Учитель в современном мире

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель в современном мире

У вас самая главная работа на свете, потому что дети наше будущее!

Р. Кийосаки

Легко ли быть учителем в современном мире . Да, если ты сидишь на полученных в прошлом веке знаниях и ведешь традиционные уроки. Нет, если постоянно рассуждаешь, что в твоих уроках чего-то не хватает, что ученикам неинтересно, что они опережают тебя в получении информации и вынуждены сидеть в классе, потому что надо получить аттестат. В силу сложившихся исторических условий, без аттестата не получить дальнейшего образования и т.д. Не хочу, но надо - замкнутый круг для учеников. А что можем сделать мы, учителя?

Много, если начнем меняться сами, ведь под лежачий камень вода не течет.

Современный мир меняется очень быстро. Учителя должны меняться, и меняться так быстро, насколько это возможно. Многое изменилось за последние два десятилетия. Нашу эпоху называют постиндустриальной, и это верно.

В век промышленности (19-20вв) большую роль играли глубокие, академические знания и на их основе можно было строить свое будущее. Прообразом современных школ и уроков стала прусская школа. Заметьте, что Пруссия, как государство, престала существовать давно, а модель той школы жива и 21веке.

В век промышленности для достижения успеха в жизни достаточно было получить одно образование и спокойно доработать до пенсии, не было необходимости меняться, просто потому, что ситуация не менялась так быстро, как в наши дни.

Иначе обстоит дело в современном мире: информационные процессы и технологии являются наиважнейшими приоритетами, в век информации определяющей теорией эпохи стал закон Мура, который гласит, что количество информации удваивается каждые 18 месяцев, а как усвоить, угнаться за всем этим? Мысль одна: непрерывное образование. В век Интернета и высоких технологий наши знания очень быстро устаревают и задача учителя не только дать знания, самому постоянно учиться , но и научить учеников учиться. И непрерывное образование не дань моде, а дань современной быстротечной жизни.

Впервые в истории человечества люди с академическими знаниями испытывают те же трудности, что и люди почти неграмотные. Они постоянно сталкиваются с необходимостью приобретения новых знаний и новых навыков. Еще два - три года назад я была уверена, что обойдусь без компьютера, Интернета, но теперь понимаю - нет, не обойдусь. Роль непрерывного образования в наши дни высока, потому что вещи меняются быстрее, чем когда-либо. Все чаще общественность задумывается о том, хорошо ли современное образование готовит их к будущему?

Соответствует ли школьная система конкретным нуждам детей?

Все ли делают родители и учителя, когда ребенок не успевает или не любит школу?

Можно ли оценками влиять на будущее детей?

Можно ли получить необходимое образование, не посещая школу?

Выпускники школ должны уметь использовать полученные знания вне школы, на практике: в современном быстро меняющемся мире нужны не профессионалы-энциклопедисты, а умение выпускника подстроиться под новую реальную жизнь, без ощутимых для себя моральных и физических затрат. В 21веке это совершенно новая сложная система; она включает многоуровневую подготовку специалистов, услуг, технологий и нужно это по всей вертикали снизу доверху: район, область, регион.

« Во всем мире образование претерпевает изменения в контексте глобальных тенденций. К их числу относится:

Массовый характер образования и его непрерывность как новое качество.

Значимость, как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм.

Ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.

Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности» (Кларин ,1995,с.1)

Вопросы о преобразовании в школе стоят не только перед одной или несколькими странами (да это и невозможно в эпоху глобализации), эти преобразования важны для всех стран. Все сторонники изменений в образовательной среде понимают, что нынешние учителя должны предвидеть все: какие навыки будут востребованы и какие профессии будут нужны в 21веке сегодняшним ученикам.

Очень много сделано и делается в Казахстане в системе образования.

Выработана программа развития и реформирования образования до 2030г, в которых прописаны очень многие пункты, в том числе и «реанимирование» педагогических кадров. Совместно с Кембриджем разработана программа, «идеи которой представляют собой педагогически действенные инструменты , предполагающие знание и понимание процесса обучения учениками, возрастных отличий, особенностей работы с одаренными и талантливыми учениками, развития критического мышления», позволяющая в течение трех месяцев изменить взгляды учителей на способы и методы преподавания, а также на свой профессиональный рост. На мой взгляд, Программа дает очень многое: надо менять себя, стиль работы, отношение к детям. Традиционные уроки со строгой посадкой и лекцией учителя могли бы использовать как можно реже, а все больше - групповую работу. Привлекать учащихся к исследованиям, к научной работе, к проектной деятельности. Ученики должны обладать не только письменной и устной коммуникацией , так как и эти навыки ,наряду с другими, самые нужные, но и навыками 21 века. . Меняется мир, меняемся мы. «потому что мир изменился, и вы знаете, что неизменный статус-кво- самая рискованная вещь, которую вы можете допустить…И чтобы это сделать ,вы должны обрести сначала свой путь, поэтому вы и должны измениться»(Бич С,ресурс)

Изменения происходят и на уровне государства: новые школы, новые учителя, новые программы.

Одними ИКТ технологиями много не изменить, потому что живой человек своим голосом, чувствами воспитывает доброту, милосердие, «сострадание, которое иногда стучится в наши сердца».(Булгаков М, Москва.2007).

Любое преобразование возможно и должно производиться с учетом культурного наследия и традиций, не теряя своего самобытного ,иначе чуждая культура может поглотить те особенности национального самосознания, которые имеются у нас в стране.

Приоритет 21 века «конкурентоспособная личность».

Курсы, разработанные Кембриджским университетом, меняют и должны изменить мировоззрение учителей, подходы к преподаванию. Ломать стереотипы тяжело. Новые подходы в преподавании меняют все, но ведь нужно изменить и отношение общества и политиков, нужно изменить все .

3



© 2010-2022