Статья «Вредные привычки и факторы зависимости»

"Описание материала: "Проблема употребления алкоголя, табака и наркотиков не теряет своей актуальности. В первую очередь под угрозой находятся наши дети. Материал предназначен в помощь специалистам, педагогам, осуществляющим деятельность по предупреждению употребления подростками наркотических, одурманивающих и психотропных веществ, отрицательно влияющих на психическое и нравственное развитие подрастающего поколения. Статья содержит рекомендации о мерах по раннему выявлению и пресечению факто...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вредные привычки и факторы зависимости

Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию, не оберегать человека от вредного влияния, а учить сопротивляться»

А. С. Макаренко.

Статья «Вредные привычки и факторы зависимости»

В настоящее время большое внимание вызывает привычка употребления наркотических и одурманивающих веществ подростками.

Большинство подростков пробуют курить, а многие экспериментируют с различными одурманивающими средствами, такими, как алкоголь, наркотики, токсические вещества (пары клея и чистящих жидкостей). Станут ли эти эксперименты привычкой, представляющей огромную опасность для здоровья ребенка, или нет, зависит от ряда причин, и насколько распространено употребление этих веществ среди сверстников.

Особенности личности, темперамент, социальное окружение и психологическая атмосфера, в которой пребывает подросток, способны оказать положительное или отрицательное воздействие на его привычки.

Существуют следующие причины приобщения к вредным привычкам, вызывающие развитие алкогольной, наркотической зависимости:

Отсутствие дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого подростки часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. В этом случае вредная привычка становится своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.

Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.

Ощущение неудовлетворенности, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.

Трудности общения, свойственны людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, окружающими. Поэтому подростки легко поддаются влиянию сверстников («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав раскрепощенность под влиянием этих веществ, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.

Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребления вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. Большинство экспериментирующих ограничивается этим этапом знакомства с вредными веществами. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.

Желание уйти от проблем - это основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в центральной нервной системе, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения - проблемы не разрешаются, а усугубляются.

Большинство из названных факторов, являющихся первопричиной алкогольной, наркотической зависимости у подростков, обусловлено поведением, его восприятием и способностью подражать. Поэтому провоцирующие факторы, способствующие формированию будущего наркомана или токсикомана, лежат в семье, детском саду, школе, студенческой среде или другом социальном окружении. Но основной воспитывающий фактор все-таки принадлежит семье. Родители должны постоянно стремиться:

  • вырабатывать у детей положительные привычки и навыки, формирующие стойкую жизненную позицию;

  • расширять круг полезных потребностей и интересов детей;

  • учитывать в общении с детьми, в поступках по отношению к ним ранимость детской психики, впечатлительность и эмоциональную неустойчивость;

  • говорить о негативных последствиях употребления одурманивающих. наркотических и психотропных веществ.

Понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчивого негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.

При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к алкоголю, наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

В борьбе с вредными привычками ребенок и родители должны быть едины, надо помочь ребенку отказаться, или захотеть отказаться, от вредных привычек самому.

Специалист по социальной работе

организационно-методического отделения

БУ КЦСОН «Милосердие»

г. Белоярский



© 2010-2022