Читают
-
Не читают
-
Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
-
Да
-
Нет
-
Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
-
Да
-
Нет
Приложение 3.
Анкета для взрослых
-
Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
-
Читать сам
-
Слушать чтение взрослых
-
Смотреть телевизор
-
Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
-
Хвалите
-
Ругаете
-
Принято ли в вашей семье читать вслух?
-
Да
-
Нет
-
Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
-
Да
-
Нет