Доклад по теме самообразования

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Конфликтные ситуации между детьми и способы их решения».

Якубова А.С., воспитатель 6а класса.

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. При общении с участниками школьной жизни, учителю и воспитателю приходится быть еще и психологами. Педагогам следует помнить, что учащиеся в большинстве своем хотят видеть в них не просто человека, обладающего властью, распоряжающегося наказаниями и поощрениями, обладающего авторитетными знаниями в определенной области, но и человека, которому можно подражать.

Стиль взаимодействия педагога с учащимися часто служит примером для воспроизводства подобного отношения со сверстниками. Именно поэтому учитель и воспитатель, который ориентирован на искренний интерес к личности учащегося, его чувствам и переживаниям, быстрее и легче вступит в контакт с ним и поможет найти выход из конфликта, конфликтной ситуации, устраивающий все заинтересованные стороны.

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если педагог стал свидетелем конфликта, его действия должны быть направлены на гашение начинающегося конфликта. Пока ненужный конфликт не разгорелся, его стоит попробовать погасить. Для этого нужно понять, из-за чего разгорается конфликт, кто его провоцирует («раздувает») и что на самом деле нужно участникам начинающегося конфликта. Важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя (воспитателя) с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель (воспитатель) может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, расширится кругозор.

Нам педагогам, работающим в специальной (коррекционной) школе 8 вида необходимо помнить о том, что проявление эмоций подчас являются неотъемлемой частью проявления наших воспитанников. Педагогу необходимо уметь и применять на практике методы работы с негативными эмоциями. Предложить ученику переключить внимание. В психологии это называется «фокус внимания с внутреннего на внешнее», при помощи разговоров на отвлеченные темы ребенок постепенно уходит от негативного эмоционального состояния. Можно предложить посмотреть на потолок, небо. Дыхательные упражнения широко используются на практике. Сначала предложите сделать глубокий вдох и быстрый выдох. После этого дыхательное упражнение: вдох - до 4, задержка дыхания - до 2, выдох - до 6, задержка - до 2. Одним из обязательных условий конструктивного конфликта является использование педагогом алгоритма решения конфликтной ситуации:

1. Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.

2. Ни одному участнику конфликта не давать оценки.

3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника, не доверять эмоциям и проявлениям чувств.

4. Вести разговор только о сущности конфликта.

5. Постараться выявить суть, мотивы конфликта.

Задача педагога - не допустить возникновение конфликта; помочь детям, родителям в трудной ситуации, учитывая психофизические особенности учащихся школы, влияние социальной среды на личность ребенка.

Всегда нужно помнить! Дети - это зеркало. Оно отражает ту модель отношения к миру, которую ему показывают. Дети - это губка. Она впитывает всё, что находится рядом. Дети - это ДЕТИ. Они хотят, чтобы их замечали, слушали, понимали и принимали такими, какие они есть. Представьте, что перед вами стоит ученик, только что поконфликтовавший с одноклассником. Какие эмоции он в вас вызывает? Что вы хотите сказать ему, чтобы он понял, что нельзя себя так вести? А теперь представьте себя в роли этого ребенка, в этом возрасте, в этой одежде, с обидами в душе, с потребностями в безопасности, с желанием привлечь внимание, неумением справиться со своими эмоциями. Чего же на самом деле хочет этот ученик? И что мы, педагоги, можем сделать для него?


Предлагаем следующие способы решения конфликтов.

1. Выполнение антистрессового упражнения

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

2.Игра «Турнир»

Цель - научиться контролировать и выводить свою агрессию через игру. Для проведения игры необходимо свободное пространство, поэтому ее можно проводить на уроках физкультуры.

Дети разбиваются на пары, становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимают руки на высоту плеч и соединяют ладони друг друга. По сигналу ведущего начинают толкать партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места.

