Методическая разработка по внеклассной работе «Девицы-красавицы»

Народные  художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, в организации их досуга, обладают большими воспитательными возможностями. Наиболее интересной формой изучения народных традиций являются  театрализованные конкурсы. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством: песнями, загадками, традициями и обычаями, танцами, народными костюмами, традиционными народными блюдами. Театрализованные конкурсы р...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Воробейнская СОШ

Жирятинский район

Брянская область

8-483-443-27-60



«Девицы- красавицы»




Сахарова

Валентина Владимировна

учитель русского языка и литературы

заместитель директора по воспитательной работе



Пояснительная записка

Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, в организации их досуга, обладают большими воспитательными возможностями. Наиболее интересной формой изучения народных традиций являются театрализованные конкурсы. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством: песнями, загадками, традициями и обычаями, танцами, народными костюмами, традиционными народными блюдами.

Театрализованные конкурсы развивают у школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа.

Такая форма знакомства с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества, в сборе материалов для школьной музейной комнаты.

Данное мероприятие позволяет использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития школьников, даёт возможность каждому участнику конкурса приобщиться к народным традициям и обычаям, в целом, к народному творчеству.

Приобщая учеников к национальной культуре, мы не должны забывать о том, что у каждой области России есть свои отличия в бытовых, обрядовых, разговорных, песенных, плясовых и исторических традициях, которые хранят наши старшие поколения. Поэтому одной из важных особенностей нашего мероприятия было включение в сценарий праздника и материалов из истории родного края, и его обычаев. Такие включения развивают интерес учеников, приобщают к народной культуре своего края, помогают вовлечь в подготовку родителей, раскрыть таланты.

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-9 классов. Одни из них исполняли роль конкурсантов (девочки 5-7 классов), 8-9 классы- роли скоморохов, свах, купца и его родственников. Она проводится как один из видов досуговой деятельности, охватывает большое количество учащихся, учителей, привлекает родителей.

Данное мероприятие имеет название « Красны девицы», проводится в форме театрализованного конкурса. Его можно провести в преддверии праздника 8 Марта





-2-

Аналитическая часть





Цель:

знакомить учащихся посредством театрализованного конкурса с русским народным искусством.




Задачи:


  • изучение народных традиций и обычаев;


  • изучение истории русского (женского костюма);


  • изучение истории родного края;


  • воспитание культуры русской речи.
















-3-

Оборудование:


  • музыкальный центр;

  • магнитофон;

  • предметы старины из школьного музея (полотенца, скатерти, кувшины, самовар…);

  • столы, стулья, скамейки.


Оформление зала:

Сцена посредине свободна. По стенам развешаны вышитые изделия: полотенца, накидки. В углу стоит стол, накрытый домотканиной скатертью, за ним будут сидеть свахи. По сторонам ив глубине сцены стоят лавки для конкурсанток.

Одна сторона зала оставлена для зрителей, а вторая также оформлена под горницу: стол с самоваром, вышитые полотенца, старинная лавка - здесь будет сидеть Купец и родственники.

Ещё один стол, на котором лежат грамоты и призы участницам.





-4-


Методические советы

При организации и проведения досугового мероприятия в такой форме

нужно составить совместно с классными руководителями, чьи классы примут непосредственное участие план. Привлечение классных руководителей обязательно, потому что именно они хорошо знают своих ребят, могут помочь правильно распределить творческие задания между учащимися, оказать им необходимую помощь, провести нужную репетицию.

К работе стоит привлечь также и родителей, чьи знания и умения могут быть полезны для постановки русских народных танцев, изготовления костюма или рисунка народного костюма.

Ученикам раздаются творческие задания, где подробно описывается, что нужно будет выполнять, как участникам конкурса, так и ведущим в разных ролях. Необходимо классным руководителям и организатору мероприятия учитывать специфику театрализованного конкурса, который требует раскрытия талантов и творческих способностей, поэтому нужно опираться примерно на такие правила при подготовке:


  • уважать желание ребят работать самостоятельно;

  • воздерживаться от вмешательства без необходимости;

  • стремиться распределять задания и роли в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей каждого;

  • поощрять предложения учеников;

  • доброжелатель принимать помощь со стороны родителей или работников Дома культуры.

