Нравственное воспитание (беседа родительского собрания)

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственное воспитание.

(беседа родительского собрания).

Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае, если и школа и семья действуют в тесном контакте, оказывают взаимную помощь. Жизнь семьи, поведение родителей в значительной степени определяют формирование нравственных качеств ребёнка. В дружной семье, где сложились твёрдые моральные устои, отсутствуют ссоры, царит атмосфера взаимного уважения, доверия, заботы друг о друге, и дети, как правило, вырастают чуткими, добрыми людьми. Вот один пример:

  • Под новый год родители собрались в гости. Кирюша стоял у стола, опустив глаза. Софья Сергеевна, перебирая платья, вешала откуда-то из шкафа:

  • Поздно не ложись. Будешь читать, не забудь выключить свет на ночь, слушайся бабушку.

  • Соня, - пристально сказала бабушка - надень голубое, оно тебе так идёт.

  • Ты забываешь, что я уже не девочка! - сухо сказала Софья Сергеевна.

  • Это платье тоже красивое, - подал голос Кирюша. - Пап, скажи!

  • Да, да…- рассеянно сказал Сергей Иванович.

  • В праздник люди добрые дома сидят - проговорила бабушка, - а если уходят, то все вместе.

  • Каждый год ты начинаешь один и тот же разговор! - голос Софьи Сергеевны стал металлическим, - к чему? Я тебе, по-моему, достаточно ясно объяснила, что Кириллу рано ещё ходить в гости. Тем более в компанию. Я же не могу не пойти, поскольку это, к сожалению, положено.

  • Деньги же сдали, - попытался оправдаться Сергей Иванович, - неудобно теперь отказываться.

  • Бережём крохами - теряем ворохами! - упрямо сказала бабушка, - человек потерян! А деньги - тьфу! Дитё в праздник с родителями должно быть. Нарожали на мою голову.

  • Бабушка! - голос Кирюши зазвенел, - я же сказал тебе, что вовсе никуда не пойду. И не хочу даже! А если я мешаю тебе, могу к Чернышовым уйти, они меня звали.

  • Ну вот он сам не хочет идти, - спокойно сказала Софья Сергеевна.

  • Ведь это только условность, праздники пустая трата времени. Делаешь по необходимости, чтобы не нарушать общий ритуал.

  • Господи, праздники уже не нужны! - всплеснула руками бабушка, - свихнулись от учёности своей.

  • Ах, оставь, мама! - раздражённо сказала Софья Сергеевна, - куда девалась моя сумочка, в конце концов? - Сергей, ты не видел её?

  • Она на кухне, на маленьком столике, - сказал Кирюша - принести?

  • Да, пожалуйста, Кирюша.

Обратите внимание, как отношения матери и сына к бабушке похожи. При разговоре с ней сразу «металл» в голосе.

-- Как вы думаете, что можно сказать о стиле жизни в этой семье?

--Что можно сказать о каждом из членов семьи?

Недаром говорят: дети - зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения, ребёнок начинает перенимать тогда, когда он не способен ещё оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребёнка их пример?

Вот Антон при встрече всегда приветливо улыбается и чётко произносит: «Здравствуйте». И по его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие: так он поступает по примеру мамы и папы. Он знает, что если сказать «здравствуйте», - значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо. В дверях Антон старается пропустить взрослых вперёд себя. Так он поступает по примеру папы. Но, к сожалению, дети видят и другие примеры.

  • Вот пожилая женщина с мальчиком вошла в городской автобус. Пассажиры потеснились, освободили место и мальчик тут же сел. Его бабушка, поставив сумку внуку на колени встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику.

  • Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала.

  • Ты уже большой - добавил другой, - наверное в школу ходишь?

  • Конечно большой, должен уметь уступать место в транспорте. И не только своей бабушке. В автобусе народу немного, и мальчик может постоять.

Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже было встал, она говорит:

  • Сиди, сиди, всем не на уступаешься! - поглаживает его по спине - затем бросает в пространство: - ишь, сколько учителей нашлось. Своих бы лучше воспитывали.

Мне, кажется , к этому эпизоду не нужны комментарии. Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер. Самое эффективное средство против дурных привычек - их предупреждение. Но если привычка уже сформировалась - как от неё избавиться? Сделать это не поздно, ребёнок ещё обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влиянием. Важно при этом вникнуть, отчего произошла вредная привычка и действовать против причины, а не против последствий. Если ребёнок во время еды болтает ногами, нужно проверить соответствует ли стул его росту, если грубо разговаривает, посоветовать прислушаться к своему тону. Вредная привычка не должна получать повседневного подкрепления. Необходимо внимательно относится к поведению детей, не давая накапливаться отрицательному опыту. Технология этого процесса в следующем: если старые привычки не получают подкрепления, то они постепенно угасают. Чтобы их окончательно вытеснить новыми, положительными, необходимо поставить ребёнка в такие условия, чтобы он упражнялся в нужных способах поведения и не упражнялся в ненужных. Вспомнились слова Сухомлинского: «Пороги искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребёнка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их выполняет буйная поросль достоинств».

Как воспитывать в ребёнке эти качества?

Во - первых, его нужно любить. Не говорить «Люблю, а именно любить».

Подумайте, может ли быть любовь без уважения? Некоторые родители забывают об этом условии.

  • Будешь хорошо учиться, купим тебе телефон или ещё что -нибудь - обещают они, даже и не думая выполнять обещания, зная, что всегда найдут предлог для своего оправдания: «Раз ты сегодня плохо себя вёл, никакого телефона тебе не будет». Для ребёнка каждый такой обман - глубокая душевная травма.

Мы за ней следим всё время! - авторитет, заявляют родители о подростке - дочери, не понимая, что «следить» - вообще подлое занятие, а взрослые хотят добиться правдивости, не понимая, что лишь доверие рождает доверие. Можно ли любить ребёнка, а в перерывах между этим занятием давать ему затрещины? Конечно, большинство родителей убеждены, что бить ребёнка нельзя. И тем неменее все поступали вопреки этому убеждению. Так что разницы между нами и теми, кто верит в целительную роль насилия не так уж и велика. Конечно вовсе отказаться от наказаний (но не физических!) нельзя. Но я убеждена, что воспитание, основанное на страхе, по сути своей фальшиво. Во времена Гитлера уголовная преступность в рейхе снизилась до самого малого процента. Страх торжествовал и словно бы осуществил свои цели. Но в то же преступления против человечества достигли аногея. Не забывайте, пожалуйста, о том, что боль можно причинить не только физическую, но и душевную, очень просто оскорбить ребёнка, унизить его, поступить по отношению к нему несправедливо. И можно найти оправдание - нервы. Вопрос в том, кто виноват, что ваш собственный ребёнок способен вывести вас из себя? Дети рождаются не для того, чтобы злить своих родителей, чтобы мешать нам их воспитанию. От нас требуется любовь, понимание, уважение, огромное терпение и оптимизм. Требовательность и доверие. Как можно больше требовательности и как можно больше уважения к человеку.



© 2010-2022