Критерии современной профессиональной компетентности учителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Критерии современной профессиональной компетентности учителя

Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя:

  1. Общекультурный критерий.

  2. Общепрофессиональный критерий.

  3. Коммуникативный критерий.

  4. Личностный критерий.

  5. Критерий саморазвития и самообразования.

Общекультурный критерий

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

общая образованность и широта кругозора;

информированность в области культурных новинок;

культура речи.

Общепрофессиональный критерий

Успешное обучение в школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

владение содержанием учебных дисциплин;

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Коммуникативный критерий

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек - человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником детей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит , подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя по коммуникативному критерию:

потребность в общении с детьми, интерес к детям школьного возраста;

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

доброжелательный и конструктивный стиль общения.

Личностный критерий

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально - волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.

Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

самокритичность, требовательность к себе;

потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

исследовательский стиль деятельности

Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства

Основные подходы к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов:

Существует несколько признаков профессиональной компетентности: уровень (диапазон) общей эрудиции, широта и глубина усвоения знаний, необходимых современному учителю, уровень специальных (профессиональных) умений, необходимых для решения типичных или нестандартных задач, а также уровень развития профессионально значимых ориентаций учителя-исследователя.

Ценностно-целевая ориентация профессиональной подготовки в системе повышения квалификации заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.

В современных условиях формирование профессиональной компетентности учителей в системе повышения квалификации является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных знаний (гносеологический компонент), ценностных отношений (ценностно-смысловой компонент) и специальных умений (деятельностный компонент).

Гносеологический компонент профессиональной компетентности современного учителя включает: знания теоретических и методологических основ определенных наук; знание истории и философии науки; знание педагогических основ современной школы; знание современных информационных технологий; знание требований, предъявляемых к современному учителю; знание нормативных документов, касающихся подготовки педагогических кадров; широта и глубина дополнительных знаний.

Ценностно-смысловой (личностный) компонент

профессиональной компетентности современного учителя включает: готовность к проявлению личной инициативы; ценностное отношение к профессии; готовность работать в группе (например, исследовательской); ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе - образ «Я - учитель-исследователь».

Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности учителя включает следующие умения: аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные.








Уровни проявления критериев профессиональной компетентности учителя

  1. Ценностно-смысловой (личностный) компонент

Показатели: 1.Ценностное отношение к профессии;

2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе;

3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.



Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Ценностное отношение к профессии ярко выражено;

осознает значимость проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий;

в высокой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Ценностное отношение к профессии выражено не ярко;

интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям и событиям носит непостоянный характер;

в средней степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Ценностное отношение к профессии выражено слабо или не выражено; интерес к собственной личности как профессионалу и исследователю, а также к другим людям и к событиям выражен слабо;

в низкой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.












2.Гносеологический компонент

Показатели:1.Знания теоретических и методологических основ предметной области образования;

2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов);

3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю;

4. Широта и глубина дополнительных знаний.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Обладает знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области в полном объёме; хорошо осведомлен о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной деятельности;

владеет точными знаниями о современных требованиях к учителю;

проявляет

ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний.

Обладает знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области не в полном объёме;

недостаточно хорошо осведомлён о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной деятельности;

владеет недостаточно точными знаниями о современных требованиях к учителю;

потребность в постоянном пополнении знаний выражена недостаточно.

Обладает знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области слабо;

слабо осведомлёны о психолого-педагогических способах решения в образовательной деятельности; слабо владеет знаниями о современных требованиях к учителю; потребность в пополнении знаний не выражена.







3. Деятельностный компонент (умения)

Показатели: аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения.

Полностью осознается значимость владения коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами; осуществляет анализ профессионального поведения, ярко выражена потребность в постоянном совершенствовании профессиональной деятельности; учитель владеет проектной деятельностью.

Осознается значимость совершенствования коммуникативных умений, однако они развиты недостаточно, все коммуникативные качества требуют доработки и совершенствования, необходимо совершенствовать профессиональную и проектную деятельность.

Слабо развиты интеллектуальные умения; отсутствует потребность в развитии коммуникативных качеств, эти качества развиты слабо, не умеет размышлять вслух, убеждать, доказывать, высказывать свою точку зрения; не стремится к проектной деятельности.









Модель компетентностей педагогов

Компетентность

Определение

1

Предметная

Качество действий педагога, позволяющее эффективно осуществлять образовательный процесс. Включает в себя содержательный и методологический компонент.

2

Методическая

Качество действий педагога, отражающее его готовность обеспечить оптимальный уровень организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, а также готовность к постоянному повышению квалификации, овладению разнообразными педагогическими технологиями, обобщению и трансляции собственного опыта.

3

Коммуникативная

Качество действий педагога, обеспечивающее:

  • умение строить отношения с участниками образовательного процесса, основанные на взаимопонимании и сотрудничестве;

  • умение публично представлять результаты своей профессиональной деятельности.

4

Информационная

Качество действий педагога, выражающееся в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

5

Правовая

Качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

6

Общекультурная

Включает в себя круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности:

особенности общечеловеческой культуры;

духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

роль науки и религии в жизни человека

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Важной предпосылкой становления и развития методической компетентности преподавателя являются личностные качества. В заключение отмечу, что у конкретного преподавателя характеристики методической компетентности складываются неравномерно в течение профессиональной деятельности. Видеть эту динамику - значит оценить компетентность преподавателя, сделать прогноз его профессионального роста. При оценке методической компетентности важно учитывать как степень приближения преподавателя к требованиям профессии (к стандартам), так и уникальность, неповторимость каждого преподавателя как профессионала.

© 2010-2022