Занятие по теме Наряды из бабушкиного сундука

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наряды из бабушкиного сундука.

ЗАДАЧИ:


Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении;

привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни;

привить любовь к родным русским истокам;

познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями; научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы, дать понятия некоторых деталей костюмов.

Цитаты:

Какова пряха, такова на ней и рубаха.
(Русская народная пословица).

ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о красоте. Да, да, вы не ослышались, именно о красоте. Она проявляется в великом множестве предметов и явлений: и в цвете, и в ночном небе, и в белоствольной березке, да мало ли в чем еще! Мы часто слышим - "красота родной земли". Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей). Мила нам природа родных мест, красиво все, что связано с понятием "родина". Вдали от нее человек тоскует, душа его печалится, рвется к отчему дому.

Родина - мы говорим, волнуясь,
даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность.
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина, Отечество святое -
Перелески, рощи, берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от Луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть - чуть не долетев.

ВЕДУЩИЙ 2: Красоту родной земли русские люди воспевали с древнейших времен. В одном из литературных памятников древнерусской литературы ХII века - «Слове о погибели Русской земли» летописец воздает такие похвалы своему отечеству.

(с бумажным свитком в руках; читает): «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными - городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многомудрыми, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

ВЕДУЩИЙ 1: Иноземные гости, восхищаясь красотой русичей, отмечали их необыкновенную душевную доброту и внешнюю привлекательность: высокую статную фигуру, величественную осанку, белое с ярким румянцем лицо, соболиные темные брови, у женщин - плавную лебединую походку. Красота русской женщины запечатлена в былинах, сказаниях, народных песнях, литературных произведениях. Вот какое описание находим мы у М. Ю. Лермонтова в его «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Ходит плавно - будто лебедушка,
Смотрит сладко - как голубушка,
Молвит слово - соловей поет.
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием.
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белую цалуются.

ВЕДУЩИЙ 2: Представления народа о человеческой красоте (внешней и внутренней) воплощались в ярком самобытном искусстве. Испокон веку славилась русская земля своими народными мастерами, которые превращали обычную вещь в своем доме в настоящее произведение искусства. Весь мир знает о наших чудо-матрешках, о гжельской, хохломской, жостовской росписи, вышивке, придающей неповторимый облик каждой вещи, будь то скатерть, занавеска, полотенце, одежда.

Конечно же, всем нравятся яркость красок, причудливые узоры, древние традиции. Как вы думаете, мастера народных промыслов - обычные люди или нет? (Ответы детей.)
Да, это обычные люди, но у них есть один секрет; они не только сами видят и понимают красоту, но и хотят, чтобы эту красоту увидели и поняли другие, то есть мы с вами. А поможет нам в этом Бабушка Арина - хозяйка вот этого большого сундука. (Указывает на сундук, стоящий в комнате)
(Входит бабушка Арина).


БАБУШКА АРИНА: (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу-ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте... Как глаза-то закрою, так и вижу себя молодой да красивой. Соберемся, бывало, вместе, парни и девушки. Смех, разговоры, девицы песню заведут: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...» Сами же одна другой краше: рубахи на них шелком шитые, сарафаны - как цветы в поле, яркие да нарядные...
Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды-то сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

ВЕДУЩИЙ 1: Особенное, бережное отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре: песнях, прибаутках, загадках, пословицах, поговорках.
БАБУШКА АРИНА:
А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.
А ну-ка, ребята, кто угадает:

• На десятерых братьев двух шуб хватает. (Рукавицы)
• Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает. (Шуба, тулуп)
• Тепла не дает, а без него холодно. (Пояс)
• Сижу верхом, не ведаю, на ком, знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)
• Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а днем заперт. (Лапти)
• Два арапа, родные брата, ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают. (Сапоги)
• Разошлись пальчики по чуланчикам. Каждый пальчик в свой чуланчик. (Перчатки)

БАБУШКА АРИНА: А поговорки-то какие народ придумывал! Нарядится девица, идет, раскрасавица, в уборе своем праздничном, а народ ей в след: «Идет, словно павушка плывет», «Из милости ступает, травы не мнет, ненароком взглянет - что сто рублей подарит»; «Ни в сказке сказать, ни пером описать»; "Какова пряха, такова на ней и рубаха»; «Красна девица статью». Мастериц тружениц очень уважали, бережливость почитали, говорили: «Бережливость лучше прибытка» да «Бережливость дороже богатства».

