- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конкурсно-игровая программа Народные ремесла
Конкурсно-игровая программа Народные ремесла
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киященко Т.В. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воспитательный час
Конкурсно-игровая программа
«Каждое дело человеком ставится, человеком и славится».
Цель: привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям
Задачи:
-
Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества;
-
Приобщать к национальным традициям в декоративно-прикладном искусстве;
-
Активизировать познавательную деятельность подростков;
-
Совершенствовать навыки групповой деятельности.
Оборудование: рисунки с изображением работ декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Городецкая роспись, Гжель), выставка работ воспитанников детского дома, работы из бересты выполненные детьми сотрудников, посещающих т\о в ДЦТ, конверты с заданиями, жетоны, народные музыкальные инструменты ( ложки, трещотка, бубенцы).
Оформление группы: в группе оформлена выставка работ, часть комнаты оформлена в русском народном стиле (тканые коврики, рушник, занавески, стол, скатерть, скамья, на столе самовар, в блюде выпечка и т. д.), для команд поставлены два стола, вокруг стулья.
Предварительная работа
За неделю до воспитательного часа формируются две команды детей. Командам сообщается задание:
-
подобрать и оформить материал о русских народных инструментах и об одном из видов декоративно-прикладного искусства
-
подобрать материал о происхождении крылатых выражений, которые пришли к нам из далекого прошлого
Сообщаются названия конкурсов (не раскрывая содержание) для более эффективной подготовки команд.
Ход воспитательного часа
(Звучит русская народная мелодия. Воспитатель в народном костюме начинает воспитательный час)
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
-
Представьте себе вечер, небольшая деревушка, изба, в которой собрались люди после трудового дня. Но они не сидят без дела: кто-то вырезает из дерева, кто-то разрисовывает узорами готовые туески из бересты, горшки из дерева, кто-то плетет из бересты лукошко или короб. Девушки шьют, вышивают. А чтобы не было скучно, поют песни, частушки, рассказывают друг другу потешки, сказки. Тут же играют дети. Представили? Теперь мы с вами побываем в гостях в одном из таких домов и вспомним традиции, обычаи русского народа и немного поиграем. За активность каждой команде или игроку я буду вручать жетоны, какая команда больше их наберет - та и победит!
-
Милости просим, гости дорогие, проходите! (команды размещаются за столами)
1 конкурс «Отгадай-ка»
-
С глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного тайного языка, чтобы скрыть свои намерения, чтобы уберечь от нечистой силы свое желание, свою семью, свой народ.
К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками.
Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах.
Загадка была не только тайным языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.
Вот и сейчас мы посмотрим, какие вы находчивые и мудрые. Вам нужно отгадать загадки. За каждый правильный ответ, вам будет выдан жетон. (воспитанникам предлагается отгадать 10 загадок)
2 конкурс «Закончи пословицу»
-
Пословица - это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.
Какими великолепными ни были все эти краткие пословичные речения, их сила была впереди - она являлась в разгаре беседы, когда надо было подкрепить речь метким замечанием, наблюдением, заключением, выявить самую суть сказанного.
Как вы знаете пословица состоит из двух частей. Вот вам и предстоит «собрать» пословицы. (воспитанникам предлагается конструктор пословиц, каждая команда должна собрать по пять пословиц)
3 конкурс «Исторический экскурс»
-
Каждой команде было дано задание - подобрать крылатые выражения или фразы. Сейчас вы будете называть эти фразы команде соперников, а они попробуют объяснить происхождение крылатого выражения и объяснят значение фразы. (команды задают по два вопроса соперникам)
4 конкурс «Лейся песня»
-
Пели наши предки много и обо всем. Выдавали ли девицу замуж, трудились ли в поле. Ведь с песней и жить веселее. На каждый случай жизни у них были свои песни. Вы, например, какие знаете традиционные песни, в каких случаях их пели? (ответы детей) а какие были музыкальные инструменты! У вас было домашнее задание: сделать небольшие сообщения о народных музыкальных инструментах. Представьте, пожалуйста, свои работы. (выступления детей)
-
А теперь я предлагаю вам исполнить одну из русских народных песен под собственное музыкальное сопровождение на народных инструментах, представленных на нашей выставке. (воспитанники всей командой исполняют по одной песне)
5 конкурс «В гостях у сказки»
-
Русские народные сказки вы изучали в школе, слышали их в детстве. Я думаю, вы знаете много русских народных сказок. Сейчас каждой команде нужно инсценировать русскую народную сказку, любую на ваш выбор. Соперники внимательно смотрят для того, чтобы угадать название сказки. Каждому участнику инсценировки вручается 1 жетон.
6 конкурс «Всех скороговорок не переговорить…»
-
В скороговорках отразились разные стороны крестьянского быта. Так в текстах скороговорок нередко упоминаются те или иные трудовые или домашние занятия: сапожное ремесло «Выдерни лычко из-под кочедычка», плотницкое дело «В один, Клим, клин колоти», торговля «Сосед сказал соседу: - Сколько стоит стог сена? Сосед сказал соседу: - Стог сена стоит сто сот» и др.
Помимо развлекательности скороговорки способствовали практической цели - развитию органов речи. Умение произнести скороговорку без запинок соотносилось с умственными способностями ребенка и повышало его статус в кругу детей и взрослых.
Сейчас каждая команда выберет по одному представителю, который должен без запинки повторить три раза скороговорку.
7 конкурс «Игра»
-
Детским играм отводилось значимое место, поскольку их основная цель - подготовить ребенка к взрослой жизни. Неслучайно игры называли школой жизни. В них осваивались выработанные веками правила и законы существования, развивалась эмоциональная привязанность к принятому в местном сообществе способу и образу существования, в игровой форме дети приобщались к жизни в своей деревне и общине.
Детским играм приписывались и магические функции. По характеру игровых действий взрослые пытались судить о будущем. Если дети около дома играли дружно и спокойно (лепили пирожки, изображали пахоту и жатву), то можно было ожидать урожайного года и мирной жизни. В том случае, если они ссорились, рыли ямки, считалось, что это предвещает войну.
Особенно популярными и любимыми в народе были такие игры как русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.
Сейчас мы с вами поиграем в жмурки. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота» и т. д. прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим:
-
Кот, Кот, на чем стоишь?
-
На квашне.
-
Что в квашне?
-
Квас.
-
Лови мышей, а не нас!
(игра «Жмурки»)
8 конкурс «Виды фольклора»
-
Мы сегодня вспомнили о многих видах фольклора. Теперь вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше видов фольклора и записать их на листок бумаги.
9 конкурс «Народные промыслы»
-
Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске и фольклорных узоров оно уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованные решетки, расписные платки, ювелирные украшения - всего и не счесть! На всех этих предметах, традиционно есть орнаменты, узоры. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов - места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства. Где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полховский Майдан, Гжель, Палех.
Сейчас каждая команда расскажет нам о каком-либо виде декоративно-прикладного искусства. (Выступление команд)
Подведение итогов
Подсчитываются жетоны, набранные командами, команды награждаются сладкими призами.
-
Наши предки были очень гостеприимными людьми. Они всегда всех гостей приглашали за стол, угощали чаем. Вот и я приглашаю вас, судари и сударыни, отведать чаю с бараночками и кренделями. (Чаепитие)