Постараться просмотреть приготовленные задания каждой команды, прорепетировать с героями - ведущими конкурса. При необходимости порекомендовать ребятам необходимую литературу, консультацию у учителя истории.

А также нужно объясним ребятам, которые будут просто зрителями, как нужно вести себя на театрализованном конкурсе.

По завершению такого конкурса нужно обязательно поблагодарить ребят, педагогов, родителей. Если вдруг имели место какие-то недоработки, которые вызвали недовольство ребят, нужно обязательно их проанализировать, обсудив их потом с ребятами и классными руководителями

-5-


Практическая часть



Сценарный план





  1. Визитная карточка.

  2. Викторина « Знаешь ли ты свой край?»

  3. Конкурс « Плясуньи».

  4. Конкурс « Рукодельницы».

  5. Вокальный конкурс « Русская народная песня».

  6. Конкурс « Старинных слов узорные ларцы».

  7. Конкурс « Мастерицы- искусницы»




План подготовки к конкурсу

1. Написать Положение о проведении мероприятия.

  1. Составить вопросы к конкурсам № 3, 5.

  2. Написать сценарий проведения мероприятия.

  3. Обеспечить оформление и техническое оснащение.

  4. Утвердить программу выступлений классных коллективов.

  5. Подготовить грамоты и призы участникам конкурса.

  6. Провести консультации для классных руководителей и команд.












-6-

Ход мероприятия


  1. Вступительная часть: появление действующих лиц ( Учащиеся 9класса )


Действующие лица: скоморохи, свахи, Купец ( председатель жюри), трое сыновей Купца, три команды девочек, родня купца ( члены жюри), чтец.

Звучит фонограмма русской народной песни

На сцену выходят скоморохи и ведущие в роли свах.

1-й скоморох: Недаром дети любят сказку!

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.


2-й скоморох: И на любые испытанья

Готовы добрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

1-я сваха. Низкий поклон вам, люди добрые!

Слушайте, послушайте сказочку мою,

Люди добрые, именитые.

В нашем царстве,

В нашем государстве

В старинном селе нашем Воробейня

Жил- был купец по фамилии Ячменев.


На сцену выходит Купец, кланяется на три стороны

1-я сваха ( продолжая) И было у него трое сыновей-

Все красавцы молодые, великаны удалые.

Звучит мелодия « Барыни», выходят с танцевальными движениями трое сыновей.

Остановившись посреди зала, делают несколько танцевальных движений, кланяются и садятся на скамейки.

2-я сваха. А был на Святой Руси да такой обычай. За несколько лет до свадьбы устраивали смотрины невест.




-7-

Приказал и наш купец своим слугам и нам свахам идти в разные стороны и пригласить в наше село семьи, где есть девицы на выданье.

Купец: Слуги мои верные! Свахи мои мудрые! Ступайте вы да на три стороны, найдите вы там семьи с девицами- красавицами. Пригласите вы их да ко мне на смотрины. Кто добром не пойдет, силой ведите.

( Слуги и свахи ходят каждый в свою сторону, кто какого класса девочек будет представлять)

Купец (обращаясь к сыновьям) А вы, сыны мои любимые, стали уже взрослыми, и не за горами тот день, когда жениться вам придёт время. Вот усаживайтесь поудобнее, да будем ждать гостей из разных областей.

2-я сваха. И настал день смотрин. Вся родня Купца собралась у него за столом. Вот она, гости дорогие!

Идёт преставление членов жюри. Купца представляют как председателя жюри. Все занимают свои места.


II. Проведение конкурса


Представление свахами команд девочек

1-я сваха. И так прежде чем начать смотрины, увидеть надобно, откуда во девицы явились. К нам приехали, на смотрины, красны девицы из 3-х сторон

2-я сваха. С правой стороны девицы из 7 класса.

3-я сваха. С левой стороны красны девицы из 6 класса.

1-я сваха. А посредине - девицы 5 класса.

Вперёд выходят сыновья Купца ( Дима Ячменёв и Юра Ковалёв)

1-й сын. Здорово, красны девицы и вы, сватьюшки.

1-я сваха. Здорово коль не шутите.

2-я сваха. Вы зачем в нашу горенку пожаловали?

