Коучинг на тему: «Роль совместной проектной деятельности в воспитании ребёнка»

Данный коучинг был проведен на городском семинаре по воспитательной работе. Он посвящен теме работы классного руководителя с родителями учащихся. Мною разработана программа кружковой работы в 4 классе «Юный исследователь», где дети обучаются тому, как работать над научным проектом. За 3 четверти обучения кружковцами создано 4проекта: «Снеговик», «Кормушка для птиц», «Физминутки на уроках в начальной школе», «Разминка для глаз на уроках». Сейчас начата работа над проектом «Летопись моей семьи». А...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коучинг на тему: "Роль совместной проектной деятельности в воспитании ребёнка."

учителя начальных классов средней школы № 31 города Тараз Путиловой А.А.

Я прошла 3 уровень 3-месячных курсов повышения квалификации учителей в марте-мае 2013 года. Этот 2013-2014 учебный год для меня первый год применения инновационных технологий и я задалась вопросом: как помочь себе и детям облегчить процесс освоения нового. Я разработала программу кружка проектной деятельности «Юный исследователь», который задействовал применение всех 7 модулей Новой программы и

особое место в нём занимает групповая работа учащихся, взаимодействие семьи и школы.
Проекты в младших классах - это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10 % от того, что они читают,

  • 26 % от того, что они слышат,

  • 30 % от того, что они видят,

  • 50 % от того, что они видят и слышат,

  • 70 % от того, что они обсуждают с другими,

  • 80 % от того, что основано на личном опыте,

  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,

  • 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).


Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт - опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых - эксперта, а в-третьих - наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности:

  • Общение

  • Деятельность

  • Познание

  • Рефлексия

Действительно, исследуя нюансы включения ребенка младших классов в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:

  • у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;

  • младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;

  • эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.

В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника

Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

А ведь именно семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.


Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Социологи отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление отодвинули воспитательные функции семьи.

Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка


Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект - формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись

Наши проекты.

Проект № 1 «Зимушка - зима».

Этот проект творческий, информационный, при активном участии родителей.

Цель проекта: - создание условий для познания, новых открытий и созидания при поддержке взрослых,

- сближение детей и родителей,

- выход на новые партнёрские отношения с родителями воспитанников.

Совместные педагогические проекты сближают детей и родителей.

Проект проходит в 3 этапа:

- подготовительный (готовим и подбираем соответствующую литературу),

- сбор информации (по группам),

- заключительный (подведение итогов, индивидуальная работа),

Конкурсы в ходе проекта:

- Самый лучший снеговик,

- Кормушка для птиц.

Критерии успеха:

- достигнут конечный результат,

- созданы активные команды,

- дети узнали много нового и интересного, многому научились,

- получили удовольствие от своей деятельности.

Время проекта - 5недель.

Тема 2 проекта: «Секреты здоровья».

Этот проект творческий, информационный, исследовательский, при участии родителей.

Цель проекта:

- приобщение ребёнка к ЗОЖ;

- создание условий для познания, новых открытий и созидания при поддержке взрослых;

- сближение детей и родителей;

Задачи проекта: узнать о пользе движения и создать такие продукты, которые помогут детям вырабатывать привычку двигаться (альбом-справочник, содержащий сведения о влиянии физической активности на здоровье; разработать комплекс упражнений утренней гимнастики и динамической паузы для учащихся школы).

Время проекта - 5недель.

Тема 3 проекта: «Летопись моей семьи»

Цели проекта: укрепление института семьи, поддержание в общест-венном сознании традиционной ценности брака и семьи, престижа материнства и отцовства, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжением лучших качеств своих предков.

Время проекта - 5недель.

Задачи проекта:

-создание условий для самореализации семей;
- поддержка и поощрение родителей обучающихся;
-привлечение внимания администрации школы к проблемам семей обучающихся;
-пропаганда положительного опыта семейных отношений.

Результаты работы (презентации):

  1. Моя семья.

  2. Как я отдыхаю со своей семьёй.

  3. Помощь семьи.

  4. Мои увлечения.

  5. Мои достижения и успехи в школе.

Тема 4 проекта: «День победы

Цель проекта: познакомить с земляками, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущими ветеранами Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:

1. Формировать гражданские качества у обучающихся.
2. Углубить знания детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года.
3. Изучить общественное мнение: «Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу?»
4. Исследовать, какой вклад в победу на фронте и в тылу внесли кстовчане.
Гипотеза: для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не в праве забывать ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945года. Время проекта - 4недели.

МИНУСЫ ПРОЕКТНОЙ деятельности:

  • возрастает нагрузка на учителя.

  • Малыши не умеют работать с литературой

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах - это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.

ПЛЮСЫ ПРОЕКТНОЙ деятельности:

  • Навыки самообразования

  • Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета.

  • навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

  • интерес к познавательной деятельности

Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.
моделируется реальная технологическая цепочка: задача - результат
Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из
5 «П»: ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПОИСК - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

"Плюсов" больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся.
Каждый проект - вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.

И, наконец, приведу пословицу, ясно выражающую сущность работы кружка:

«РАССКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ МНЕ - И Я ЗАПОМНЮ,
СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ - И Я НАУЧУСЬ».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2010

2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. - Рига, 2001.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010.

4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. - Народное образование. - М., 2010, № 9, с.177-180.

5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 2010, № 6, с.34-47.

6. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 2010

7. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 2010

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 2011.

9. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2010.

10. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

11. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. - Мн.: Пропилеи, 2001. - С. 121-140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. - 1992, April. - P. 6-35.]

12. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.


8


© 2010-2022