- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья «Вредные привычки и факторы зависимости»
Статья «Вредные привычки и факторы зависимости»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зорина Т.А. |
Дата | 05.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Вредные привычки и факторы зависимости
Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию, не оберегать человека от вредного влияния, а учить сопротивляться»
А. С. Макаренко.
В настоящее время большое внимание вызывает привычка употребления наркотических и одурманивающих веществ подростками.
Большинство подростков пробуют курить, а многие экспериментируют с различными одурманивающими средствами, такими, как алкоголь, наркотики, токсические вещества (пары клея и чистящих жидкостей). Станут ли эти эксперименты привычкой, представляющей огромную опасность для здоровья ребенка, или нет, зависит от ряда причин, и насколько распространено употребление этих веществ среди сверстников.
Особенности личности, темперамент, социальное окружение и психологическая атмосфера, в которой пребывает подросток, способны оказать положительное или отрицательное воздействие на его привычки.
Существуют следующие причины приобщения к вредным привычкам, вызывающие развитие алкогольной, наркотической зависимости:
Отсутствие дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого подростки часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. В этом случае вредная привычка становится своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.
Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.
Ощущение неудовлетворенности, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.
Трудности общения, свойственны людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, окружающими. Поэтому подростки легко поддаются влиянию сверстников («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав раскрепощенность под влиянием этих веществ, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.
Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребления вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. Большинство экспериментирующих ограничивается этим этапом знакомства с вредными веществами. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.
Желание уйти от проблем - это основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в центральной нервной системе, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения - проблемы не разрешаются, а усугубляются.
Большинство из названных факторов, являющихся первопричиной алкогольной, наркотической зависимости у подростков, обусловлено поведением, его восприятием и способностью подражать. Поэтому провоцирующие факторы, способствующие формированию будущего наркомана или токсикомана, лежат в семье, детском саду, школе, студенческой среде или другом социальном окружении. Но основной воспитывающий фактор все-таки принадлежит семье. Родители должны постоянно стремиться:
-
вырабатывать у детей положительные привычки и навыки, формирующие стойкую жизненную позицию;
-
расширять круг полезных потребностей и интересов детей;
-
учитывать в общении с детьми, в поступках по отношению к ним ранимость детской психики, впечатлительность и эмоциональную неустойчивость;
-
говорить о негативных последствиях употребления одурманивающих. наркотических и психотропных веществ.
Понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчивого негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.
При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к алкоголю, наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.
В борьбе с вредными привычками ребенок и родители должны быть едины, надо помочь ребенку отказаться, или захотеть отказаться, от вредных привычек самому.
Специалист по социальной работе
организационно-методического отделения
БУ КЦСОН «Милосердие»
г. Белоярский