Описание опыта работы классного руководителя

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решат...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в большую жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Для нас не является секретом, что воспитание детей - сложный, многогранный процесс, требующий терпения, любви, знаний психологии, уважения к детям. Воспитание носит системный характер: включает цели и задачи, которые вытекают из анализа ситуации на данный момент; ряд воспитательных мероприятий, позволяющий решать поставленные цели и задачи; промежуточную и итоговую диагностику, которая отражает результаты воспитательной работы на выходе.

Каждый классный руководитель находится в постоянном поиске тех форм и методов воспитания, которые позволили бы добиться ощутимых результатов в процессе воспитания, которые соответствовали бы современным требованиям, где огромное внимание уделяется воспитанию творческой личности, способной ориентироваться в современной информационной среде, готовой принять самостоятельное решение.

Таким образом, роль классного руководителя в воспитании творческой, нравственной личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникающие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь.

Классный коллектив, руководителем которого я являюсь с 2010 года, был сформирован путём слияния двух классов. На данный момент в классе обучаются 20 человек, из них 13 девочек и 7 мальчиков. Дети в классе из благополучных семей. Национальный состав разнообразен. Из 20 учащихся 2 человека из неполных семей, 5 человека из многодетных семей.

В начале своей работы с детьми я столкнулась с тем, что классный коллектив был разобщён из-за того, что ранее дети обучались в разных классах (и даже в разных школьный зданиях), в каждом классе сформировался собственный микроклимат. В новом классе произошло деление на микро-группы по интересам. В связи с этим возникали конфликты, непонимание, обиды, каждый пытался «захватить пальму первенства». Дети отказывались от участия в любой совместной деятельности.

В сложившейся обстановке возникла необходимость в создании воспитательной стратегии, которая была бы направлена в первую очередь помочь учащимся подружиться. «Не стала изобретать велосипед». Зная, что походы и экскурсионные поездки обожают дети любого возраста. И первое наше совместное мероприятие: поход в Дубовую рощу. Вроде бы это и школьное мероприятие, вроде бы и от надзора взрослых никуда не деться, но воспринимаются такие мероприятия как глоток свежего воздуха. Ребята открыты и раскованны. Они увлечены общением, дорогой, над ними не довлеет режим и расписание занятий. Опять же, ребята по-новому глядят друг на друга. Случаются курьёзные ситуации, какие-то неизбежные забавные мелочи совместного времяпрепровождения, что положительно влияют на лёгкость и непринуждённость обстановки.

Основная моя цель как классного руководителя - сплочение классного коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

Основными направлениями и ценностными основами воспитания моей работы являются: воспитание гражданственности, патриотизма; уважение к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание социальной ответственности; воспитание нравственных чувств, утверждений; воспитание экологической культуры, культуры здорового образа жизни; воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Каждое из направлений имеет свои цели, содержание и формы реализации. Подробно хочу остановиться на некоторых из них.

Гражданско-патриотическое воспитание стало координирующим направлением моей работы, которое определяет активную жизненную позицию, формирует сознание «Я - гражданин России» и проходит через собственное отечественное самочувствие каждого человека, отражает сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в Великой Отечественной войне, ежегодно проводятся в классе. Среди них особо запомнились классный час «Маленькие герои большой войны», литературно-музыкальная композиция «Вечной памятью живы», интеллектуальный марафон «Нет у памяти срока».

Уже стало традицией класса принимать участие в рейдах памяти, которые проводятся в местах боёв нашего района. Дети с большим желанием участвуют в соревнованиях, с чувством гордости за страну и её героев стоят в почётном карауле у гранитных плит памятника Неизвестному солдату в селе Ростовановском.

Ежегодное активное участие ученики принимают в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

В марте 2014 года ученики побывали на экскурсии в городе - герое Волгоград, посетили: Мамаев курган, площадь Героев, площадь Скорби, дом Павлова, Руины старой мельницы в Волгограде, памятник мирным жителям Сталинграда, музейный комплекс музей-панорама «Сталинградская битва» и много другое.

С 5 класса наш класс является победителем в смотре строя и песни «Статен, строен, уважения достоин».

Ученики нашего класса Рябиченко Анна, Куликов Игорь и Сойка Юрий является активными участниками школьного объединения по возрождению казачества «Всполох».

В мае 2014 года принимали активное участие в изготовлении копий Знамени Победы.

