Методическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитания

Мероприятие направлено на профилактику отклоняющегося поведения у подростков.Трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться. В. Сухомлинский отмечал, что «где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца уродует детей». Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реак...
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитанияМетодическая разработка обучающего семинара для родителей Любовь как основа семейного воспитания





















Методическая разработка

родительского собрания в 8 классе

« Любовь как основа семейного воспитания»









Автор:

Зюзина Наталья Вячеславовна,

педагог- психолог











Описание методической разработки.

Объяснительная записка.

Злоупотребление психоактивными веществами среди детей и подростков является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики асоциального поведения .

Одно из важнейших направлений в работе педагога - психолога - организация мероприятий с родителями учащихся, имеющих целью приобретение знаний и умений по созданию в семье благоприятной (не провоцирующей употребление ПАВ) атмосферы, формирование позитивного отношения к своим детям, основанного на любви, оптимальной требовательности и справедливости.

Индивидуальные беседы с родителями , способствуют выработке рекомендаций и совместной воспитательной стратегии, которые несомненно приводят к быстрым позитивным результатам.

Не менее важными являются и групповые формы работы: обучающие семинары, лекции - дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция, лекции - пресс - конференция, тренинги.

Трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться. В. Сухомлинский отмечал, что «где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца уродует детей».

Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакций на проступки детей.

Этим целям и посвящено родительское собрание на тему:

«Любовь как основа семейного воспитания»

Цель мероприятия:

психолого-педагогическое сопровождение семьи в аспекте задач антинаркотической профилактической помощи.

Задачи:

-проведение диагностики направленной на выявление особенностей детско - родительских отношений, ознакомление родителей с результатами анкетирования учащихся,

-выделение и осознание родителями проблем внутрисемейного общения, которые могут привести к употреблению детьми психоактивных веществ,

- формирование духовно-нравственных ценностей семьи.

Рекомендации по проведению мероприятия.

1. Данное мероприятие целесообразно провести с родителями учащихся 8-11 классов.

2. Т. к. на родительском собрании планируется проведение семейной диагностики, направленной на выделение и осознание родителями проблем внутрисемейного общения , на подготовительном этапе необходимо провести анкетирование учащихся и подготовить слайды для презентации, содержащие результаты количественной обработки с указанием процентного соотношения тех или иных ответов. (Советуем провести анонимное анкетирование.)

3.К подготовке родительского собрания целесообразно привлечь учащихся. В нашем случае это была беседа по профилактике наркомании с учащимися 7 класса. Результатом этой встречи был конкурс рисунков учащихся, посвященный тематике встречи. Рисунки победителя - Торгашина Виктора, ученика 7 «Б» класса, включены нами в презентацию к родительскому собранию.

4. Следует подготовить бланки с Анкетами для родителей, либо включить вопросы анкет в слайды презентации и раздать родителям чистые листы бумаги для ответов.

5. При возможности можно подготовить презентацию для сопровождения песни «Родительский дом». На слайды поместить семейные фото учащихся класса.

Форма проведения собрания: Обучающий семинар.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация , анкеты для родителей, памятки для родителей.

План проведения мероприятия.

  1. Приветственное слово к участникам

  2. Знакомство с темой и целями родительского собрания.

  3. Актуальность представленной темы.

  4. Притча «Мать и Смерть».

  5. Выступление педагога - психолога о зависимом поведении.

  6. Проведение анкетирования для родителей с помощью «Анкеты антисоциального поведения подростково-юношеской».

  7. О возникновении травмирующих ситуаций в общении с детьми. Памятка для родителей..

  8. Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся.

  9. Анкетирование родителей «Я и мой ребенок»

10.Семейные условия, формирующие успешное, "хорошее" поведение ребенка.

11. Диагностика эффективности мероприятия.







Сценарий мероприятия.

Звучит припев песни «Родительский дом» Музыка В. Шаинского, слова М. Рябинина .

Родительский дом начало начал
Ты в жизни моей надежный причал
Родительский дом пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет

1. Приветственное слово педагога - психолога,

представление педагогов, присутствующих на родительском собрании.

2.Знакомство с темой и целями родительского собрания. Слайды 1,2

-Наше родительское собрание проводится в рамках психолого-педагогическое сопровождения семьи в аспекте задач антинаркотической профилактической помощи.

Готовясь к встрече с Вами, мы ставили перед собой такие задачи::

-проведение диагностики направленной на выявление особенностей детско - родительских отношений,

-выделение и осознание родителями проблем внутрисемейного общения, которые могут привести к употреблению детьми психоактивных веществ,

- раскрытие духовно - нравственных ценностей , способствующих укреплению и совершенствованию семьи как института воспитания .

3. Актуальность представленной темы.

