Сценарий классного часа День народного единства

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рудницкая Елена Валентиновна

Воронежская область

Новоусманский район

п.Отрадное

МОУ «Отрадненская СОШ»

4 класс.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

(классный час)

Задачи:

  • прививать интерес к чтению, к истории;

  • обогащать словарный запас;

  • обогащать духовный мир учащихся;

  • прививать любовь к русской культуре;

  • развивать творческий потенциал, речь, мышление, память, внимание;

  • воспитывать культуру поведения на школьных мероприятиях и в жизни.





(Звучит Гимн)

Учитель:

Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства.

4 ноября - дата празднования религиозного праздника. Этот день принадлежит религии, и отмечают православные христиане в осенний календарный срок день Казанской иконы Божией Матери. Но с 2005 года дата 4 ноября стала не только днём для религиозных празднеств, но отмечается всеми гражданами как «День народного единства». Этот праздник очень важный для всего русского народа т.к. связан с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения. Освобождения, как поётся в песне, «всем миром, всем народом». Сегодня мы вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

Наталья Майданик

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Учитель:

Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель:

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

(Звучит песня о России)

Учитель:

Какие пословицы о своей Родине вы знаете?

(на слайде)

  • Родина - мать, умей за неё постоять.

  • Жить - Родине служить.

  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  • Где родился, там и пригодился.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.

(Дети читают стихи собственного сочинения о родном селе)

Гармидер М.

Моё село.

Когда все дома

Ложатся спать,

И я ложусь в свою кровать.

Я часто думаю о том,

Как хорошо в селе родном:

Какие здесь поля, луга

И рек крутые берега!

Боюсь - исчезнет это всё,

И станет мне досадно!

Ведь я люблю своё село!

Ведь я живу в Отрадном!

Змаева А.

Я живу в селе Отрадном,

Здесь красиво всё и ладно.

Здесь живёт моя семья

И любимые друзья.

Мы играем на песке

И купаемся в реке.

Будем мы все дружно жить

И Отрадным дорожить.

Баранова Н.

Село моё родное.

Село моё родное.

Люблю твой птичий звон.

И радуются дети

Осенним вечерком.

Отличная природа,

Хорошая погода,

И на футбольном поле

Идёт финальный матч.

И дети нашей школы

Пошли гулять дорогой,

Которая ведёт нас

Через луга к реке.

И мимо церкви шагом

Проходим не спеша мы.

Идём в библиотеку,

Заходим в магазин.

Так вот оно какое,

Село моё родное.

Сердцева А.

Моё село.

Село моё - Отрадное,

Родина моя!

Люблю тебя, прекрасное,

Весёлым летом красным,

И зимней порой, и осенней,

По будням, и воскресеньям.

Пономарёв К.

День села.

Вот и осень пришла,

Листья пожелтели.

Птички с грустью большой

На юг все улетели.

Недалёк и тот день:

Осенью златою

Праздник к нам придёт -

Покров с Девою Святою.

Острик А.

Моё село.

Я люблю своё село

Мне очень дорого оно.

Божья Матерь нас хранит,

Дивный Храм у нас стоит.

Мануковский Д.

Родное село.

Родное милое село,

Как сердцу дорого оно!

Я здесь родился, здесь живу

И в школу тоже здесь хожу.

В селе у нас Покровский Храм

Воскрес стараньем прихожан.

И золотые купола

Играют на исходе дня.

Учитель:

(на слайде слова друг за другом: Родина и единство... )

Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа - сила России.) Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

1 ученик:

Россия много раз подвергалась испытаниям. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми.

2 ученик:

Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

3 ученик:

На землю Российскую покушались. Неоднократно пытались поработить наш народ: монголы с татарами, поляки, шведы, французы, турки, немцы, японцы. Но всякий раз их «выметали поганой метлой» за пределы, которые всегда находились под надёжным покровом Святой Заступницы Богородицы.

Учитель:

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. О жизни наших предков мы узнаём из содержательных записей, которые выполняли летописцы - это люди, которые записывали все происходящие события много лет назад.

Послушайте небольшой разговор мальчика и летописца и подумайте о том, какая опасность угрожала России в начале XVII века.

