Открытый классный час на тему «Хлеб-золото земли»

Открытый классный час на тему: «Хлеб-золото земли«Класс: 4 «Г«Учитель: Мельхер Н.Б. Цель проведения:-формировать знания о том, как хлеб на стол «приходит»; -познакомить учащихся с заповедями народа о хлебе;-показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; -воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к профессиям хлебороба, тракториста, пекаря. Наглядные пособия и оборудование:презентация,выставка хлебных изделий, рисунки детей, пословицы и поговорки о хлебе, национал...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый классный час на тему:

«Хлеб-золото земли»

Цель проведения:

-познакомить учащихся с заповедями народа о хлебе;

-показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;

-воспитывать бережное отношение к хлебу.

Наглядные пособия:

выставка хлебных изделий, рисунки детей, пословицы и поговорки о хлебе.

Ход классного часа.

Учитель:

Дорогие, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен одной очень важной теме. О чем пойдет речь вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый…»

Что это?

Ученики: Хлеб.

Учитель:

Правильно. Сегодня мы познакомимся с заповедями народа о хлебе, о том, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; что хлеб - золото земли, что к хлебу нужно относиться уважительно, бережно.

Ученик:

Нет ничего дороже хлеба. Но всегда ли мы относимся к нему с должным почитанием? Нет человека, который мог бы от него пренебрежительно отмахнуться: меня это не касается, я хлеба не ем. Можно по болезни или из оригинальности не есть молока, мяса, рыбы. А вот совсем не есть хлеба нельзя. Так, что о его особой цене, о том, что булки не растут на деревьях, должен знать каждый несмышленый малыш.

Ученик:

Стар и вечно молод хлеб. Сколько ему лет?... Века! В музее Цюриха есть удивительный экспонат-окаменелый кирпичик. Считается, что это самый древний образец хлеба - он был выпечен 6000 лет назад. А в музее Нью- Йорка хранится каравайчик, возраст которого 3400 лет. Самый древний памятник пекарю стоит в Риме.

Учитель:

Народная мудрость гласит: «Золото и серебро- металл. А рожь и пшеница- жизнь».Что же такое хлеб? ( Ответы детей )

- В нашем классе учатся дети разных национальностей. Давайте вспомним, как на вашем родном языке звучит слово «хлеб» ?

_ Как бы ни выглядел хлеб и как бы его ни называли: русский каравай , казахский тандыр , азербайджанский лаваш - на всех языках это слово звучит одинаково вкусно, веет от него теплом маминых рук и домашнего очага.

  1. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели,

Мы говорим: «Хлеб»

2. Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны,

Мы говорим: «Хлеб»

3. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб»

4. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне,

Мы говорим : «Хлеб»

5 . Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней.

Чтоб на стол к тебе явился хлеб.

6. Зерна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы : « Берегите!

Берегите хлеб родной!»

Учитель:

Чтобы хлеб пришел к нам на стол ,пришлось не мало потрудиться многим людям .Сначала надо обработать землю. Затем долго ухаживать за посевами: поливать их, полоть ,бороться с вредителями. Когда поспеет урожай, бережно убрать его с полей, обмолотить, рассортировать, привезти на элеватор. Из хранилищ элеватора зерно доставляют на мельницу, где зерно превращается в муку. Муку отправляют на хлебозаводы, пекарь замесит тесто и испечет хлеб. Готовая выпечка попадает в магазины. И уже оттуда к нам на стол. Вот такой длинный путь проделывает хлеб от семени до булки хлеба!

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Пашут каждую весну,

Сеют ,жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят!

Учитель:

- А теперь давайте поговорим о традициях народов, связанных с хлебом. Хлебом- солью на Руси встречали дорогих гостей. Обычай этот означает- разделите со мной хлеб- соль, приобщитесь к жизни моего дома, и пусть всегда будет в вашем доме хлеб-соль, достаток, успех.

Ученица в русском костюме .

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и с почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым , пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук!»

Ученик:

Мой читатель, мой дружище!

Человек, немногих лет,

Видишь хлеб- не только пища,

Без которой жизни нет.

Он - мерило дружбы верной ,

Службы воинской примерной.

У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова!»

Учитель:

В пословицах и поговорках - народная мудрость, поучение будущим поколениям. Пословицы русского и казахского народов перекликаются . Давайте вспомним их!