В октябре 2014 года почтили память погибших в 2008 г в школе г. Беслана. Даже сейчас, вспоминая посещение школы, ребятам трудно сдерживать слёзы.

Неотъемлемой частью жизни класса является и поддержание здорового образа жизни. Ведь здоровый то процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся и формирование у них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый образ жизни.

Безусловно, наш класс можно назвать одним из самым спортивных в нашей школе. Все ребята стараются придерживаться здорового образа жизни, 95 % учащихся занимаются в спортивных кружках и секциях. Учащиеся нашего класса являются членами школьных команд по волейболу, баскетболу и футболу, которые ежегодно принимают участие в районных соревнованиях.

Описание опыта работы классного руководителя

Класс принимает участие во всех общешкольных спортивных мероприятиях: «Вперёд, мальчишки!», «А ну-ка девочки», «Зимние забавы», осенний и весенние кроссы, турнирах по баскетболу, волейболу, школьных кроссах.

Наши девочки - Дейнега Татьяна, Шокодько Анна и Чепурко Елена - являются неоднократными призерами районных кроссов.

Систематически проводятся классные часы, направленные на формирование здорового образа жизни: «Здоровое питание», «Наркотики - путь в никуда», беседы с медицинскими работниками, и инспектором по делам несовершеннолетних.

Большое впечатление производит просмотр документальных фильмов «Правда о табаке и курении», «Вся правда о энергетиках», «Четыре мифа о здоровом образе жизни», «Вредный, Здоровый образ жизни», «Стресс разрушителен».

31 октября 2014 года класс принял активное участие во всероссийском уроке «Интернет безопасности». Приняли участие в конкурсе рисунков «Сетевичок».

Традиционным стал интеллектуальный марафон «Своя игра», который имеет разные направления: «Своя игра: Здоровый образ жизни», «Своя игра: Безопасность жизнедеятельности», «Своя игра: безопасный Интернет» и многие другие. По инициативе детей марафон приобрел статус общешкольного мероприятия, который проводится дважды в год.

В соответствии со здоровье сберегающими технологиями организации детского питания особое внимание уделяю питанию в школе, охват горячим питанием моего класса составляет 100%.

Так же одним приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.

Основными задачами этого направления является содействие:

· культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи,

· духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;

· возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.

В классе проводится работа, направленная на художественно-эстетическое воспитание, цель которой является воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основы эстетической культуры; создание условий для развития творческих особенностей учащихся

Школьники принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности «Первый звонок», «День учителя», «Осенний бал», «Новогодний утренник» и другие.

Традиционным стало проведение театрализованных классных часов посвященных дню матери. В октябре 2014 класс принял активное участие в декаде литературы и искусства «К нам Лермонтов сходит, призрев времена…».

Следует сказать, что мой нынешний класс обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом. Большая половина класса - активные, творческие дети, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом.

Кроме того, в классе успешно развивается детское самоуправление, которое позволит созданию условия для развития творческой личности ребёнка. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом. Ученическое самоуправление предполагает развитие самостоятельности, коллективное творческое планирование, реализацию решений и коллективное подведение итогов.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться родители обучающихся и представители совета школы. Классное собрание избирает:

• классный ученический совет, его председателя и заместителя;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

В этом году на одном из классном собрании инициативная группа предложила создать сайт класса: myschoolyear.ucoz.ru. На данный момент находится ребята активно приступили к разработке сайта, который в дальнейшем будет развиваться при переходе детей из класса в класс.

Президент класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.

Актив класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Самоуправление учащихся школы выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего классного коллектива. Члены ученического самоуправления планируют и организуют общешкольные и классные мероприятия, праздники, акции, направленные на обеспечение творческого и интеллектуального развития учащихся класса.

Орган самоуправления, который выбирается в начале каждого учебного года и каждый ученик имеет свои обязанности. Для подготовки и проведения мероприятий выбираются творческие группы по желанию учащихся. Например, в начале 2014-2015 учебного года были создать творческую группу, данной группой были предложены следующие обязанности:

- президент класса (Гордиенко Ульяна)

- учебный сектор (Никифорова Алина, Чепурко Елена)

- культмассовый сектор (Кузнецова Виалетта, Расулова Севиля, Рябиченко Анна, Шокодько Анна)

- спортивный сектор (Зиганшин Сергей, Куликов Игорь, Сойка Юрий)

- трудовой сектор (Пищучьева Полина, Казарян Борислав, Амуршаев Байрам)

- ответственный за дежурство в классе (Тляхова Гульнара, Пашалиев Пашали)

- члены редколлегии (Есаян Джема, Каграманян Диана, Дейнега Татьяна )

- ответственный за проверку учебников (Хмелев Антон)

- ответственный за Дни рождения (Даштанов Аббас)

Всего 20 человек и все себе могут выбрать дело по душе.

