Статья на тему «Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности»

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизне­деятельности определенный опыт (на основе внутренних потребно­стей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершен­ствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое на­правление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, само­воспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, что­бы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные - потреб­ности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития позна­вательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.

«Потребность в самоутверждении: это стремление иметь пре­имущество перед окружающими; занимать достойное место в общест­ве, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.

В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.

Статья на тему «Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности» Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится воз­можным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

* верить в каждого ребенка и его возможности;

* оценивать не личность, а действия, поступки;

* видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;

* проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

* не торопиться с выводами;

* помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уни­кальности.

Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся

к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количест­во активности на уроках падает.

«Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учеб­ной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимули­рование понимается учителями как поощрение деятельности учащих­ся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эф­фективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оцен­ка деятельности учащегося.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

* оценка;

* запись благодарности в дневник;

* словесное поощрение;

* групповая работа;

* назначение консультантом;

* выставка лучших работ.

Возможна постановка следующих целей:

* сбор и изучение стимульного материала;

* выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотива;

* выработка своего отношения к понятию «Стимулирование учебной деятельности».

Сбор стимульного материала осуществляется через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, анкетирование учителей, работающих в этих классах.

Наиболее часто называются стимулы:

* в 5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную дея­тельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;

* в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;

* в 7-х классах - познавательные игры, юмористические минут­ки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, срав­нение своих результатов с прошлыми, положительные эмо­ции учителя.

Учителя часто включают «мнимые стимулы», не имеющие соци­ально-педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

Мы считаем необходимым проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением.

К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его

содержания подходят по-разному.

Так, психологи рассматривают психологическую поддержку как процесс. Они поясняют, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает при неудачах.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечается, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку.

Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность.

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет, достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или
воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс
исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с
теми последствиями, которые он за собой повлечет. Возможно, что многих негативных последствий удастся избежать, благодаря тому, что
ребенок имеет возможность при проектировании собственных действий по выходу из проблемы увидеть, спрогнозировать их, и это может
повлиять на поиски каких-то других решений. -

Опыт показывает, что, как правило, педагогическая поддержка все же достигает результатов.

Итак, задача педагогической поддержки, установление необходимого баланса, как того реального "мостика" - с одной стороны взрослого, педагога-профессионала, с другой стороны ребенка, на которого направлена деятельность взрослого.

В чём суть понятия «педагогическая поддержка»? Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности последнего и ставящая целью поддержать его в действиях.

Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом)

демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и детей. Основное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку
преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, ощутить себя
человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно только то, что уже имеется в наличии развитие самостоятельности человека.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтоб он мог удачно осваивать социально важные ценности, нормы, культуру поведения, чтоб сам мог выбрать свой жизненный путь и воплотить его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, естественно, чтоб удачно обучаться, получать знания, сформировывать умения и навыки учебной деятельности.

Педагог - не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений меж взрослым и ребенком. До этого всего, он помогает школьнику развивать рефлексию, как метод выявления самооценки анализа собственного творчества.

Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена, либо актуализация ценностных ориентации педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и сотрудниками на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и дитя - ценность, которую нужно добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на «воздействие» к «взаимодействию» происходит в динамике смены личных и профессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта.

Это колоссальный труд души и мысли, который вызывает большущее уважение и которому нужно оказывать квалифицированную поддержку.

Переход школ на профильное обучение в рамках 12-летнего образования в Республике подводит учащихся выпускных 9-х классов к необходимости осуществления выбора профиля и дальнейшего образовательного маршрута. Серьёзные затруднения испытывают школьники в принятии данного решения. Необходимо, чтобы этот выбор оказался не случайным, а взвешенным и личностно осмысленным. Таким образом, главной линией в сопровождении учащихся становится проблема самоопределения.

Самоопределение - это сложное личностное образование, которое складывается на протяжении длительного развития ребенка

Решению проблемы выбора профиля и дальнейшего

образовательного маршрута может способствовать курс личностного и профессионального самоопределения, разработанный для учащихся 8-9 классов. Данный курс может быть комплексным по содержанию, так как состоит из двух программ: 1) "Психология самопознания" для 8-х классов; 2) "Я и моя профессия" для 9-х классов. Курс можно предложить учащимся по выбору для того, чтобы сформировать у подростка индивидуальный образовательный запрос, развить способность разбираться во внешних обстоятельствах и умение использовать информационные ресурсы.

Проблема самоопределения личности не нова в педагогической

теории и практи­ке. В трудах философов, психологов и пе­дагогов находит отражение и проблема са­моопределения учащихся старшего школь­ного возраста.

Невозможно од­нозначно утверждать, что в старшем школь­ном возрасте формируется либо готовность к самоопределению, либо само самоопреде­ление. Для самоопределения должны сложиться определенные обстоятельства, созда­ющие готовность к восприятию действительности.

Под самоопределением старшек­лассника мы понимаем процесс конструи­рования им близкой, реально осуществи­мой и далекой перспективы на основе сво­бодного выбора целей, средств и путей са­моразвития, включающего в себя как сово­купность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способ­ствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование до­полняется новыми формами, стимулирующи­ми личностную инициативу, и выступающи­ми в качестве движущей силы самоопреде­ления учащегося. Среди них актуализируют­ся достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в на­стоящий момент испытывают трансформа­цию и становятся самостоятельным явлени­ем педагогической действительности. Готов­ность к самоопределению формируется в пе­риод старшей школы. Введение конкурсной системы - центр «Дарын», ПГК, ЕНТ в образовательный процесс будет наиболее отвечать возрастным потребностям учащихся и существенно дополнять возможности образования для самоопределения школьников.

Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, це­лей, возможностей и путей преодоления пре­пятствий, мешающих ему сохранить свое че­ловеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Под педагогической поддержкой понимается оператив­ная помощь детям в решении их индиви­дуальных проблем, связанных с физичес­ким и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жиз­ненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Одним из условий самоопределения стар­шеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации ус­пеха позволяют пережить радость достиже­ния, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех - это механизм самосовершенствования, само­развития школьника. Даже разовое пережи­вание успеха может коренным образом изме­нить самочувствие ученика, ритм, стиль и ка­чество его деятельности, характер взаимоот­ношений с окружающими. Проблема созда­ния ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном про­цессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживае­мый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовер­шенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.

© 2010-2022