- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья на тему Я-классный руководитель
Статья на тему Я-классный руководитель
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Азарова Л.В. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Я -классный руководитель.
Воспитание - это прежде всего человековедение.
без знания ребенка - его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений, способностей,
задатков, наклонностей - нет воспитания.
В. А. Сухомлинский.
Воспитательный процесс как классный руководитель я осуществляю на основе принципов деятельностного, личностного подхода в воспитании, сотрудничества с родителями, принципа индивидуализации, принципа социального творчества и принципа успешности.
У своих воспитанников я стараюсь сформировать такие качества, которые помогут ему состояться во взрослой жизни: это интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлечённость в деятельность, эмоциональная устойчивость, мотивация действий и поступков. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития самого ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. В индивидуальной работе руководствуюсь принципами контактности, принятия ученика как личности, деятельности и последовательности.
В основе моей воспитательной системы работы с классным коллективом находится гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили, личностно-ориентированный подход к учащимся И.С. Якиманской, идеи воспитательной системы В.А. Караковского.
Основной целью моей воспитательной системы, считаю, воспитание интеллектуально развитой, творчески активной, физически и психически здоровой личности.
Начиная работать с детьми с первых дней поступления в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи:
-
помочь ребенку раскрыть его индивидуальные особенности, способности;
-
работать над формированием и укреплением детского коллектива;
-
развивать самостоятельность, активность суждений и поступков;
-
гуманизация личности ребенка путем вовлечения в разнообразную творческую (познавательную, игровую, трудовую, художественно-эстетическую) деятельность;
-
единство обучения и воспитания - создать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила ребенку радость;
-
укрепление психического и физического здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Одним из важнейших этапов деятельности классного руководителя является организация жизни детского коллектива. Стремлюсь, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Для успешной реализации своей воспитательной системы веду дневник классного руководителя (фактологический материал, касающийся классного коллектива, анализ результатов наблюдений за классом, отдельными учащимися и семьями); составляю план воспитательной работы в классе (план отражает реальные потребности данного детского коллектива, учитывает объективные и субъективные возможности воспитательного процесса); заполняю социальный паспорт класса и паспорт развития личности ребенка; планирую работу с родителями; оформляю информационные стенды, в которых отражается жизнь детского коллектива; осуществляю педагогический мониторинг (прогнозирование, диагностика, оценка педагогического процесса), основанием для чего является нормативно-правовая база (положение о классном руководителе, положение об организации дежурства по школе; положение о дежурном классе).
Прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой личности ребенка, необходимо изучить его индивидуальные и личностные особенности, его интересы и склонности. Поэтому с первого класса выявляю относительный уровень развития ребёнка, уровень состояния педагогического взаимодействия, определяю прогноз потенциальных возможностей развития учащихся и прогноз организации взаимодействия с учеником, провожу диагностику по выявлению межличностных отношений учащихся в классе. Выявляю статус ученика в классе, взаимность выборов, определяю лидеров, отверженных детей. На основе диагностики вырабатываю план дальнейшей коррекционной работы, создаю условия для самореализации и саморазвития личности. Использую различные диагностические методики: для изучения мотивационной сферы ученика, диагностика для изучения детского коллектива, диагностическая методика исследования личности учащегося. Затем на основе знания документов, программы воспитания, диагностических методик я создаю свою систему воспитательной работы с детьми.
Работа классного руководителя невозможна без участия родителей. Хочется привести слова В. А. Сухомлинского, отражающие роль семьи в учебно-воспитательном процессе: «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» и «без семьи - я имею в виду школу - были бы бессильны». Строить систему отношений с родителями я начинаю еще в подготовительной группе детского сада. Для этого провожу «День открытых дверей», встречи «Давайте познакомимся». На таких встречах родители имеют возможность познакомиться с учителем, программой обучения, получить советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе. Стараюсь установить контакт с родителями, изучаю семью будущего ученика и развитие ребёнка в семье, нравственные ценности семьи. Отношения с родителями строю на доверии, приобщаю их к практической жизни класса, приглашаю на уроки, индивидуальные беседы и консультации о том, как можно было бы повысить уровень успешности ребёнка.
Своей задачей считаю - помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, понять, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Стараюсь поддерживать родителей во всех делах. Родители с желанием откликаются на мои просьбы и предложения, часто сами становятся инициаторами многих классных дел, обращаются за советом, посещают индивидуальные консультации, уроки. Активно привлекаю родителей при подготовке собраний.