- Хлеб- всему голова.

- Хлеб - батюшка, водица - матушка.

- Будет день- будет и хлеб.

- Там и рай, где хлеба край.

- Без хлеба и медом сыт не будешь.

- Хлеб в пути не в тягость.

-Не красна изба углами, а красна пирогами.

О гостеприимстве и радушии казахского народа мы знаем не понаслышке. Никогда не отпустят гостя из дома, не предложив ему отведать хлеба. Выпить пиалу вкусного чая с молоком. В пословицах казахского народа выражается святое , бережное отношение к хлебу.

- Нан- ас атасы.

-Нан- алтынан қымбат.

-Арпа, бидай ас екен, алтын, күмис тас екен.

Учитель:

О человеке судят по тому, как он относится к хлебу. Плох тот человек, который не ценит хлеб, выкидывает его, не уважает труд хлеборобов, пекарей.

Ученица:

Булка.

С . Михалков

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я - пекарь! - человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Поля пшеницы золотой.

( Обсуждение поступка мальчиков)

-Почему дети так поступили? Знают ли они цену хлеба? А пекарь? Знаете ли вы , что обычай просить прощения у хлеба восходит к Древнему Египту? В дошедших до нас папирусах , где излагаются правила воспитанного человека, говорится:

если взрослый или ребенок по неосторожности уронят кусочек хлеба, то они должны немедленно оставить дела и поднять хлеб, сдуть с него пыль, поцеловать, а затем положить на стол или полку. Обычаю этому 6000 лет. Знаком ли вам этот обычай? Кто приучил вас к такому обращению с хлебом? Как объяснил?

Ученик:

С детских лет запомни навсегда:

Хлеб-земля, хлеб-воздух, хлеб - вода.

Солнечное в нем живет светило.

В нем живет душа родных полей,

Нежность доброй матери моей,

Жизнь от хлеба и от хлеба - сила.

Учитель:

Перенесемся в далекие годы Великой Отечественной Войны . Мы с вами живем в мирной стране, стране - житнице. Страна наша богата своими хлебными нивами. Разве можем мы себе представить , что такое голод?

Даже не верится ,что когда-то

На поле , сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои-солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Даже не верится, что на свете

В какой-нибудь очень далекой стране

С черствой лепешкой голодные дети

Порою встречаются только во сне.

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

-Во время войны люди совершали невиданные подвиги . «Все для фронта, все для победы!»- вот призыв военного времени. Весь хлеб с полей отправляли на фронт, защитникам, а в тылу было очень голодно.

Ученик:

Я помню хлеб. Он черен был и липок-

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб… Он к щам годился постным,

Раскрошенный он был хорош с кваском,

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,

Его мы отлепляли языком.

Учитель:

Хлеб в военное время в тылу выдавали по карточкам, на которых было написано-100 грамм, 200 грамм, 500 грамм. (Чтение отрывка из повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» .)

Казалось бы сейчас мы не испытываем недостатка в хлебе, но это отнюдь не означает, что наше отношение к хлебу должно быть расточительным. За обедом у каждой тарелки остается небольшой кусочек хлеба, не более 50-ти грамм, это значит , что по всей стране ежедневно выбрасывают 100 тысяч тонн испеченного хлеба, которого хватило бы , чтобы накормить 8 миллионов человек. Помните об этом вседа и старайтесь следовать заповеди: « Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори!»

Работа в группах.

  1. Приготовим бутерброд!

  2. Составление кластера-ассоциаций со словом «хлеб»

  3. Напишем синквейн с ключевым словом «хлеб»

  4. Допишем стихотворение !

Подведение итогов классного часа.

Ученик:

Хлеб! Это будни и праздник.

Хлеб! Это сказка и явь.

Это пшеничное море,

Неодолимое вплавь.

Небо колышут комбайны,

Как на волне корабли…

Хлеб-это жизни основа,

Это основа земли.

Ученики рассказывают рецепты приготовления изделия из муки, которое приготовили вместе с мамой для классного часа.

Учитель обращает внимание на выставку рисунков.

Ученик:

Каравай земли и неба

На твоём столе.

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке-

Хлебные поля.

А на хлебном колосочке -

Держится земля.

Все хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Ученик:

Вот он, хлебушко душистый!

Вот он, теплый, золотистый!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем- здоровье, наша сила,

В нем- чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

© 2010-2022