3-я сваха. За лисами, за куницами или за нашими, красными девицами?

1-я сваха. Аль за сужеными да за ряжеными?

2-сын. Да суженых, да ряженых смотреть пришли!

2-я сваха. Ваши сужены да ряжены к огороду привязаны. Идите их отвяжите да нам покажите!

Сыновья делают вид, что ищут по разным сторонам девиц..


-8-


3-й сын. Не нашли мы там суженых да ряженых, к вам опять пришли.

3-я сваха. У стола четыре угла, на каждый угол по четыре рубля, а по средине десять.

Сыновья ищут у себя в карманах деньги, кладут на каждый угол стола и на средину деньги.

1-я сваха. Карманы пустые, а в голове -то у вас пусто али густо? Надо проверить. А то может и смотрины затевать нам незачем.

2-я сваха. Ну - ка, девоньки, проверим, что у женихов в голове твориться.

3-я сваха Отгадайте - ка загадки, которые девицы вам приготовили

Команды девочек по очереди загадывают сыновьям купца по загадке

( Приложение № 1)

1-я сваха За таких молодцов не грех и красавиц своих просватать.

2-я сваха. Можно начинать наши смотрины.

1-й скоморох. Во славном во селе Воробейне,,

На той да на реке да на Терёмке

Да у нас на улице да Школьной

Во дворце красивом да во каменном,

Как сходилися, собиралися

Добры молодцы да красны девицы.


2-й скоморох. Не на свадебку, не на праздничек,

А на конкурс народного творчества.

Как сходилися, собирались

Да вели меж собой разговор такой:


1-я сваха. Выезжаем мы на конкурс большой,

Людей посмотреть, себя показать…



  1. Конкурс « Визитная карточка»

3-я сваха. Посмотрите, какие девицы! И, небось, все мастерицы да рукодельницы. Покажите, красны девицы, своё умение нам на удивление, всем на зависть. Ну а вы, родственники да ты благородный Купец, смотрите и слушайте внимательно, оценивайте каждый конкурс справедливо.

Я прошу выйти на сцену девиц 7 класса да рассказать, кто таковы, показать

(Приложение №2 а )

2-я сваха. Хороши твои девицы, на все руки мастерицы. А сейчас мои красавицы мастерством своим похвалятся. Посмотрите, сваточки дорогие, выступление девиц

6 класса.

( Приложение №2б )

-9-


1-я сваха. Хорошо ваши выступали, мастерство своё показали. А мои моложе ваших, но о себе сейчас многое расскажут. Выходите девицы из 5 класса, топните ножками, зазвените серёжками.

( Приложение № 2в)


1-й скоморох. Ничего себе девицы! А уже сейчас на всех готов жениться.

2-й скоморох. Не для тебя смотрины. Смотри да слушай. Ну, а вы родственники дороги, подведите-ка итоги первого конкурса.


Выступление жюри


1-я сваха. А теперь хотим узнать у красных девиц: знаете ли вы историю родного края, родного села?

2-я сваха. Вот на блюде перед вами вопросы на листочках лежа, по два на каждую команду глядят.

3-я сваха. Подойти одна девица от каждой команды, возьми по два вопроса, соберитесь кружком, потолкуйте рядком, да минуток через пять начинайте отвечать.


  1. Викторина « Знаешь ли ты историю родного края»

( Приложение № 3)

Девочки берут по два вопроса, готовятся в течение пяти минут, потом отвечают. В это время сыновья купца показывают сценку из народной сказки « Как старик домовничал»


1-й скоморох. Ответы были хороши. А что скажет родня купца.

2-й скоморох. Будь добр, купец, не откажи в ответе, что за баллы получили красавицы.


Объявляются результаты викторины.


  1. Конкурс на лучшую плясунью.


1-я сваха. Порадовали вы нас, девицы красавицы. Спасибо вам за ваши ответы правильные. Поработали головами, пришло время поработать и ногами. А пойдёте в пляс, то пляшите так, чтоб пол трещал, потолок скакал, чтоб стены в горнице закачались.

2-я сваха. Мы начинаем следующий конкурс - танцевальный - под названием «Плясуньи»

3-я сваха. Пляшут девицы 5 класса под русскую народную песню « Во поле берёза стояла»


Выступление девочек 5 класса.


