Классный час. Искусство человеческого общения. 3 класс

Методическая разработка часа общения по теме «Искусство человеческого общения». Методы, используемые на часе общения: частично – поисковый, наглядно – иллюстративный, проблемный. Прослеживается деятельностный подход в обучении (при организации практической работы на уроке). Формы работы на часе общения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Роль учителя на данном уроке – быть соучастником происходящего, умело подводить детей к новому материалу, опираясь на их опыт, и в то же время – координиро...
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации г. Усть-Илимска

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»







Час общения с элементами тренинга

«Искусство общения»

Автор: Санарова Наталья Владимировна

учитель начальных классов





г. Усть-Илимск

2012 г.

Пояснительная записка.

Название - методическая разработка часа общения по теме «Искусство общения».

Методы, используемые на часе общения: частично - поисковый, наглядно - иллюстративный, проблемный. Прослеживается деятельностный подход в обучении (при организации практической работы на уроке).

Формирование компетенций: образовательных (О), коммуникативных (К), социальных (С)

  1. уметь извлекать пользу из опыта (О);

  2. организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их (О);

  3. организовать свои собственные приемы обучения (О);

  4. уметь решать проблемы (О);

  5. самостоятельно заниматься своим обучением (О);

  6. запрашивать различные базы данных (ОС);

  7. получать информацию (О);

  8. организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий (С);

  9. уметь находить новые решения (ОКС);

  10. уметь сотрудничать и работать в группе (К);

  11. принимать решения (КС);

  12. улаживать разногласия и конфликты (К);

  13. уметь договариваться (К);

  14. нести ответственность (С);

  15. доказать солидарность (С);

  16. уметь организовать свою работу (О);

  17. включаться в проект (ОК);

  18. уметь использовать новые технологии информации и коммуникации (ОК);

  19. уметь противостоять неуверенности и сложности (К);

  20. критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества (С);

  21. показать стойкость перед трудностями.

Формы работы на часе общения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Роль учителя на данном уроке - быть соучастником происходящего, умело подводить детей к новому материалу, опираясь на их опыт, и в то же время - координировать и направлять работу в нужное русло.

Оборудование: презентация, приложения 1-5.

Час общения с элементами тренинга и с использованием ИКТ

«Искусство человеческого общения»

Цель: осознание учащимися необходимости и ценности общения.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Формирование практических навыков правильного общения;

  • Формирование представлений и навыков о правилах общения

2.Развивающие:

  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • Воспитание наблюдательности и любознательности;

  • Развитие познавательной активности;

  • Формирование навыков самостоятельной работы;

  • Развитие у учащихся чувства прекрасного;

  • Формирование умения работать в группах.

ХОД ЧАСА ОБЩЕНИЯ

КОМПЕТЕНЦИИ

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Мотивация учащихся на работу. Ученики делятся на три группы.

- Чтобы начать наше общение давайте уточним правила поведения.

  1. Не перебивать говорящего.

  2. Говорить от первого лица.

  3. Не спорить, а высказывать свою точку зрения.

  4. Говорить тогда, когда разрешит ведущий.

  5. Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.

II. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, наш час общения я хочу начать с просмотра видеоролика, после чего мы вместе с вами определим тему, цели и задачи нашей беседы.

Просмотр видеоролика (Слайд 3)

- Какая проблема возникла между героями ролика? Как возможно разрешить создавшуюся ситуацию? (ответы, рассуждения детей).

III. Определение учащимися темы. (Слайд 4)

- Ребята, над какой темой мы будем с вами работать? (Дети ставят тему - общение).

IV. Определение учащимися целей.

- Как вы думаете, чему мы сегодня сможем научиться? (Ответы ребят).

V. Актуализация темы.

- Почему общение так важно в нашей жизни? (Ответы ребят).

- Учиться жить среди людей уметь общаться, так же важно, как изучать математику или иностранный язык, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

VI. Работа над темой «Искусство общения».

Учитель задает вопросы классу. Идет обсуждение вопросов.

  • Можно ли научиться общению?

  • Как стать хорошим товарищем?

  • Кто становится другом, как его найти?

