Программа по художественно-эстетическому направлению

Авторская программа по художественно-эстетическому направлению "Я- творец".
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка.


"Будущее человечества сидит

сейчас за партой, оно еще очень

наивно, доверчиво, чистосердечно.

Оно целиком в наших взрослых

руках. Какими мы сформируем их,

наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество,построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в отличие от других предметов, снимают перегрузку, улучшают физическое и душевное состояние детей и даже повышают общую успеваемость.

Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Танцевальное искусство способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.

Художественно-эстетическое образование и воспитание - одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".

Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а с точки зрения творческой самореализации учащихся.

Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.

Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа школы представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы школы базируется на убеждённости педагогического коллектива в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе.

Основная направленность работы преподавателей по художественно-эстетическому образованию и воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) - формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.

Особенностью внеклассной работы является её добровольность. И чем интереснее, содержательней и разнообразнее форма внеклассной работы, тем больше школьников становятся её участниками.

1.Цель программы:

  • Развитие системы эмоционально-ценностных представлений.

  • Развитие и формирование умений и навыков.

  • Развитие и формирование творчества детей.

  • Повышение мотивации обучающихся на культурные формы отдыха.

  • воспитание гармоничной личности ребёнка

  • воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса

  • развитие духовного мира школьников на основе познания

искусства, литературы, фольклора.


2.Задачи программы:

  • осуществление комплексного подхода средствами всех видов искусств в воспитание.

  • вовлечение детей в творчество.

  • формирование образного мира ребёнка;

  • приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;

  • использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

  • обучение этическим нормам и правилам;

  • привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

  • выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей;

  • раскрытие потенциала каждого ребенка во внеурочное время;

  • предоставление возможности реализовать себя посредством внеурочной деятельности;

  • организация свободного времени учащихся и культурного досуга .

  • изучение запросов обучающихся.


3.Объекты программы

обучающиеся 1-4 клас­сов; педагогический коллектив; родители.


4. Сроки реализации программы

Сроки реализации программы 2014 -2017 гг.


5. Организация контроля за выполнением программы

  • Администрация школы,

  • Орган ученического самоуправления,

  • Управляющий Совет школы.

5. Основные принципы программы:

  • Соразмеренность урочной и внеурочной деятельности детей.

  • Технологическая оснащённость (методические разработки, сценарии, технические средства, рекомендации и т. д.)

  • Системность (календарные даты, периодичность проведения кружков, секций, мероприятий).

  • Доступность ( в соответствии с психолого-педагогическими способностями).

  • Целесообразность.

  • Реалистичность ( в соответствии с ресурсами школы).

  • Эстетичность (проведения, оформления, содержания).

  • Система работы по художественно-эстетическому воспитанию;

  • Осуществление межпредметных связей в художественно-эстетическом воспитании учащихся;

  • Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;

  • Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями;

  • Организация практической деятельности школьников по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.

  • Разработка и реализация спецпроектов с привлечением родителей и общественности

  • Проведение регулярных тематических мероприятий


6.Эффект программы в долгосрочном периоде

  • создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка;

  • организация взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленная на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников;

  • вовлечение детей в творческий процесс,

  • активное участие в мероприятиях, конкурсах различного уровня;

  • воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя;

  • главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников;

  • жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы;

  • важно, чтобы дети были включены в творческий процесс, были активными участниками в мероприятиях, конкурсах различного уровня.


7. Принципы художественно-эстетической деятельности

7.1.Принцип развития

7.2.Принцип индивидуальности

7.3.Принцип творчества и успеха

7.4.Принцип поддержки и доверия

7.5.Принцип ответственности

8.Программное содержание

Художественно-эстетическое воспитание


Ступени школы



Классы


Содержание линии.

Начальная



1 класс

Умение воспринимать красоту природы. Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников. Развитие художественных способностей.

2 класс

Уважительное отношение к народному творчеству, памятникам культуры. Развитие художественных способностей. Красивое и безобразное.

3 класс

Умение создавать красоту. Красота повседневной жизни. Развитие художественных способностей.

4 класс

Общие законы красоты. Ритм. Гармония. Развитие художественных способностей.

Тематика классных часов

Ступени школы

Классы

Тематика классных часов

Начальная.



1 класс

Увлечения и проявление увлечений. Интересы. Мир вокруг меня.

2 класс

Выбор занятий по интересам. Выявление и развитие индивидуальных способностей. Мир вокруг меня.

3 класс

Самоорганизация досуга. Мир фольклора

4 класс

Реализация своих способностей. Качество и мера досуга


Основные мероприятия в течение года

№п/п

Название мероприятия

Классы

Сроки проведения

Ответственный за проведение

1

Классные часы на художественно-эстетические темы

1-4 классы

В течение года

классные руководители

2

Конкурсы творческих работ на эстетические темы

1-4 классы

В течение года

учителя

3

Конкурсы прикладного и художественного творчества на эстетические темы

1-4 классы

В течение года

руководители кружков, классные руководители

4

Конкурсы:

  • чтецов ,

  • театральных постановок, вокала,

  • танцев,

  • номеров оригинального жанра

1-4 классы

В течение года

руководители кружков,

классные руководители

5

Встречи с работниками творческих профессий

1-4 классы

В течение года

руководители кружков, классные руководители, учителя-предметники

6

Выставки художественного и прикладного творчества уч-ся «Золотая осень», «Умелые руки» «Мастерская Деда Мороза»

1-4 классы

В течение года

руководители кружков,

классные руководители

7

Организация работы кружков и объединений доп. образования «Город мастеров» и др.

1-4 классы

В течение года

руководители кружков и объединений доп.образования

8

Организация работы школьной газеты «Переменка»

1-4 классы

В течение года

админ. школы, руководитель газеты

9

Проведение традиционных праздников:

  • «Посвящение в первоклассники»,

  • День Учителя

  • Минута славы

  • Алло, мы ищем таланты

  • Новогодние представления

  • Вечер английского языка

  • 8 Марта

  • КВН

  • Последний звонок

  • Выпускные балы

1-4 классы

В течение года

админ. школы, классные руководители

руководители кружков

10

Неделя Искусств

1-4 классы

В течение года

админ. школы, классные руководители

руководители кружков

11

Посещение музеев , театров, выставок

1-4 классы

В течение года

кл.руководители

12

Сотрудничество с городской библиотекой

1-4 классы

В течение года

админ. школы, классные руководители

13

Сотрудничество с ДДТ, музыкальной школой, городским музеем

городской музыкальной школой

1-4 классы

В течение года

админ. школы, классные руководители

14

Участие в городских, региональных, всероссийских творческих конкурсах

1-4 классы

В течение года

админ. школы

15

Мониторинг формирования эстетических ценностных ориентации учащихся

1-4 класс

ежегод.

админ. школы

16

Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей организацией воспитательного процесса в школе.

1-4 класс

ежегод.

админ.школы


© 2010-2022