-10-


1-я сваха. А теперь в пляс идут под мелодию русской народной песни «Утушка моя луговая» девицы 6 класса.

Выступление девочек 6 класса.

2-я сваха. А красны девицы 7 класса выбрали для танца зажигательную

« Цыганочку»

Выступление девочек 7 класса.

1-й скоморох. Мои ноги не стояли, хоть под лавкой, но плясали.

2-й скоморох. А я знаешь, что видал. Купец тоже наш плясал. И ещё, наверное, б чуть- чуть и родня пустилась в путь.

1-й скоморох. Пусть теперь они нам скажут, на каку оценку девчонки пляшут?

Выступление жюри.

1-я сваха. Молодцы девицы красавицы! Повеселили вы нас своими танцами. А теперь пора и делом заняться.

2-я сваха. Проверим, а какие же вы рукодельницы! Вам предстояло сделать дома эскиз русского народного женского костюма одной из областей средней полосы России. Можно было рисовать, делать аппликацию из бумаги или сшить из материала.

3-я сваха. Выходите по порядку. Показывайте свои эскизы да рассказывайте, откуда сей костюм, да как ладно его сшить надобно было.

Девочки по очереди 7, 6, 5 классы выходят со своими эскизами и материалами о костюме.

( Приложение № 4)

1-й скоморох. Несите своё искусство купцу да родне. Пусть полюбуются. Знак качества вам поставят.

2-й скоморох. Что молчите, родня да ты Купец, аль сказать вам нечего?

Купец. Все наряды хороши. Не знали мы, что на Святой Руси в каждой области свой наряд был. Вот и решили, что всем рукодельница « 5» надобно поставить.

1-я сваха. В старину говорили: « Что не скучно, то не ладно. Так что работу свою делайте хорошо. Чтоб она спорилась да ладилась, песней русской народной работу помаслить надобно.

2-я сваха. Итак, мы проводим конкурс на лучшее исполнение русской народной песни.


-11-

3-я сваха. Выходите-ка на средину горницы девицы из 6 класса. Исполните-ка свою песенку, « Калинку-малинку».

Исполняется песня « Калинка-малинка»
1-я сваха. Выходи, красавицы, 5 класса, исполните и вы свою народную песню
« Лапти»


Исполняется песня « Лапти»


2-я сваха А сейчас исполнят свою песню девицы 7 класса
Исполняется песня «Во поле орешина»
1-й скоморох. Каковы, Купец, певуньи?
2-й скоморох. Лучшую выбрал? Так скажи теперь честному народу.
Объявляется результат конкурса.
3-я сваха. Богат и неповторим русский язык. Ни в одном языке нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем.


Чтец. ( Жанна Саваренко) О, Русь, взмахни крылами


Старинных слов узорные ларцы

Люблю неодолимою любовью

Ковали их и деды и отцы,

Покину они задорной новью.



Я к ним иду. Согнать дремучий сон

Не помешает дьявольская сила…

Нашёл…Открыл… Какой певучий звон!

Какая драгоценная могила!


Над реками, лесами, ковылями,

Приветной жизнью над крестом могил

Взмахну я ало цветными крылами,

Пьян с родников старинных певчих

А. Ширяевец



-12-

2-я сваха. Но часто, читая ту или иную книгу, мы не задумываемся над значением некоторых слов. Поэтому в этом конкурсе вы должны объяснить значение выражений, слов из выбранных вами четверостиший.

( Приложение № 5 )

Скоморохи по очереди зачитывают командам отрывки из былин, девицы красавицы отвечают на поставленный там вопрос, что означает выражение, по два отрывка каждой команде.

1- й скоморох. Скажи-ка Купец. Как справились девицы с этим заданием?

2-й скоморох. Не томи душу мою.

Выступление жюри..

7. Конкурс « Искусница»

1-я сваха. На Руси говорят « не красна изба углами, а красна пирогами». И мы начинаем наш последний конкурс, который мы назвали « Искусница»

2-я сваха. И это было домашнее задание. Каждой команда девочек предложит родственникам, Купцу, а потом и его сыновьям отведать свои блюда.

3-я сваха. А приготовить вы их должны были по рецептам русской народной кухни

1-я сваха И не только приготовить а также рассказать о его пользе, особенностях приготовления, и рецепт родственникам оставить.