ВЕДУЩИЙ 2: Эта народная мудрость и в сегодняшней нашей жизни пригодится - она на все времена, для всех поколений. Народные наблюдения над жизнью заключены и в частушках. Веселые, напевные и лирические, они дают нам представление и о крестьянском быте, в котором одно из главных мест занимала одежда.

( Ведущие исполняют частушки.)


1.Ой, лапти мои,
Лапоточки мои,
Вы скородили, пахали,
Танцевать сюда попали.


2.Ты расти, расти, коса,
до шелкова пояса,
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.


1.Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок, рубаху белу
Подпоясать в сенокос.


2.Наши девы - молодицы,
На все руки мастерицы:
Вяжут, шьют, прядут и ткут
И умело дом ведут.


1.Ах, мое приданое
Крепкое. не рваное -
Вышивала я узор
На свой свадебный убор.


2.В сундуке моем добро
Бережно хранится.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.


1.Старый бабушкин сундук...
Тайны жизни в нем живут,
Наша женская судьба
Место в нем свое нашла.


ВЕДУЩИЙ 1: Так хочется узнать, какие тайны скрываются в сундуке нашей Бабушки Арины!


БАБУШКА АРИНА: Хотите, покажу, что в сундуке своем храню? (Вынимает из сундука поочередно предметы женского народного костюма. Приглашает девушку из зала, помогает ей примерить наряд)

Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в 19 веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

Ведущий 2:

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и парни, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой. Эта вышивка - не только украшение, но и "оберег". Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Ведущий 1: Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, - на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определенном порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки - «обереги»

имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и близкая во все времена.

БАБУШКА АРИНА: В сундуке для приданого невеста хранила пять- шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана - шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия - по ткани: кумашник, набоешник, штофник - ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани - атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях - парчу. Во второй половине 19 века на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай…

ВЕДУЩИЙ 2: Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие - для верхней одежды и поуже - для горничной, праздничные и повседневные. Из шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» - искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, того дарю», и имена...

БАБУШКА АРИНА: Сверху рубахи и сарафана русская крестьянка надевала передник. Его называли "запоном", "занавеской". Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шелковой ленты.
Надевался передник на шею или завязывался под грудью.


ВЕДУЩИЙ 1 : Обилие красного цвета (это очень характерно для техники вьшивки) придает узорам удивительную красоту и оптимистичность. Слово «красный» было у наших предков синонимом слова «красивый» («красна девица», «не красна изба углами, а красна пирогами» и т. д.).

БАБУШКА АРИНА: Красоту нашему женскому народному костюму придавал головной убор.

ВЕДУЩИЙ 2: Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя женщина должна была полностью закрывать волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права "опростоволоситься", то есть показаться на людях с "простой" - непокрытой головой.

БАБУШКА АРИНА: По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой - это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки - перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до 18 века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские - с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок. Ну и в праздник - красивый платок или шаль, скажем, каргопольский золотой плат с узорами.

Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами - называлась епанечка, на лямках - коротенька. Таков наряд крестьянок русского Севера.

ВЕДУЩИЙ 1: Сила нашего народа не только в верности традициям, во и в отношении к труду. Русские мастерицы многое умели делать: например, прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блонды.

А еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нитки, а на ткани - то ромашки, то петухи, то елочки, то фигурки людей и животных.


БАБУШКА АРИНА: (обращаясь к гостям): А вам, девоньки, нравятся наши наряды? Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу рукам давайте. Трудом славен человек да уменьем.

ВЕДУЩИЙ 2: От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это - целая жизнь.

БАБУШКА АРИНА: Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

ВЕДУЩИЙ 1: А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется стихотворением русского поэта Игоря Кобзева о живописном женском костюме:

… На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
У нас сороку им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль завеску повсеместно

Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить надо,
Национально русского наряда!



© 2010-2022