План открытого занятия Долг служения Отечеству

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7


ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

на классном часе.

Объединение «Духовно-нравственное воспитание».

Педагог: Калинкина Любовь Федоровна

Тема занятия: «Долг служения Отечеству».

Цель: Закрепление пройденного материала.

Задачи:

обучающие:

  • формировать у детей интерес к православному Преданию.

развивающие:

  • развивать в детях стремление подражать благим образцам;

  • развивать первоначальные представления о святояти, любви и доброте, соединяющих человека с Богом и всем Миром;

  • содействие общему развитию ребенка.

воспитывающие:

  • воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите;

  • содействовать воспитанию любви к Родине - России.

Основные виды деятельности.

  1. Беседа педагога с детьми.

  2. Диалог между детьми.

  3. Презентация.

  4. Музыкальная фонограмма.

  5. Викторина «Дополни высказывания и афоризмы о Родине и Отечестве известных людей».

  6. Игра «Собери пословицу».

  7. Разгадывание кроссворда.

Материал к занятию:

  1. Презентация.

  2. Оборудование для показа презентации и прослушивания песен и колокольного звона.

  3. Экран.

  4. Кроссворд на листе ватмана.

  5. Конверт со словами пословиц.

  6. Викторина «Дополни высказывания и афоризмы о Родине и Отечестве» известных людей.

  7. Орден Георгия Победоносца в бумажном изготовлении.

  8. Медали для награждения в бумажном изготовлении.

Характеристика воспитанников:

Первый год обучения. 8б класс ГОУ РМЭ «Школы-интернат среднего (общего) образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска».

В классе 19 человек. Дети в основном сельские. Часть детей из неполных семей. Им нравятся беседы по духовно-нравственному воспитанию, рады встрече с педагогом. В нарушении дисциплины не были замечены ранее. Уровень освоения материала выше среднего.



Ход занятия.


  1. Организационный момент:

Приветствие.

Россия, ты - великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Тема нашего занятия «Долг служения Отечеству».

Цель: закрепление пройденного материала.


  1. Подготовительный момент:

Педагог:

Мы с вами изучили темы «Родина», «О Илье Муромце», «Защитники Отечества во время Куликовской битвы», «Сергий Радонежский - защитник Отечества», «О Евгении Родионове».

Вам было дано домашнее задание: подготовить материал о пр. Сергии Радонежском, о пр. Илье Муромце и о Евгении Родионове, подтверждающее действительность того, что эти люди своим долгом считали - служение Отечеству.

Разрешите представить вам членов комиссии в составе: Надирова Анжела Арутяновна и Толкушева Ольга Ивановна, которые будут выявлять более активных и смекалистых детей, четко представляющих материал, для последующего награждения медалями (всего детей для награждения должно быть 8). Самый лучший учащийся будет награжден Орденом Георгия Победоносца (9-й учащийся). Остальные получат медали участников.

У каждого на столе лежит конверт, его не трогайте, раскроете по указанию педагога.

Музыкальная фонограмма: альбом Светланы Копыловой «И молится сама душа моя».


  1. Основной этап.

Педагог:

Из прошедшего материала вам известно, что пр. Сергий Радонежский родился в благочестивой семье знатных бояр ростовских Кирилла и Марии. При крещении дали ему имя Ворфоломей. Когда ему исполнилось 7 лет, его отдали учиться грамоте. Грамота давалась Ворфоломею с трудом. Он с усердием просил Господа: «Дай же Ты, Господи, понять эту грамоту, научи Ты меня, Господи, просвети и вразуми!».

Но грамота все же не давалась до тех пор, пока он не встретил старца-черноризца. Ворфоломей попросил старца помолиться Богу, чтобы Господь открыл ему учение книжное. И только после этого у него с успехом пошла учеба.

Преподобный Сергий Радонежский обосновал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где он молился за процветание нашего Отечества. В настоящее время его мощи в ней и покоятся.

А о том, что пр. Сергий Радонежский своим долгом считал - служение Отечеству, нам подтвердит первая группа детей. Пожалуйста, вам слово.

Педагог:

Прошу выйти первую группу детей для представления материала о пр. Сергии Радонежском.

Представление материала сопровождается показом презентации.

Материал для первой группы детей:

1-й ученик: в 1378 году князь Дмитрий Донской перед сражением пришел вместе с войском за благословением к пр. Сергию Радонежскому.

2-й ученик: пр. Сергий Радонежский благословил князя, при этом сказав: «Да подаст тебе Господь Бог и Пречистая Богородица помощь. минует тебя победный венец с вечным сном смерти; но прочим многим готовятся венцы с вечной памятью».

3-й ученик: в помощь князю Дмитрию, Сергий Радонежский дал двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослабю.

