- Преподавателю
- Классному руководителю
- Открытый классный час на тему «Хлеб-золото земли»
Открытый классный час на тему «Хлеб-золото земли»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельхер Н.Б. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый классный час на тему:
«Хлеб-золото земли»
Цель проведения:
-познакомить учащихся с заповедями народа о хлебе;
-показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
-воспитывать бережное отношение к хлебу.
Наглядные пособия:
выставка хлебных изделий, рисунки детей, пословицы и поговорки о хлебе.
Ход классного часа.
Учитель:
Дорогие, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен одной очень важной теме. О чем пойдет речь вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый…»
Что это?
Ученики: Хлеб.
Учитель:
Правильно. Сегодня мы познакомимся с заповедями народа о хлебе, о том, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; что хлеб - золото земли, что к хлебу нужно относиться уважительно, бережно.
Ученик:
Нет ничего дороже хлеба. Но всегда ли мы относимся к нему с должным почитанием? Нет человека, который мог бы от него пренебрежительно отмахнуться: меня это не касается, я хлеба не ем. Можно по болезни или из оригинальности не есть молока, мяса, рыбы. А вот совсем не есть хлеба нельзя. Так, что о его особой цене, о том, что булки не растут на деревьях, должен знать каждый несмышленый малыш.
Ученик:
Стар и вечно молод хлеб. Сколько ему лет?... Века! В музее Цюриха есть удивительный экспонат-окаменелый кирпичик. Считается, что это самый древний образец хлеба - он был выпечен 6000 лет назад. А в музее Нью- Йорка хранится каравайчик, возраст которого 3400 лет. Самый древний памятник пекарю стоит в Риме.
Учитель:
Народная мудрость гласит: «Золото и серебро- металл. А рожь и пшеница- жизнь».Что же такое хлеб? ( Ответы детей )
- В нашем классе учатся дети разных национальностей. Давайте вспомним, как на вашем родном языке звучит слово «хлеб» ?
_ Как бы ни выглядел хлеб и как бы его ни называли: русский каравай , казахский тандыр , азербайджанский лаваш - на всех языках это слово звучит одинаково вкусно, веет от него теплом маминых рук и домашнего очага.
-
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели,
Мы говорим: «Хлеб»
2. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,
Мы говорим: «Хлеб»
3. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб»
4. Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне,
Мы говорим : «Хлеб»
5 . Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней.
Чтоб на стол к тебе явился хлеб.
6. Зерна наших дней светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы : « Берегите!
Берегите хлеб родной!»
Учитель:
Чтобы хлеб пришел к нам на стол ,пришлось не мало потрудиться многим людям .Сначала надо обработать землю. Затем долго ухаживать за посевами: поливать их, полоть ,бороться с вредителями. Когда поспеет урожай, бережно убрать его с полей, обмолотить, рассортировать, привезти на элеватор. Из хранилищ элеватора зерно доставляют на мельницу, где зерно превращается в муку. Муку отправляют на хлебозаводы, пекарь замесит тесто и испечет хлеб. Готовая выпечка попадает в магазины. И уже оттуда к нам на стол. Вот такой длинный путь проделывает хлеб от семени до булки хлеба!
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Пашут каждую весну,
Сеют ,жнут, ночей не спят…
С детства знай, как хлеб растят!
Учитель:
- А теперь давайте поговорим о традициях народов, связанных с хлебом. Хлебом- солью на Руси встречали дорогих гостей. Обычай этот означает- разделите со мной хлеб- соль, приобщитесь к жизни моего дома, и пусть всегда будет в вашем доме хлеб-соль, достаток, успех.
Ученица в русском костюме .
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и с почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым , пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук!»
Ученик:
Мой читатель, мой дружище!
Человек, немногих лет,
Видишь хлеб- не только пища,
Без которой жизни нет.
Он - мерило дружбы верной ,
Службы воинской примерной.
У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова!»
Учитель:
В пословицах и поговорках - народная мудрость, поучение будущим поколениям. Пословицы русского и казахского народов перекликаются . Давайте вспомним их!
- Хлеб- всему голова.
