Методика распространения инновационного образовательного продукта «Технология Портфолио учащихся »

    Возрастающая значимость образования взрослых – общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала своё будущее с его дальнейшим развитием.      По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Проектная работа слушателя курсов

«Управленческо-деятельные технологии

в инновационном развитии ресурсного центра»

Методика распространения

инновационного образовательного продукта

«Технология Портфолио учащихся »






Выполнила Сайфулина Ж.Г.

Заместитель директора по воспитательной работе

Руководитель Виноградов В. Н.









г.Кириши

2010г.


Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………. 3

  2. Теоретические основы андрогогики………………………………….3

  3. Инновационный образовательный продукт «Технология Портфолио учащихся » ……………………………8

  4. Методика распространения инновационного продукта…………….12

  5. Заключение……………………………………………………………..14

  6. Литература……………………………………………………………...15






1.Введение

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала своё будущее с его дальнейшим развитием.

По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых

- обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идёт о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни. К настоящему времени сложилась определённая общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского учёного М.Ш.Ноулза, стало: «производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и… чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

2. Теоретические основы андрогогики

Возникновение андрагогики как самостоятельной науки обусловлено рядом причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые прежде всего учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в развитии андрагогики.

Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение в процессе обучения.

Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в образовании.

В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе обучения.

В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения.

Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.

Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулса, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики".

Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и достижения различных наук в понимании роли человека в своей жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта - принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности.

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как науку об обучении взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения.

Сравнивая андрагогическую и педагогическую модели обучения, с учетом рассмотренных выше моделей Ноулза и ученых ноттингемской группы и развивая их положения на основе изучения практики организации обучения взрослых, можно сформулировать следующие основные положения.

В педагогической модели обучающийся полностью зависит от преподавателя, который и определяет, что и как должно быть изучено и как это изучено (то есть, цели, содержание и результаты обучения). Ощущая себя зависимым, несамостоятельным, подчиненным, обучаемый в педагогической модели принципиально не может быть активным участником процесса обучения. Его роль и деятельность пассивны, направлены на восприятие (рецептивная деятельность). Отсюда и основными методами являются передаточные, трансляционные.

С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся (впрочем, как и старшие подростки в определенных ситуациях), испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении всех параметров этого процесса.

В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.

Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.

На основании рассмотренных выше андрагогической и педагогической модели, с учетом всех особенностей взрослых обучающихся и организации процесса их обучения можно сформулировать основные андрагогические принципы обучения, которые и составляют фундамент теории обучения взрослых.

Андрагогические принципы обучения

  1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.

  2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения.

  3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.

  4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.

  5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

  6. Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

  7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.

  8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.

  9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

  10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Андрагогическая и педагогическая модели обучения не противостоят друг другу, а дополняют одна другую. Таким образом, задача любого обучающего состоит в том, чтобы владеть и педагогическими, и андрагогическими принципами (моделями) обучения и, в зависимости от особенностей обучающихся, целей и условий обучения, применять те или иные принципы для наиболее эффективного обучения.

3. Инновационный образовательный продукт «Технология Портфолио учащихся »

Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе - системе безотметочного оценивания, начиная с начальной школы.

В материалах, обсуждавшихся на заседании РОСРО 18.06.2004 г., посвящённых приоритетным направлениям развития системы федеральных олимпиад школьников и работе с одарёнными детьми, подчёркивалось, что "развитие системы мониторинга, поиска и отбора самых талантливых школьников и абитуриентов должно быть признано одним из приоритетных направлений развития образовательной системы России", поскольку массовые экзамены не справляются с задачей отбора одарённых детей.

Актуальной задачей в материалах РОСРО называется "создание федеральной системы мониторинга достижений школьников, документирующей все результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя". Инструментом решения этой задачи является "портфолио".

В документе Минобразования России «Цели и задачи предпрофильной подготовки» портфолио рассматривается как пакет сертифицированных документов, позволяющих фиксировать индивидуальные достижения учащихся.

У каждого ученика лицея начиная с 5 класса есть «портфолио» -индивидуальный "портфель" личностных достижений ученика, который позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной , коммуникативной.

Философия учебного портфолио в лицее предполагает:

- Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету

- Интеграцию количественной и качественной оценок

- Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося.

2. Оценить его образовательные достижения.

Основной смысл Портфолио -«показать все, на что ты способен»

Функции «портфолио» в лицее

  • Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени

  • Целеполагания - поддерживает учебные цели

  • Мотивационная - поощряет результаты учащихся

  • Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ

  • Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году

  • Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Структура портфолио

Портфолио учащихся в нашем лицее состоит из 12 разделов: Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам и т.д. помещаются в разделы.

