Внеклассное занятие по математике на тему: «Из истории календаря»

Внеклассное занятие по математике на тему: «Из истории календаря». Цели: 1. Познакомить детей с новым стилем с понятием «високосный год», «юлианский календарь», «григорианский стиль». 2. Развить интерес к математике, умение логически мыслить.   З. Воспитание разумного использования стилей в решение задач. Современный календарь ведет свое начало от древних римлян.   Римляне долгое время вели счет годов по очень неудобному лунному  календарю. Год у них содержал всего 355 дней, т.е. на целых 10 д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево

муниципального района Куюргазинский район

Республики Башкортостан»





Внеклассное занятие по математике на тему:

«Из истории календаря»


Составила:

Фаршатова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов














Ермолаево 2014

Внеклассное занятие на тему: «Из истории календаря».

Цели: 1. Познакомить детей с новым стилем с понятием «високосный год», «юлианский календарь», «григорианский стиль».

2. Развить интерес к математике, умение логически мыслить.

З. Воспитание разумного использования стилей в решение задач.

Ход занятия:

I. Ребята, когда мы с вами поздравляем друг друга с праздником Великого Октября? Когда празднуем этот праздник? (7 ноября.)

- Почему это так? Да потому, что в дореволюционное время в России был принят так называемый старый календарный стиль, который от нового стиля, введенного потом у нас, отличается в XX в. на 13 дней (когда у нас было 25 октября, то по новому стилю, принятому в Западной Европе, было уже 7 ноября).

Современный календарь ведет свое начало от древних римлян.

Римляне долгое время вели счет годов по очень неудобному лунному календарю. Год у них содержал всего 355 дней, т.е. на целых 10 дней меньше астрономического, что создавало большие неудобства, так как каждый новый год приходился на разное время, переходил на другие месяцы.

Требовалась реформа календаря. И эту реформу произвел римский государственный деятель Юлий Цезарь (который потом стал императором Римской империи). Сначала Юлий Цезарь хотел ввести египетский солнечный календарь (египтяне считали по 365 дней в году). Но консультант Цезаря - египетский астроном Созиген предложил ему уточнить египетский календарь; к каждому четвертому году прибавлять один лишний день (в феврале, который тогда считался последним месяцем года). Ведь астрономическим годом, как известно, считается время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Этот год составляет 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Излишек сверх 365 дней за четыре года и дает почти сутки (проверить можно умножением).

Календарь, в котором каждый четвертый год стал високосным, по имени Юлия Цезаря и был назван юлианским. Юлианский календарь, называемый теперь старым стилем, очень удобен по своей простоте: в нем каждый четвертый год, т.е. тот, который обозначен числом, которое делится на 4 без остатка, високосный, т.е. он содержит 366 дней, все же остальные годы считаются по 365 дней.

- Запомните это, так как это понадобится при решении задач.

- Ребята, а почему мы все-таки перешли к новому стилю?

- Но есть одно «но», которое и заставило перейти к другому, новому стилю. Дело в том, что астрономический год на 11 минут 14 секунд короче юлианского календаря. Разница это сама по себе невелика, но через много лет она будет выражаться в днях может передвинуть наши времена года на другие числа, как то и было, например, в Древнем Египте, где не было високосного года.

- Так как в юлианском календаре год длиннее истинного на 11 минут 14 секунд, то разница между этим годами в одни сутки может накопиться за 128 лет, а за каждые 384 года или округленно через 400 лет эта ошибка возрастет до 3 дней.

- В связи с этим назревала необходимость уточнения юлианского календарного стиля. Для этой цели римский папа Григорий ХШ в 1582 г. собрал особую комиссию из астрономов и церковных лиц, которая и приняла способ исправления календаря, предложенный итальянцем Лилио. Папским декретом новый календарь, который с тех пор носит название нового или григорианского стиля, был введен во многих странах. Изменение календаря состояло в следующем.

1. Чтобы исправить накопившуюся за 1200 лет ошибку, было приказано после 4 октября 1582 г. считать сразу 15 октября, т.е. пропустить 10 дней.