Учащиеся класса являются и членами совета старшеклассников, так, например, Сойка Юрий возглавил министерство спорта, Каграманян Диана и Есаян Джемма - министерство печати, выпускают ежемесячно школьную газету ЖиРаФа, Гордиенко Ульяна - министерство экологии, Кузнецова Виолетта - министерство культуры, Тляхова Гульнара - министерство «Патриот».

Многие учащиеся класса состоят в волонтерском движении, шесть из них имеют личную книжку волонтера.

Ребята принимают активное участие во всех тематических конкурсах, викторинах, читательских конференциях, предметных неделях, проводимых в школе, участвуют во внеклассных мероприятиях по предметам.

Участвуют во всероссийских, школьных и районных олимпиадах по предметам. Ежегодно дети принимают активное участие в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Бульдог», «Человек и природа», «Инфоурок».

«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей». Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить усилия - значит, во многом решить проблему воспитания школьников. Для меня как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Один раз в четверть проводятся тематические собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Были проведены родительские собрания по темам «Давайте познакомимся» (собрание с элементами тренинга и анкетирования), «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Как уберечь детей от вредных привычек», (в рамках акции «Уроки для детей и их родителей»), «Поощрение и наказание в воспитании детей», «Новый закон на защите детства», «Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии», «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка».

Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с учителями-предметниками, преподающими в классе.

Были проведены открытые классные часы «Вечной памятью живы» совместно с ребятами, «Загляните в мамины глаза».

Родители вместе с детьми принимают активное участие в общешкольных мероприятиях: «Зимние забавы», «Масленичный балаган» «Коса - девичья краса», в различных спортивных состязаниях. Также неоценимую помощь оказывают родители в организации экскурсий. Многие родители неоднократно были отмечены администрацией школы за большой вклад в процесс воспитания учащихся школы.

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Стараюсь проводить совместные мероприятия с родителями: классные часы, родительские собрания, походы, вечера отдыха.

Вся воспитательная работа направлена на развитие каждого учащегося, классный коллектив при этом сплачивается, совершенствуются межличностные отношения.

В нашей школе в конце каждого учебного года проводится конкурс «Лучший класс» и «Самый интеллектуальный класс». По подведению итогов учебного года выработаны следующие критерии для оценивания каждого класса в конце учебного года:

- успеваемость

- поведение

- посещаемость

- дежурство по школе

- участие в общешкольных делах

- участие в кружках

- успеваимость

По итогом 2011-2012 учебного года (6 класс) класс становится победителем «Самый интеллектуальный класс». В 2012-2013 учебном году (7 класс) - становится победителем в номинации «Лучший класс». В 2013-2014 учебном году класс завоевал сразу две номинации и «Лучший класс» и «Самый интеллектуальный класс».

Полученные результаты позволяют говорить о положительной динамике процесса воспитания, и эффективности системы воспитании по достижению поставленных целей и задач.

Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в классе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.

В начале каждого учебного года и по его окончанию психолог школы проводит диагностики по выявлению уровню тревожности детей, социометрические исследования, в рамках подготовки к ОГЭ комплекс диагностик (по выявлению самооценки личности, на определение ведущего полушария) и психологическое исследования уровня комфортности детей в классном коллективе. Так, количество учащихся, отрицающих жизнь класс, снизилось с 60% до 0%, доля детей, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью класса» понизился с 36% до 95%, а количество учащихся, оценивающих свое положение «внутри класса» выросло до 100%.

Описание опыта работы классного руководителя

Полученные данные свидетельствуют о том, что образовательно-воспитательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и социального благополучия учащихся.

Лев Гумилев отмечал русскую национальную черту характера - желание русского человека чувствовать себя частью большого целого. Для меня цель всей работы в школе - дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого классного коллектива, чтобы каждый знал - я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.

Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. И чтобы спустя годы каждый из них мог сказать: спасибо вам за то, что:

- воспитали меня человеком,

Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.

Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.


9


© 2010-2022