- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методический доклад об экологическом воспитании студентов
Методический доклад об экологическом воспитании студентов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попандопуло Л.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
МОЗДОКСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
ДОКЛАД
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание в процессе общения с природой»
Выполнила
Попандопуло Л.В.
Моздок, 2014-2015 учебный год
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения".
А.А. Плешаков
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Поиск путей решения экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе, разработка системы средств и методов экологического воспитания стали основой в организации научно-исследовательской деятельности.
Экологическое образование и воспитание студентов - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.
Эффект экологического воспитания студентов во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие студентам культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности, а особенно при организации научно-исследовательской деятельности студентов.
Научно-исследовательская деятельность способствует пониманию сути глобальных проблем экологии, готовит студентов к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивает умения решать проблемы, воспитывает гражданскую позицию и ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.
Перед научно-исследовательской деятельностью студентов стоят следующие задачи:
-
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
-
обучение методам познания окружающего мира;
-
воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
-
формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни;
-
выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
-
становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:
-
понимание жизни как высшей ценности;
-
человек как ценность всего смысла познания;
-
универсальные ценности природы;
-
ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
-
в области общественно-политической деятельности;
-
в профессиональной сфере;
-
в учебно-познавательной деятельности;
-
компетентность в эколого-практической деятельности.
Накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
-
предметная - деятельность на уроках биологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
-
межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
-
внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
-
исследовательская деятельность учащихся.
Методы и формы работы с учащимися, которые используются во внеурочное время, различны: экскурсии (в природу, музей); конкурсы - экологических агитбригад, рисунков, исследовательских работ; различные акции; конференции; устные журналы и др.
Работа по воспитанию экологической культуры развивает у студентов интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно - исследовательской деятельности студентов.
Тематика экологических тем разнообразна. Например: "Красота спасет мир", "Сохраним природу вместе", "Экология и жизнь", "Здоровый образ жизни".
Таким образом, как показывает практика, научно - исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной поисковой (исследовательской) конструктивной работы, презентационными умениями и навыками, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству с руководителем и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, навыкам оценочной самостоятельности.
Использование научно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, развитие коммуникативных умений, формирование активной жизненной позиции, развитие интереса к естественным наукам и др. Самое главное, на мой взгляд - участие в экологической и научно - практической деятельности позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.