Родственники ( жюри ) пробуют блюда, слушают рассказы об их приготовлении и пользе.

( Приложение № 6)

В это время сыновья Купца ( Мальчики) исполняют песню « Крутитс, вертится шар голубой»

1-й скоморох. Вкусно, Купец, тебя и родню твою девицы попотчевали.

2-й скоморох. Теперь и слово молви. Чья стряпня вкуснее?

Слово жюри

2-я сваха. Наш праздник - конкурс подошёл к концу. И пока родственники выбирают, невесты какого класса лучше, для вас девицы - красавицы, танцуют добры молодцы.

Сыновья купца исполняют танец под мелодию « Барыни»



-13-


III. Заключительная часть

1-я сваха Я приглашаю на средину горницы Купца, пусть он огласит итоги наших смотрин. Девицам, какого класса готовиться к свадьбе.

На средину выходит Купец, родственники с грамотами и подарками - призами

Объявляют результаты конкурса

Купец. Все девицы хороши, поют, танцуют, мастерят всё от души. Но с роднёй свой решил я, что отправлю вас я свах через год аль через два в 5 класс, там красавицы девицы лучшие на свете мастерицы. И они у нас получают 1 место и ценные подарки.

Вручение грамот и призов девочкам 5 класса.

Купец. А вы девицы 6 и 7 класса не расстраивайтесь, вы тоже молодцы. Придут и к вам красавцы женихи.

Вручение грамот и призов девочкам 6-7 классов

1-я сваха. Праздник окончен пора и честь знать.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех

За огнь соревнования,

Обеспеченный успех..

2-я сваха. Вот настал момент прощания,

Будет краткой речь моя:

Говорим всем: « До свидания,

До счастливых встреч, друзья!»

3-я сваха. Ой, вы, девицы молодые,

Голоса заливные,

Красно начинали,

Красно и кончайте,

Каждому честью и славой воздайте.


1-я сваха. Тароватому хозяину - поклон,

Судьям конкурса поклон,

И соперницам вашим - поклон,

И, вам, болельщики низкий поклон!


Звучит мелодия народной песни «Барыня», мероприятие окончено, все участники конкурса расходятся





-14-


Заключение









Проводя такое мероприятие, мы надеемся, что наши ученики совсем

по-другому посмотрят на русское народное творчество. Оно для них будет заключено не только в сказках, но и в песнях, танцах, обычаях, одежде. Ведь часто замечаем, что дети смеются над тем, что создавал наш народ на протяжении веков. И именно такое театрализованное мероприятие позволит нам показать красоту Руси. В душах ребят появится уважение не только к неживым предметам, а нам, кажется, прежде всего, уважение к старшему поколению, как к хранителю духовной культуры русского народа.

Интерес к русским народным праздникам и обрядам, если проводить его именно в такой конкурсно - театрализованной форме возрастёт. Это позволит познакомить ребят со многими традициями и обычаями, как своего родного Брянского края, так и разных областей России.






-15-


Литература




  1. Арсенина Е. Н., Попова Г.П. Внеклассные мероприятия в 5-7 классах, Волгоград, 2005.

  2. Коваленко В. И. Прошлое и настоящее Жирятинской земли, Клинцы 2006 год.

  3. Локалова М.С. Праздник в подарок, Ярославль, 2000 год.

  4. Сиповский В.Д. Родная старина Москва, 1993 год.

  5. Уланова Л.С. Праздничный венок, Москва, 20001 год.








-16-


Приложение № 1.






  1. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?

( Блин)


  1. Комковато, ноздревато и грубовато, и горбато, и кисло, и кругло, и легко, и мягко, и твёрдо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило…

( Каравай)


  1. В брюхе - баня, в носу - решето, на голове - пупок, всего одна рука, и та на и спине…

( Чайник)

























-17-




Приложение №2


Визитная карточка девиц 7 класса



Три девицы у нас в 7 классе

Начали вязать крючком.