Ведущий обращает особое внимание на то, что никто никому не должен причинить боль, толкать партнера к стене или как какую-либо мебель. Если игра надоест или партнеры устанут, они могут сказать «Стоп!» и игра прекратится. Партнеры благодарят друг друга за честную борьбу.

После того, как дети потренируются, и в группе воцарится более открытая атмосфера, можно попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Время от времени можно вводить новые варианты игры. Дети могут толкаться спиной к спине, стоя на одной ноге или не переступая черты, проведенной ведущим. Можно кого-то из детей назначить судьей.

Это может быть и общая, групповая борьба, при которой не только осуществляется выход эмоций, но и сплачивается группа.


3.Игра «Рубка дров»

Цель - переключение на активную деятельность, вывод накопившейся агрессии, обучение приемам расслабления. Особенно рекомендуется детям с истощением нервной системы, возбудимостью, страхами, истерическими реакциями. В отличие от предыдущей для данной игры не требуется много места.

Детям объясняется, что значит рубить дрова и показывается как это делается. Затем им предлагается стать так, чтобы вокруг было немного свободного места и представить, что им нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Учащиеся показывают, какой толщины бревно, ставят его на пень и поднимают топор высоко над головой. Всякий раз, когда дети опускают топор, они могут громко выкрикивать: «Ха». Через две минуты дети говорят, сколько чурок каждый из них нарубил.

Вместо рубки дров можно предложить детям поднимать «тяжелую штангу». Потом «бросить» ее и отдохнуть.

4.Игра «Датский бокс»

Цель - перевод агрессии в конструктивные формы, развитие способности отстаивать собственные интересы в споре, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером.

Дети разбиваются на пары и становятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий объясняет, что в споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Учащиеся сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку своего партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, безымянный палец к его безымянному пальцу, средний палей - к его среднего пальцу, указательный - к его указательному пальцу. Нужно стоять так, словно привязаны друг другу: восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из партнеров считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду.

После пяти раундов делается перерыв. Игра может продолжиться уже с другим партнером. Прощаясь с партнером, нужно поклониться ему в благодарность за честное ведение борьбы.

5.Игра «Да и нет»

Цель - снятие напряжения, апатии и усталости, пробуждение жизненных сил, вывод агрессии. Во время игры в классе может стоять шум, поэтому лучше проводить игру во время перемены, сразу после окончания урока.

Дети разбиваются на пары и становятся друг перед другом и проводят воображаемый бой словами. Они договариваются, кто из них будет говорить «да», а кто - «нет». Весь спор будет состоять только из этих двух слов. Можно начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из партнеров не решит, что громче уже некуда. По знаку ведущего дети делают несколько глубоких вдохов и начинается спор. После его окончания через две минуты ведущий обращает внимание детей на то, как приятно находиться в тишине после такого шума.

Игра «Кораблик»

Цель - избавление от страхов, повышение самооценки и уверенности в себе. Особенно рекомендуется для неуверенных, застенчивых детей.

Материал: одеяло или плед

Двое взрослых раскачивают за углы одеяло (или плед) «гамаком», это - «кораблик». В кораблике лежит ребенок. Один из взрослых говорит: «Тихая спокойная погода, светит солнышко». Остальные дети изображают хорошую погоду. При словах «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребенок, находящийся в «Кораблике», должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!». Время проведения 1-2 минуты.

Игра может проводиться и без одеяла. В таком случае дети имитируют бурю, обступив «матроса» (машут руками, шумят). В таком варианте игра способствует не только избавлению от страхов, но и сплочению группы. Желательно, чтобы в роли «матроса» побывали все дети.



Литература

1.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии, №6, 1990. С.86-92

2.Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга. Психологический журнал. Т.8, №6, 1987. С.90-96.

3.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия. 1994. - 368с.

4.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Изд-во МГУ. 1988. - 200с.

5.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т.1. - М.: Генезис, 1998. - 160с.

6.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. - 128с.




© 2010-2022