Далее проводится работа в группах (группам раздаются упражнения, над которыми они работают отведенное время). (Слайд 5)

Упражнение: «Мой круг общения» (приложение 1) (Слайд 15)

Определить круг общения учащимся поможет заранее подготовленная схема. Необходимо начертить круг, разделить его на доли, подписать их (родители, друзья, родственники, соседи, учителя и т.д.). Учащиеся нумеруют по значимости общения предложенные категории людей (1, 2, 3 и т.д.). После выполнения задания учащиеся обмениваются мнениями. Ребята работают с интерактивной доской.

Упражнение: «Черты характера» (приложение 2) (Слайд 16)

- Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами "разобьем" на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно "изживать".

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.

Ребята работают с интерактивной доской.

- Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

Упражнение: «Ваше мнение» (приложение 3) (Слайд 17)

Расположите в порядке значимости следующие высказывания.

  • Быть хорошим товарищем - это значит быть мягким и добродушным.

  • Быть хорошим товарищем - это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.

  • Быть хорошим человеком - это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.

  • Быть хорошим товарищем - это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.

  • Быть хорошим товарищем - это значит хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.

- Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Ребята работают с интерактивной доской.

- Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов умение - делать комплименты. Давайте поучимся говорить приятные слова.

Упражнение: «Дарите комплименты» (Слайд 6)

Вызываются три человека (от каждой группы по одному представителю). Делая вперед по одному шагу, они говорят комплименты. Кто выиграет?

- Общение невозможно без умения выслушать собеседника. Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Игра "Испорченный телефон" (Слайд 7)

Для этой игры 3-4 ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.

Возможный текст: "В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах, вследствие чего, по предварительной неофициальной информации, возможно сокращение праздничных и каникулярных дней".

- Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?

Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом, вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять.

- Я бы хотела с вами обсудить советы американского психолога Дейла Карнеги, которые, по мнению многих людей, помогают общению: (Слайд 8)

  1. Улыбайтесь.

  2. Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.

  3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и важный для него звук.

  4. Будьте хорошим слушателем.

  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.

- Я предлагаю вам ребята ответить на вопросы теста, по результатам которого вы узнаете, воспитанные вы или нет

Тест «Воспитанный(ая) ли я?» (приложение 4) (Слайды 9, 10)

Поставьте против каждого высказывания знаки да «+» или нет «-».

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?

  2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?

  3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на своем месте?

  4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая назвать дни рождения своих родных (мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев, сестер)?

  5. Свои нужды (купить «Денди», велосипед, Барби и т.д.) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно нужна матери или отцу и когда они собираются купить ее?

  6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе (например, тебя попросили помыть пол в прихожей, а ты еще и обувь привел в порядок)?

  7. Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь досталось ли вкусное взрослым? (А может, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)

  8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять тебя с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, сидишь с кислым и недовольным лицом)?

  9. У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешая взрослым, не вмешиваться в их разговор?

  10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее, подать маме пальто или оказать другие

знаки внимания?

Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие: (Слайд 11)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

+

+

+

+

-

-

-

Игра "Возьму с собой" (Слайд 12)

- А сейчас я бы хотела провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

- Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс. А я буду добавлять при этом "Возьму вас с собой" или "Не возьму с собой". Не забудьте, что палочка "волшебная", она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

- Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача "волшебной палочки"). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: "Беру только надежных, вежливых людей!" Наконец, кто-то из ребят скажет "спасибо" за то, что ему передают "волшебную палочку" и "возьми, пожалуйста" при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный "шок" у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

VII. Рефлексия. (Слайд 13)

  1. Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)

  2. Какие еще качества личности воспитанного человека вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д.)

  3. А какие качества личности выдают невоспитанного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)

- Класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.

- В память о сегодняшней встрече я бы хотела бы вам подарить памятку (приложение 5), пункты которой помогут общению. Самая великая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.

- До новых встреч! (Слайд 14)

4, 10


4, 13, 17

9

5, 11

5, 11

2


1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20
















2, 4








1, 11, 14, 18, 20, 21




11, 12, 13, 14, 15




© 2010-2022