4-й ученик: когда Дмитрий стоял у Дона и колебался, переходить ли реку, в эту трудную минуту прискакал гонец от Сергия Радонежского с Богородичной просфорой и грамотой, содержащей наказ не медлить нимало и сразиться: «Чтобы ты, Господине, таки пошел. А поможет ти Бог и Святая Богородица».

5-ученик: после жестокой и долгой сечи был сломлен Мамай и, увидав с высокого холма бегство своих полчищ, в гневе воскликнул: «Велик Бог христианский!».

6-й ученик: в тот день в далекой обители Святой Троицы игумен Сергий стоял на молитве, рассказывая инокам о ходе сражения, поименно молясь за убитых и описывая победу.

7-й ученик: весь этот материал подтверждает то, что пр. Сергий Радонежский своим долгом считал служение Богу, ближнему и своему Отечеству.

Музыкальная фонограмма: Жанна Бичевская «Куликово поле» (Г. Пономарев).

Педагог благодарит детей. Дети садятся на свои места.

Педагог:

Чтобы немного отдохнуть, предлагаю провести викторину «Дополни высказывания и афоризмы о Родине и Отечестве» известных людей.

Педагогом зачитываются высказывания и афоризмы до последнего слова. Последнее слово добавляют обучащиеся.

Высказывания и афоризмы о Родине и Отечестве.

Дым Отечества сладок. /Гомер/.

Отрадно и почетно умереть за Отечество. /Гораций/.

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя. /Сенека/.

Родина там, где чувствуешь себя свободно. /Абу-ль-Фарадж/.

Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека. /Наполеон Бонапарт/.

Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это прежде всего народ. /Чернышевский Н.Г./.

Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество. /Державин Г.Р./.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. /Белинский В.Г./.

Только одно Отечество заключает в себе то, что дорого всем. /Цицерон/.

Нельзя быть героем, сражаясь против Отчизны. /Гюго В./.

Молодцы, ребята!

Педагог:

Вы знаете, что Илья Муромец родом из села Карачарова, неподалеку от древнерусского города Мурома. Я вам рассказывала, что мне довелось побывать там. На месте дома, в котором родился Илья Муромец, конечно же стоит другой дом, но на доме имеется табличка с надписью, что здесь родился русский богатырь Илья Муромец. Хозяева этого дома представились дальними родственниками. На противоположной стороне улицы на протяжении существования села Карачарова дома не ставили, так как Илья Муромец сидел на лавочке возле дома и любовался красотой Божьего мира. Раньше на противоположной стороне было красивое озеро и на это озеро слеталось очень много разных птиц. Сейчас это озеро высохло. Возле этого озера русский богатырь Илья Муромец получил исцеление и поспешил к родителям за Благословением на защиту Родины, своего Отечества.

А о том, что пр. Илья Муромец своим долгом считал - служение Отечеству подтвердит вторая группа детей.

Педагог:

Прошу выйти вторую группу детей для представления материала о Илье Муромце.

Представление материала сопровождается показом презентации материала для второй группы детей:

1-й ученик: Главной целью жизни Ильи Муромца было служение за Землю Русскую и за Веру Христианскую.

В одной из былин он говорит:

«Я еду служить за Веру Христианскую

И за Землю Русскую,

Да за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей».

2-й ученик: проведенная уже в ХХ веке экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

3-й ученик: Существует несколько образов святого Ильи (Муромца); на одних он изображен как монах, на других - как вооруженный ратник. Поэтому можно с уверенностью сказать, что святой Илия почитается не только за монашеский, но и за ратный подвиг. Этот факт также свидетельствует об идентичности образа былинного Ильи Муромца и святого Ильи Печерского. Первоначально преподобный Илья был захоронен в Софийском соборе, что свидетельствует о его особых заслугах. Был официально канонизирован в 1643 году.

4-й ученик: В былинах Илья Муромец представляется человеком религиозным. В них проводится мысль, что после воинских подвигов, окончив службу, раздав нажитое им богатство нищим и на украшение Храмов, посвятил себя молитвам и служении Богу.

5-й ученик: Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории одной из воинских частей Подмосковья был воздвигнут и освящен замечательный Храм во имя святого Ильи Муромца.

6-й ученик: Весь этот материал подтверждает о том, что пр. Илья Муромец своим долгом считал служение Богу, ближнему и своему Отечеству.

Педагог благодарит детей. Дети садятся на свои места.

Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».

На парте лежит конверт со словами пословиц. Необходимо из слов собрать правильно пословицу и зачитать ее вслух.

Примечание: в это время включается музыкальная фонограмма и дети собирая, слушают колокольный звон с аудиокассеты.

Музыкальная фонограмма: колокольный звон.

Дети собирают пословицы.