Педагог-психолог: В последние десятилетия проблема распространения наркомании в российском обществе стала одной из наиболее острых. Широкое распространение зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ), к которым относятся наркотики, алкоголь, табак и др., среди детей и молодежи, влечет за собой негативные последствия как для самой личности , так и для ее социального окружения и общества в целом. А задумывались ли вы, какая страшная человеческая трагедия стоит за этими официальными фразами?

4.Притча «Мать и Смерть». Слайд 3

ПРИТЧА («Мать и Смерть»)

Один юный наркоман, поставив себе слишком большую дозу, упал без чувств. Ёго молодая мама, вбежав к нему в комнату, увидела, как его уносит Смерть.

Бедная мать выбежала из дома в одном платье, несмотря на сильный мороз, и стала искать своего ребенка. На пути ей встретилась седая некрасивая старуха в черном одеянии и сказала ей:

  • Смерть посетила твой дом, и я видела, куда она пошла с твоим сынишкой, но я не скажу тебе, пока ты не отдашь мне свою молодость и красоту, а также длинную русую косу, а я, в обмен на это, отдам тебе свое уродство, старость и свои седые волосы.

  • Зачем мне молодость и красота, если со мной не будет моего ребеночка? Я с радостью отдаю тебе все это.

  • Смерть побежала вон в тот лес.

Забежав в лес, мать повстречала на пути терновый куст, который сказал ей:

  • Я скажу тебе, куда убежала Смерть, если ты отогреешь меня на своей груди. Смотри, я весь замерз и скоро обледенею.

Мать крепко прижала его к груди, его острые шипы вонзились ей в тело и на груди выступили крупные капли крови.

Куст отогрелся и весь покрылся цветами, несмотря на мороз.

  • Смерть побежала к озеру, - сказал куст.

Озеро сказало матери:

  • Я собираю жемчужины, а у тебя такие ясные и чистые глаза. Выплакай их в меня, и я перенесу тебя на тот берег, где живет Смерть.

  • О, чего я только не отдам, чтобы вернуть моего ребенка, - сказала плачущая мать, залилась слезами еще сильнее, и вот глаза ее упали на дно озера и превратились в две краси-

5.Зависимое поведение может стать результатом нарушений в воспитании.

  1. Употребление ПАВ относится к аддиктивному (зависимому) поведению. И выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек "уходит" от реальности, которая его не устраивает.

В этом процессе самым важным оказывается семейный фактор: особенности воспитания, и прежде всего на ранних этапах онтогенеза: воспитание в условиях недостаточной эмоциональной поддержки, гиперопекающего, авторитарного или перфекционистского отношения со стороны родителей; манипулятивный стиль отношения к людям в семье; нестабильность и непредсказуемость в отношениях родителей к ребенку, частые непрогнозируемые изменения в семье; родители - носители аддиктивного поведения.

6.Проведение анкетирования для родителей с помощью «Анкеты антисоциального поведения подростково-юношеской».

Цель : ознакомить родителей с признаками позволяющими сделать вывод о наличии у ребенка антисоциального расстройства.

Педагог - психолог: Мы предлагаем вам , отвечая на вопросы анкеты «…антисоциального поведения…» определить, есть ли у вашего ребенка предпосылки к отклоняющемуся поведению. Анкета включает в себя двенадцать признаков антисоциального поведения. Наличие четырех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством. См. приложение 3.

Если у Вас возникнет необходимость в дополнительных психологических исследованиях, оно обязательно будет организовано для вас и вашего ребенка.

7.О травмирующих ситуациях в общении с детьми. Памятка для родителей.

Трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться. В. Сухомлинский отмечал, что «где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца уродует детей».

Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакций на проступки детей.

Родители, знайте: обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

  • К стремлению «уйти в себя»;

  • К изолированности;

  • К отчуждению во взаимоотношениях;

  • К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;

  • К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;

  • К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;

  • К повышению нервно-психической напряженности;

  • К снижению активности;

  • К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

Помните, ребенку ОБИДНО

  • Обидно, когда все беды валят на тебя;

  • Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;

  • Обидно, когда тебе не доверяют;

  • Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;

  • Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;

  • Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;

  • Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;

  • Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;

  • Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;

  • ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

  • Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.

  • Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

  • Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

  • Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

  • Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

  1. А какие отношения с ребенком в вашей семье? Мы провели с детьми анкету « Я и мои родители» Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся. Слайды 7,8,9

  2. А теперь мы хотим предложить вам возможность с помощью анкеты «Я и мой ребенок» дополнить представление о себе как о родителях .

  1. Напоследок хотим вам напомнить, какие семейные условия, формируют успешное, "хорошее" поведения вашего ребенка:

-умейте разделять самого ребенка и его проступки: "Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)";

-умейте активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;

-не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется, и занимайтесь вместе, когда он просит;

-стремитесь разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказании, доверяйте его пониманию и делитесь своими чувствами, которые возникают , объясняйте их;

-постоянно поддерживайте успехи ребенка, в повседневном общении используйте любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: "Мне хорошо с тобой, Я рад (а) тебя видеть... Я по тебе соскучился (лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший (ая)... Ты, конечно, справишься...".