2. Чтобы ошибка эта в будущем не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать по 3 дня, на которые за это время юлианский счет отстает от истинного. Для этого Лилио предложил на будущее время считать високосными из вековых годов только те, у которых число столетий делится на 4. Таким образом, 1600 г. по новому стилю остался високосным (потому что 16 делится на 4), а годы 1700 , 1800 и последний год Х1Х столетия - 1900 г. остались простыми; последний год XX столетия - 2000 г. будет опять високосным, так как 20 делится на 4.

Для всех других годов, кроме кончающих столетия, счет високосных годов остался и в новом стиле такой же, как был в старом: после трех простых годов наступает четвертый - високосный.

Новый календарь постепенно был принят во всех цивилизованных странах, позже всех в Турции (в 1927 г.) и в Египте (в 1928 г.). В СССР новый стиль был введен по инициативе В.И. Ленина с 1 февраля 1918 г.: вместо 1 февраля стали сразу считать 14 февраля. Дни же недели остались прежними.

- Ребята, вот мы с вами и разобрались с новым и старым стилем. Названия месяцев и их продолжительность дошли до нас от римлян: нечетные - по 31 дню, четные - по 30, но февраль - конец года имел 30 дней только в високосный год.

- Ребята, я вам давала задание: найти сведения о том, в честь кого названы месяцы года. Нашли? (Да.)

Дети: Январь назван в честь двуликого бога Януса (одно лицо обращено в прошлое, а другое в будущее; март (начало года) - Марса (бог войны), май - Маюса (покровитель роста), июнь - Юноны (богиня неба), июль - Юлия, август - императора Августа (он удлинил «свой месяц» до 31 дня за счет февраля), февраль - от слова фебрум - очищение, апрель - аперирс (раскрытие), сентябрь - седьмой, октябрь - восьмой, ноябрь - девятый, декабрь - десятый.

- Правильно, молодцы.

- Скажите, а вы знаете, когда ввели григорианский календарь? (Нет.)

- До 1700 г. началом года в России было 1 сентября. Петр 1 указом перенес начало года на 1 января и внес юлианский календарь, оставив римские названия месяцев Григорианский календарь был принят в других странах раньше, чем в России было неудобно согласовывать даты. Новый год в начале XX века праздновали в России на 13 дней позже, чем в Европе.

Григорианский календарь был введен в 1918г. Устранили накопившуюся разницу в 13 суток, обозначив день 2 января 1918 г. 15-м января 1918 г. С тех пор в нашей стране календарь составляется по новому стилю.

II. Решение задач.

1. Какие годы целых столетий в будущем будут по новому стилю невисокосными, а по старому стилю високосными и в каком, следовательно, столетии и в будущем старый стиль отстанет от нового еще на день, на два, на три и т.д. (Имея ввиду, что в XX столетии он отстает на 13 дней).

Ответ: последний год XXI столетия - 2100г. по старому стилю - високосный, т.к. 2100 делится на 4, а по новому стилю - невисокосный, т.к. число столетий 21 не делится на 4, значит с 2100 г разность между старым и новым стилем будет составлять 14 дней начиная с 2200г - на 14 дней, с 2300г-на 15 дней.

2. Император Петр Великий вступил на престол в 1682 году и царствовал 43 года. В каком году умер Петр Великий? (1682 г + 43 г = 1725 г)

3. За 21 год до смерти Петра Великого им был основан С.-Петербург. В каком году он был основан? (1725 г - 21 г = 1704 г).

4. В год основания С.-Петербурга Петру Великому был 31 год. В каком году родился Петр Великий? (1704г - 31 г = 1663 г).

- Молодцы, вы справились с заданиями.

III. Итоги занятия.

- Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали о юлианском календаре, о новом стиле, о том, что раньше новый год праздновали 1 сентября. Мы услышали всю историю о введении григорианского календаря, решали интересные задачи.)

- Правильно, надеюсь все хорошо усвоили, то о чем мы сегодня беседовали.



© 2010-2022