Большое значение имеет совместная деятельность учителя, родителей и детей. С этой целью проводим различные КТД - организация выставок, различных мастерских, акций социальной направленности. Всем запомнились театрализация сказки «Волк и семеро козлят да на новый лад», праздник Азбуки, конкурс кормушек, праздник роста первоклассников в 1-ом классе; игра «Математический ринг», праздник «Откуда берутся грязнули», поздравление мам и бабушек к 8-му марта, праздник игры и игрушек во 2-ом классе; день открытых дверей, космическое путешествие, творческий отчет в рамках фестиваля искусств в 3-ем классе; в 4-ом - классный час о Байкале, конкурс «Самая читающая семья». Одной из форм совместной деятельности является формирование творческого портфеля учащихся, где родители принимают самое активное участие. Не менее 70 % родителей принимают активное участие в различных делах класса и школы.
В нашем классе уже стало традицией проведение последнего итогового родительского собрания вместе с детьми «Вот и стали мы на год взрослей». Это собрание-праздник проходит как творческий отчет о проделанной работе и своих достижениях за год. Радует, что и родители не остаются в стороне, всегда выступают с ответным словом.
Только с помощью совместных дел, родители становятся союзниками, так как перестают относиться к школе как посторонние наблюдатели. Благодаря совместной деятельности, родители осознают необходимость общения с ребенком как с равным, относятся к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании. А дети в свою очередь на жизненном примере родителей могут убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
В общении с родителями я проявляю учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, поэтому конфликтные ситуации не возникают. Считаю, что результативность работы с родителями проявляется в таких аспектах:
-
улучшение взаимоотношений с ребенком, взаимопонимание с ним;
-
какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
-
осознание родителями своей роли мамы и папы, своей деятельности, родительской ответственности;
-
формирование педагогической рефлексии родителей;
-
проявление родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Важным для себя считаю проанализировать, какими стали мои дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, милосердны, честны, отзывчивы. Это позволяют мне сделать мои наблюдения и анализ уровня воспитанности; творческой и познавательной активности; успехи и достижения учащихся в познавательной и творческой деятельности.
Диаграмма уровня воспитанности
(методика Л. М. Фридмана)
Анализ уровня воспитанности показывает у 64% учащихся наличие устойчивой положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. Учащиеся в своем поведении руководствуются теми ценностными ориентирами, которые определены для их возраста, владеют определенными навыками поведения, осознанно действуют в соответствии с нормами и правилами нравственности, поведения в обществе без участия и напоминания взрослых. У 36% учащихся уровень воспитанности средний. Им свойственны самостоятельность проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. Учащиеся знают нормы и правила поведения, владеют определенным содержанием, в практической деятельности этим нормам и правилам следуют не всегда, требуют напоминания взрослых, закрепление имеющихся навыков. По результатам наблюдений и диагностических исследований можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о повышении уровня их творческой и познавательной активности. «У каждого ребенка есть определенные способности и таланты. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых» - пишет Н. Т. Винокурова.
Диаграмма творческой активности учащихся
(методика Н. К. Винокуровой)
Диаграмма познавательной активности учащихся
(методика Н. К. Винокуровой)
Уровень творческой и познавательной активности возрастает за счет вовлечения учащихся во внеклассную работу; в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах; индивидуальной работе с учащимися и их родителями; формированию их самостоятельности и творчества; создание условий для развития учащихся; стимулирование и поощрение; становление положительной мотивации. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них высокая познавательная самопроизвольная и творческая активность; интерес к познавательной и творческой (самостоятельной) деятельности; стремление к преодолению трудностей в процессе самостоятельной деятельности; огромное желание преподнести результат этой деятельности; желание улучшить качество этого результата. У учащихся со средним уровнем творческой и познавательной активности преобладает эмоционально-эмпульсивное отношение к деятельности; положительное отношение к познавательной и творческой деятельности проявляется часто, но главным образом под воздействием эмоций; участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или проявляют редко); трудности преодолевают с помощью взрослых, постоянно ожидают помощи и побуждений учителя.
Я считаю, что создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формирование союза единомышленников - педагогов, учащихся и их родителей, соответствие учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволяют ученикам самоутверждаться и самореализоваться. В классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Все дети чувствуют себя в коллективе комфортно. Ребята уверены в своих силах, владеют навыками общения со сверстниками и взрослыми, доброжелательны. Сформировались благоприятные условия для сотрудничества, взаимопонимания, творческого общения всех участников образовательного процесса.
И в итоге я хочу напомнить принципы отношения к ребенку, сформулированные
Г. Л. Лэндгрет, которые близки мне:
-
Я хочу, чтобы меня любили, поэтому открыта детям.
-
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволяю детям учить меня.
-
Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.
-
Я люблю, чтобы меня принимали такой, какая я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
-
Я склонна ошибаться, поэтому буду терпелива к человеческой сущности ребенка.
-
Я единственная, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.
-
Я научилась почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобретать свой.
-
Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и поддерживать чувство самости у ребенка.
-
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стремиться смягчить удар.
-
Я чувствую страх, когда беззащитна, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом», - Ш. А. Амонашвили.