стремится выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.

Вспомните слова Апостола Павла о любви: 4

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8Любовь никогда не перестает,…»

Мы желаем вам и вашим детям иметь между собой

именно такую любовь.





Диагностический материал для оценки эффективности работы.

Нам бы очень хотелось знать ваше мнение о проблеме сегодняшней встречи, о том впечатлении, которое осталось у вас о проведенном семинаре, о желании продолжать такого рода общение в будущем.

Дома просим вас заполнить и передать нам с детьми эту анкету.

Анкета для родителей.

1.Какие из советов по общению с детьми вам показались наиболее важными?

2. Хотели бы вы продолжить знакомство с методиками, направленными на исследование детско-родительских отношений.

3. Хотели бы вы получить дополнительную индивидуальную консультацию педагога - психолога?

4. Появилось ли у вас желание организовать дополнительное тестирование Вашего ребенка на выявление склонности к отклоняющемуся поведению?

5. Как вы оцениваете информацию, полученную на данном семинаре? Готовы ли вы следовать советам психолога , полученным на этом родительском собрании?

6. Поставьте нам оценку. Оцените наше мероприятие по пятибалльной шкале.

Благодарим вас за сотрудничество!

Список литературы

  1. «Родительские собрания в школе», часть 2, Н.А. Горбунова

  2. «Методические материалы для организации и проведения наркопрофилактической работы с семьей в системе образования» Кемерово 2010 .Авторы - составители: С.В. Афонина, Е.Н. Сереброва, А.И.Федоров - специалисты ГУО Кемеровского областного психолого -валеологического центра

  3. Сборник методических материалов по профилактике суицидальных проявлений у несовершеннолетних. Составитель Вшивцева Т.Г. Как прекрасен этот мир - Чернушка: МОУ ДПОС ММЦ, 2007. -59 с.

  4. azps.ru/tests/kit/aapp.html Анкета антисоциального поведения подростково-юношеская.

Приложение 1

Анкета для старшеклассников "Я и мои родители"

  1. Какие из нижеследующих утверждений вы можете использовать для описания ваших взаимоотношений с мамой?

    хорошие отношения, но мы не особенно близки

    взаимопонимания не было вообще

    конфликтные отношения, часто спорим

    у нас тёплые, нежные отношения

  2. В какой степени вы можете положиться на свою маму, когда у вас возникают какие-либо проблемы?

    вообще не могу

    не очень- то

    в некоторой степени

    в достаточной степени

    в очень большой степени

  3. Какие из нижеследующих утверждений вы можете использовать для описания ваших взаимоотношений с папой?

    у нас с ним конфликтные отношения, часто спорим

    не было никаких отношений, мы не особенно близки

    у нас хорошие отношения

    у нас тёплые, нежные отношения

  4. В какой степени вы можете положиться на своего отца и обратиться к нему за помощью, когда у вас возникают какие-либо проблемы?

не очень-то

в некоторой степени

в достаточной степени

в очень большой степени

вообще не могу

Приложение 2.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Ответы

Можете ли Вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не

могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Источник: «Родительские собрания в школе», часть2, Н.А. Горбунова

Приложение 3.

Название теста.

Анкета антисоциального поведения подростково-юношеская

Краткое название. ААП.п - ю

Предназначение.
Анкета предназначена для заполнения родителями (желательно обоими) или людьми, длительное время наблюдающими подростка (юношу/девушку). Анкета включает в себя двенадцать признаков антисоциального поведения. Наличие четырех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством.

Оцениваемые качества. Склонность к антисоциальному поведению

Возрастная категория. 14-18

Порядок проведения:

Родителю или родителям совместно, а также лицу, наблюдающему длительное время поведение подростка (или совместно таким лицам), предлагается ознакомиться со следующими двенадцатью признаками. Заполняющие анкету должны просто указать (подчеркнуть или выделить иным способом) признаки, выраженные в поведении конкретного подростка (юноши/девушки). В зависимости от целей исследования отвечающим можно позволить оставлять комментарии в заранее подготовленных полях.

Задания

1. Заметны трудности в учебе, связанные с неподготовкой домашних заданий.
2. Систематически отказывается от любой трудовой деятельности; работает только по сильному принуждению.
3. Частые, необоснованные отсутствия в образовательном учреждении.
4. Несоответствие социальным нормам; антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер.
5. Раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение близких).
6. Отсутствие планирования своей жизни (хотя бы на год вперед).
7. Импульсивность, выражающаяся в резкой смене рода занятий, компании.
8. Лживость.
9. Отсутствие лояльности к окружающим со стремлением "свалить" вину на других.
10. Стремление подверать риску других (например, оставляя открытой электропроводку).
11. Отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.
12. Отсутствует тревога и страх, не боится последствий своих действии.

Обработка результатов


Наличие четырех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством.





© 2010-2022