  • «Данные ученика» включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио.( Фамилия, Имя, Отчество Дата рождения Адрес Телефон Родители Группа здоровья)

  • «Успехи в обучении» (успеваемость, качество, рейтинг в классе)

  • Элективные курсы, факультативы, курсы

  • Проектная и исследовательская деятельность,
    творческие работы

  • Участие в конференциях, научных обществах

  • Участие в спортивных мероприятиях

  • Олимпиадах

  • Конкурсах

  • Практика, трудовая летняя практика

  • Другое (то, что не вошло в предыдущие разделы, какая -то дополнительная информация)

  • Благодарности и поощрения

  • Статьи (Дата, название издания, название статьи)

  • Есть также раздел для заметок

В течении четырех лет в лицее традиционно проходят конкурсы «Надежды лицея» и «Созвездие талантов». Победители конкурсов определяются Советом Лицея по рейтинговой системе представленных портфолио и награждаются на вечере вручения аттестатов, если победитель является выпускником , или на торжественной линейке .

Задачами этих конкурсов являются:

  1. Поддержка талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

  2. Повышение престижа активной жизненной позиции и образованности гражданина.

Использование «Портфолио» выпускниками лицея показало его востребованность и эффективность. Пятый год в лицее реализуется технология портфолио учащимся и благодаря активной работе всех участников образовательного процесса эта технология стала эффективным элементом инновационной деятельности в лицее.

4. Методика распространения инновационного продукта

«Технология Портфолио учащихся »

Метод проектов - это комплексный метод обучения, базирующийся на применении совокупности других методов обучения (обучение в малых группах сотрудничества, «мозговой штурм», дискуссия, ролевая игра, исследовательские методы, метод проблемного обучения и др.).

Метод проектов позволяет обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умения самостоятельно формировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Этот метод обучения ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которая выполняется им в течение определенного отрезка времени. В проектной деятельности, как правило, для решения проблемы приходится интегрировать знания из разных научных областей, что способствует формированию ценной компетентности будущего специалиста.

Цель проектной технологии - интеллектуальное развитие личности, формирование профессиональных компетенций, совершенствование умения работать с информацией, включая поиск нужной информации в рамках поставленной задачи.

Задача проектной технологии - развитие самостоятельного критического мышления и обучение работе в команде путем выполнения студентом разных социальных ролей (лидера, исполнителя).

Выделяют семь основных этапов работы над проектом:

  1. Организационный этап

подготовительный этап, целью которого является определение темы и направленности проекта, состава его участников, сроков реализации проекта.

  1. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта

На этом этапе разрабатывается концепция проекта: формулируется цель проекта и его главная идея (реализация/внедрение результатов проекта на перспективу), определяются конкретные задачи проекта.

  1. Обсуждение методических аспектов и организация работы

Исходя их особенностей тематики, целей совместной деятельности и интересов участников определяются формы организации совместной деятельности участников над проектом. Главное, что в любом случае - это разные виды самостоятельной деятельности студентов. Успех проектной деятельности в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Довольно часто по ходу проекта возникает необходимость проводить дополнительные исследования с применением экспериментальных и социологических методов (опрос (в т.ч. экспресс-опрос), беседы, анкетирование и т.п.), анализа и статистической обработки полученных результатов.

  1. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп с указанием поэтапных и конечных результатов, подбор необходимых материалов

На этом этапе проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов

Работа над проектом

Проект выполняется индивидуально или в команде. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с участниками. Работа над проектом включает самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность обучающихся по творческим, исследовательским задачам. Выполнение поставленных задач может потребовать квалифицированного профессионального подхода к их решению, и тогда возникает необходимость в консультации специалистов той или иной области, в результате чего может увеличиваться состав участников проекта.

  1. Подведение итогов, оформление результатов.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению. Результаты могут быть представлены в устном докладе или письменном отчете.

  1. Презентация и подведение итогов проекта

Презентация и защита проекта - наиболее интересная и продуктивная часть работы над проектом. Как правило, на этом этапе выделяют двух-трех ведущих из числа «внешних экспертов». Ведущие могут задавать вопросы любому участнику презентации, запрашивать дополнительные доказательства правомерности представленных выводов и результатов. Роль преподавателя двойственна: он может «отойти в сторону», предоставив максимальную самостоятельность «экспертам или ведущим», и выступить в качестве оппонента, а может стать участником презентации.

В заключении преподаватель дает оценку результативности проекта, работе команды в целом и каждого его участника.

.

6. Литература

1. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Ведущие тенденции андрогических исследований // Человек и образование. 2010 №1.

2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Модели оценки личных достижений учащихся. М., Академический вестник , № 12, 2004 г

3. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С. Папка индивидуальных достижений (портфолио) как средство фиксации направленности личностных интересов и склонностей/Предпрофильная подготовка и профильное обучение в старшей школе: теоретические основы и опыт реализации. Методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2004

4. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника - "Портфолио": теория вопроса и практика реализации. - М.: АПК и ПРО Академия, 2004Методика распространения инновационного образовательного продукта «Технология Портфолио учащихся »

14

© 2010-2022