« Кабы я была царица, -

Говорит одна девица,-

То на весь крёщёный мир

Навязала б я квартир» ( показывает вязанный на спицах домик)


Вторая молвила девица:

« Кабы я была царица

То на весь бы мир одна

Салфеток навязала б я» ( показывает связанные на спицах салфетки)


« Кабы я была царица,-

И третья молвила девица,-

То для батюшки царя

Шляпу вывязала б я» ( показывает связанную на спицах шляпу)


Мы голубушки девицы

Все мы стали мастерицы,

И не только, что вязать

Многое вам сможем показать.


Судьям конкурса поклонимся

В состязаниях поборемся.

Ксюша, Юля и Алина

Вместе мы непобедимы.









-18-






Визитная карточка девиц 6 класса



Мы девушки матрёшки.

Поём мы как гармошки.

И день и ночь мы вместе.

Побываем в каждом месте.


И радость и печали не раз мы все встречали.

Как маков цвет мы все красивы.

Со всеми взрослыми мы милы.


Любим мы читать поэмы

Любим и стихи читать.

Про себя мы рассказали

Свои таланты дальше можем показать.























-19-




Визитная карточка девиц 5 класса



Мы весёлые девчушки,

Мы девчушки хохотушки.


Можем мы плясать и петь,

Просим всех на нас смотреть.


Мы ведь младшие, мы знаем,

Но вам подруги мы не уступаем.


Саша с Ниной тараторки,

Запевают песни звонки.


Испечёт пирог вам Настя,

Объеденье - просто счастье!



Вера ж может рисовать

Глаз не сможешь оторвать.


На вопросы все ответим

Всем поклон,

Вас всех приветим.


На нас внимательно смотрите,

В невесты нас берите.













-20-




Приложение № 3


История родного края


1.Как называлась крепость в Древней Руси на насыпном или естественном кургане, ?

( Городец, городище)


2.Назовите старое название города Брянска.

( Дебрянск, Добрянск)


3. Как звали Брянского богатыря, победившего Чулубея на Куликовском поле. ( Александр Пересвет)


4. Деньги в Древней Руси назывались гривны, а откуда появились рубли? (1рубль= 1,4 гривны,поэтому от неё отрубали)

5. Откуда появилось название копейка? ( копьё, изображение на монете Георгия Победоносца, убившего змея)

6. Как звали Героя Советского Союза, учившегося в нашей школе? ( Григорий Васильевич Толкачёв)


7. Какие народы поселились на территории нашего края к 8 веку нашей эры? ( Восточные славяне)


8. Когда впервые упоминается в летописях село Воробейня? ( 1147год)


9. В Древней Руси Воробейня была погостом… Что это за название? (место сбора дани- полюдье)


10. Какой языческий праздник дошёл до нашего времени со времён Древней Руси? ( Масленица)



Один вопрос запасной, если команды получат одинаковое количество баллов



-21-




Приложение № 4




Народный костюм, представленный девочками из с.Кульнево

Костюм с сарафаном включает рубаху, сарафан, пояс, головной убор, лапти, платок.

Рубаха с традиционной красно- жёлтой вышивкой. Длина рубахи 108, 5 см, ширина- 63 см. Рубаха состоит из трёх полотнищ шириной по 42 см каждое.

Длина рукава 76 см

Сарафан пестрядный, в жёлто- красную клетку. Длина спереди 116 см, ширина по низу 115 см. Сарафан состоит из 6 полотнищ. По верхнему срезу, у линии пришива припуска на лиф - густая, частая сборка, создающая объём.

Пояс - тканый.

Головной убор - обруч.

Лапти - лыковые с округлым носком.

Платок - пестрядинный с отделкой







( Сделан рисунок или аппликация)







-22-


Народный костюм, представленный девочками из села Воробейня


Костюм с красным сарафаном включает рубаху, сарафан, головной убор

Рубаха холщовая белая, с красными прямыми полирами. Красной тканью отделаны полики, ластовицы, линии горловины, нагрудный разрез., низ рукавов. Длина рубахи 65 см, ширина по низу- 74 см. Длина линии плеча 18 см, глубина горловины 6 см.

Сарафан красный распашной, с отделкою по низу, по центру и по бретелям сарафана. Ширина полотнища 32 см Стан сарафана состоит из центральных полотнищ, боковых и клиньев.

Головной убор - кокошник и платок.