Пословицы для игры:


  • Мир - дело великое

  • Бой красен мужеством, а приятель дружеством

  • Верно служу - ни о чем не тужу

  • Честь солдата береги свято

  • Бой отвагу любит

  • Бой - святое дело, иди на врага смело

  • В бою побывать - цену жизни узнать

  • Враг рядом - бей прикладом

  • К нам с пушками, а от нас с клюшками

  • Умелый боец везде молодец

Педагог благодарит детей за работу.

Педагог:

На занятиях вам рассказывали, что Женя со своей мамой Любовь Васильевной жили в Московской области, в Подольском районе, в поселке Курилово, где его мама и в настоящее время проживает. Хотя квартира была отдана под залог на выкуп тела Жени, вернуть помогли квартиру добрые люди.

Четыре солдата отказались изменить присяге, остались верны долгу и Родине, даже под пытками не продали православной веры. За это их убили чеченцы. Среди них был и Женя. Опознала мама своего сына по нательному крестику. Крестик этот он сделал сам своими руками и никогда не снимал.

А о том, что новомученик Евгений Родионов своим долгом считал - служение Отечеству, подтвердит третья группа детей. Пожалуйста, вам слово.

Педагог:

Прошу выйти третью группу детей для представления материала об Евгении Родионове.

Музыкальная фонограмма: Жанна Бичевская «Мы русские».

Представление материала сопровождается показом презентации.

1-й ученик: Женя служил в пограничных войсках. Он произносил клятву на верность Отечеству и на верность воинскому долгу.

Его и еще троих солдат послали в горячую точку.

2-й ученик: Евгения Родионова и других воинов-солдат зверски лишили жизни не просто чеченские бандиты - это были в буквальном смысле головорезы…

3-й ученик: Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост.

4-й ученик: К посту подъехала машина «скорой помощи», из машины выскочили более десятка вооруженных бандитов, захватили четырех русских парней и затолкали в машину.

5-й ученик: Так начался их мученический путь из числа многих и многих сотен ребят, томящихся в плену. День смерти Евгения был в день его рождения - 23 мая, когда ему исполнилось 19 лет.

6-й ученик: Евгений Родионов отказался снять свой нательный крест. За это его подвергли издевательствам и пыткам в течение трех месяцев, а потом - убили, отрезали голову.

7-й ученик: весь этот материал подтверждает о том, что Евгений Родионов своим долгом считал служение Богу, ближнему и своему Отечеству.

Педагог благодарит детей. Дети садятся на свои места.

Педагог:

Предлагаю вам разгадать кроссворд с ключевым словом «Благословение».






Б





1 А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р





А










2 Е

В

Г

Е

Н

И

Й








О












3 С

Е

Р

Г

И

Й






4 И

Л

Ь

Я










О












В








5 А

Н

Д

Р

Е

Й











Н










6 Д

М

И

Т

Р

И

Й








Е








Вопросы по горизонтали: 1. Схимник, монах, убивший своим копьем Челубея. 2. Новый мученик за Христа, воин…. Как его имя. 3. Преподобный, святой, который благословлял Дмитрия Донского на сражение. 4. Богатырь, воин, преподобный родом из села Карачарова. 5. Монах, воин, которого пр. Сергий направил в бой с Александром Пересветом. 6. Великий князь Московский и Владимирский, одержавший победу в Куликовской битве.

Ответы: 1. Александр. 2. Евгений. 3. Сергий. 4. Илья. 5. Андрей. 6. Дмитрий.

Музыкальная фонограмма: Жанна Бичевская «Господа рядовые» (В. Верхотурцев - Н. Жданов-Луценко).


  1. Итоговый момент.

Педагог благодарит детей за работу и предоставляет слово комиссии для награждения учащихся.

Справка членам комиссии для оглашения информации детям:

Орден Святого Георгия - высшая награда Российской империи.

Утвержден императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769 в честь Святого Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Имел четыре степени отличия. Орденом награждено более 10 тысяч человек, первой высшей степенью ордена всего 23 человека, из них только четверо стали полными кавалерами

С 2000 года орден Святого Георгия - военная награда Российской Федерации.

Мы вручаем тебе эту награду и надеемся, что она вдохновит тебя быть похожим на этих воинов.


  1. Информационный момент.

На следующем занятии будем изучать тему «Милосердие».


  1. Домашнее задание.

Почитайте книги с рассказами о милосердии и подготовьтесь для диалога.

Литература.


  1. Калинкин А.Н., Калинкин Н.Т., Поздеева Н.А., Калинкина Л.Ф. В помощь педагогу к программе «Основы нравственности», Йошкар-Ола, 2006.

  2. Житие преподобного Сергия Радонежского. Благовест. 2000.

  3. Ларин Владимир. Защитники земли Русской. М., 2000.

  4. Журнал для семейного чтения Православная беседа. 2008/5.

  5. Покровский В.. Он выбрал крест. Покров. М., 2006.

  6. Материалы из сети интернет.

© 2010-2022