- Хлеб - батюшка, водица - матушка.
- Будет день- будет и хлеб.
- Там и рай, где хлеба край.
- Без хлеба и медом сыт не будешь.
- Хлеб в пути не в тягость.
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
О гостеприимстве и радушии казахского народа мы знаем не понаслышке. Никогда не отпустят гостя из дома, не предложив ему отведать хлеба. Выпить пиалу вкусного чая с молоком. В пословицах казахского народа выражается святое , бережное отношение к хлебу.
- Нан- ас атасы.
-Нан- алтынан қымбат.
-Арпа, бидай ас екен, алтын, күмис тас екен.
Учитель:
О человеке судят по тому, как он относится к хлебу. Плох тот человек, который не ценит хлеб, выкидывает его, не уважает труд хлеборобов, пекарей.
Ученица:
Булка.
С . Михалков
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я - пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
( Обсуждение поступка мальчиков)
-Почему дети так поступили? Знают ли они цену хлеба? А пекарь? Знаете ли вы , что обычай просить прощения у хлеба восходит к Древнему Египту? В дошедших до нас папирусах , где излагаются правила воспитанного человека, говорится:
если взрослый или ребенок по неосторожности уронят кусочек хлеба, то они должны немедленно оставить дела и поднять хлеб, сдуть с него пыль, поцеловать, а затем положить на стол или полку. Обычаю этому 6000 лет. Знаком ли вам этот обычай? Кто приучил вас к такому обращению с хлебом? Как объяснил?
Ученик:
С детских лет запомни навсегда:
Хлеб-земля, хлеб-воздух, хлеб - вода.
Солнечное в нем живет светило.
В нем живет душа родных полей,
Нежность доброй матери моей,
Жизнь от хлеба и от хлеба - сила.
Учитель:
Перенесемся в далекие годы Великой Отечественной Войны . Мы с вами живем в мирной стране, стране - житнице. Страна наша богата своими хлебными нивами. Разве можем мы себе представить , что такое голод?
Даже не верится ,что когда-то
На поле , сожженном огнем батарей,
Перед атакой герои-солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
-Во время войны люди совершали невиданные подвиги . «Все для фронта, все для победы!»- вот призыв военного времени. Весь хлеб с полей отправляли на фронт, защитникам, а в тылу было очень голодно.
Ученик:
Я помню хлеб. Он черен был и липок-
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб… Он к щам годился постным,
Раскрошенный он был хорош с кваском,
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,
Его мы отлепляли языком.
Учитель:
Хлеб в военное время в тылу выдавали по карточкам, на которых было написано-100 грамм, 200 грамм, 500 грамм. (Чтение отрывка из повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» .)
Казалось бы сейчас мы не испытываем недостатка в хлебе, но это отнюдь не означает, что наше отношение к хлебу должно быть расточительным. За обедом у каждой тарелки остается небольшой кусочек хлеба, не более 50-ти грамм, это значит , что по всей стране ежедневно выбрасывают 100 тысяч тонн испеченного хлеба, которого хватило бы , чтобы накормить 8 миллионов человек. Помните об этом вседа и старайтесь следовать заповеди: « Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори!»
Работа в группах.
-
Приготовим бутерброд!
-
Составление кластера-ассоциаций со словом «хлеб»
-
Напишем синквейн с ключевым словом «хлеб»
-
Допишем стихотворение !
Подведение итогов классного часа.
Ученик:
Хлеб! Это будни и праздник.
Хлеб! Это сказка и явь.
Это пшеничное море,
Неодолимое вплавь.
Небо колышут комбайны,
Как на волне корабли…
Хлеб-это жизни основа,
Это основа земли.
Ученики рассказывают рецепты приготовления изделия из муки, которое приготовили вместе с мамой для классного часа.
Учитель обращает внимание на выставку рисунков.
Ученик:
Каравай земли и неба
На твоём столе.
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке-
Хлебные поля.
А на хлебном колосочке -
Держится земля.
Все хором:
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Ученик:
Вот он, хлебушко душистый!
Вот он, теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем- здоровье, наша сила,
В нем- чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!