Обувь - лапти








( Сделан рисунок или аппликация)
















-23-




Народный костюм, представленный девочками из села Буда

Костюм с юбкой в полоску включает рубаху, юбку, душегрею,

кушак, головной убор, нашейные украшения, платок, обувь.

Рубаха холщовая с отложным воротником. Рукав собран в манжету, у воротника рубаха собрана в сборки.

Юбка в широкую вертикальную полоску ярких тонов, подпоясывается кушаком с бахромой в широкую полоску.

Душегрея - распашная, красного цвета, обшитая тесьмой.

Головной убор- обильно декорированная сорока, покрытая сверху платком, с кистями.

Обувь - кожаные туфли на каблуках









( Сделан рисунок или аппликация)













-24-









Приложение № 5


Старинных слов узорные ларцы



  1. « Ай, тут старый казак да Илья Муромец,

Да берёт он свой тугой лук разрывчатый.

Во свои берёт во белы рученьки».


Что означает слово «разрывчатый»?

( Эпитет «разрывчатый» означает « качество»: добрый лук при спускании тетивы издавал резкий звук - разрывал воздух)




  1. « Гой вы еси, добры молодцы!»


Что имел в виду князь Владимир, когда говорил такие слова?

( Пожелание здоровья, приветствие, приблизительно соответствует словам» Будьте здоровы», « Гой» от слова «гоить» - исцелять, живить, ухаживать)




  1. « Ай, тут старый казак да илья Муромец,

Становил коня посередь двора,

Сам идёт он во палаты белокаменны,

Проходил он во столовую во горенку.

На пяту он дверь-то поразмахивал»


Объясните, что значит « на пяту он дверь-то поразмахивал»

( То есть распахивал настежь. Пята - нижний угол двери у стены)



  1. « Тогда Солнышко Владимир стольно-киевский,

А он по три дня былиц кликал»


Кто такие былицы?

( Знахарки, гадающие по травам. От слова « быльё» - коренья, растение)

-25-




  1. « И увидел Алёшу Владимир- князь,

Повёл во светлы гридни,

Сажал за убраны столы,

Тут для Алёши и стол пошёл»


Объясните смысл « тут для Алёши и стол пошёл»


( Владимир устроил пированье в честь победы Алёши над Тугарином)



  1. « - Гой еси, Алёши Попович млад!

Час ты мне свет дал.

Пожалуй, ты живи в Киеве,

Служи мне, князю Владимиру,

Долюби тебя пожалую»


Объясните выражение: « Час ты мне свет дал»


(« Час» - сейчас, теперь. « Свет давл» - Владимир почувствовал облегчение, избавившись от Тугарина)


















-26-

Приложение № 6


Блюда, приготовленные по народным рецептам



Блины из манной каши

100 грамм манной каши, 100 грамм муки, 3 стакана молока, 1, 4 стакана воды, 1,2 столовой ложки масла 1-2 яичных желтка, соль по вкусу.

В кипящее молоко( 1-1,5 стакана) всыпьте манную крупу, добавьте масло и сварите обыкновенную кашу. Остудите, всыпьте муку, размешивая, постепенно добавьте оставшееся молоко, воду, яичные желтки, соль. Всё хорошо размешайте. Жарьте блины лучше на маленькой сковородке. Приятного аппетита.


Гречневая каша с грибами

2,5 стакана гречневой крупы, 3 стакана грибного бульона, 2 столовые ложки масла, 150 грамм свежих ( замороженных) грибов.

Сварить грибной бульон. Грибы достать, хорошо промыть холодной водой, порезать и поджарить. Отдельно поджарить лук. Подготовленную крупу тоже обжарить, посолить, залить горячим грибным бульоном. Сварить рассыпчатую гречневую кашу. Перед подачей на стол смешать с грибами и лукам. Приятного аппетита.


Омлет

3-4 яйца, 4-5 яблок, 1 столовая ложка муки, 2 столовые ложки сливочного масла, цедра лимона, сахарная пудра, ванильный сахар.

Яйца взбить с небольшим количеством мелко натёртой лимонной цедры, всыпать муку, добавить очищенные и мелко нарезанные ломтики яблок.

Из этой смеси обжарить на масле два- три омлета с двух сторон. Реред подачей на стол густо посыпать сахарной пудрой и ванилином.

Приятного аппетита.


-27-

© 2010-2022