(В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется мальчик-ученик.)

Мальчик:

По послушанью в келье этой

Он летопись ведет.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его глубоких дум.

О чем, отец, ты летопись ведешь?

Кому обращены твои правдивые сказанья?

Летописец.

Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу

И сильных чаще поминают

За их отвагу, твердость, доброту.

Безмолвно как, спокойно все кругом...

Однако предчувствую небесный гром и горе.

Мальчик.

Изволишь тяжко так вздыхать,

О чем печалишься ты, отче?

Летописец.

Средь мирных дел

Грядут лихие времена -

Нас ждет година испытаний.

Мальчик.

О, кто с тобою согласится? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всех концов вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотесов - спешат свое уменье отдать столице...

Летописец.

Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, в хаосе земля... (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа...

Мальчик.

Кто ж так прогневал Небеса? Ужель Россия в прахе?

Летописец.

Погодь, однако.

На старости я словно сызнова живу.

Все как минувшее проходит предо мною:

Да, будут дни крамол,

Но после смут из пепла, из обломков

Россия встанет. Вижу день,

Когда спасителей ее прославят,

А распинавших проклянут...

Учитель (после сценки).

А вот какая опасность угрожала стране в те годы, мы с вами сейчас узнаем.

Историки: (старшие дети)

1 ученик:

Приближался страшный 17 век. Бедствия времён самозванства для России стали одним их трудных испытанием. Поляки вошли в русские пределы, разорили целые области. Многие русские города - крепости героически сражались с врагом.

На защиту своей страны и своей Веры поднялась в первую очередь Православная церковь. Монахи рассылали во все концы воззвания в защиту оскорбляемой веры и погибавшего Отечества. В это время патриарх Гермоген призывал народ к борьбе против врагов России и её святой веры, за что и был замучен поляками.

2 ученик:

Русский народ услышал эти пламенные призывы и поднялся на борьбу с иноземцами не щадя живота своего. Так Иван Сусанин завёл польский отряд в лесные болота, погиб сам, о не один чужеземец не вышел из лесу.

Великий святой земли Российской Преподобный Сергий умер в 1392 году, но он трижды явился нижегородцу Минину и сказал, что Бог хочет помиловать права славных христиан. Преподобный велел Минину собрать войско и очистить Московское государство от чужеземцев, что тот и исполнил. Кузьма Минин собирает в Новгороде ополчение: «Продадим свои дома, заложим жён и детей и - выкупим Отечество!». В ополчение входили и посадские, и крестьяне, и дворяне, и прочие служилые люди. К этому разношерстному войску присоединились отряды дворян, ушедших из западных уездов, где хозяйничали захватчики. В другие города рассылались грамоты с призывами поддержать сопротивление.

3 ученик:

По предложению Минина военным руководителем ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. Это был человек известный своей политической честностью. Патриот, князь не раз проливал свою кровь за Россию, проявлял себя как опытный и талантливый военачальник, которому было «заобычно ратное дело». К. Минин и Д. Пожарский вместе осуществляли организацию ополчения, руководили им. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» не раз кидались ополченцы на врагов. В этом крике соединились все сердца, все души и мысли, все желания русских. Но тщетно... Вражеский гарнизон был силен. Вдруг Минин, вдохновленный какой-то мыслью, отобрал 300 воинов и смело бросился с ними в самую гущу неприятеля. Неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, и ополченцы воспользовались этим беспорядком... Они скоро создали русское правительство и фактически его возглавили. 26 октября 1612 года Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков, Россия была спасена.

Учитель:

Несомненно, Минин был личностью, соединявшей способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.

Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.

Учитель:

Знаете ли вы, что это за памятник?

(Показывает фотографии памятника Минину и Пожарскому.)

На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же Россия оказала уважение этим людям? Они настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.

(Наталья Майданик «День народного единства»)

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд


Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель:

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эти слова:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь.

Учитель:

(Наталья Майданик «Призывная»)


В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель:

История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны, открывало путь к укреплению независимости государства и, способствовала развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия.

9

© 2010-2022