- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему: Ленинград в годы блокады
Классный час на тему: Ленинград в годы блокады
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Е.Н. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Дата проведения: 27 января 2015 г.
Форма проведения: информационный час.
Тема: «Ленинград в годы блокады»
Аудитория: учащиеся 7 класс.
Провел: Гаврилова Елена Николаевна, педагог-библиотекарь.
Основные цели:
-
формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
-
изучение роли операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
-
создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
-
воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
-
развитие творческих способностей учащихся молодежи;
-
повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.
Ход классного часа:
Педагог-библиотекарь:
Более 60 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск.
Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.
Девятисотдневная защита осажденного города - это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными Родине.
Город-герой - вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.
Давайте вспомним, как это было.
На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гении русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие.
Это имя - как гром и как град Петербург, Петроград, Ленинград.
Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей.
Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», Нарвская, Невская заставы.
Величественен, прост и прекрасен Ленинград, и небо над ним светлое и ясное.
А помните?
Кадры Презентации - Блокадный Ленинград
Рёв самолетов, свист бомб, звучит финал 9 симфонии Бетховена.
Петровой волей сохранен
И светом ленинским означен -
В труды по горло погружен,
Он жил - и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, -
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне чёрной -
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, непокорный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
(Николай Тихонов. Ленинград)
На Ленинград, обхватом с 3-х сторон, шёл Гитлер силой 40 дивизий.
8 сентября 1941 г фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве.
Первый день догорал…
Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё 900.
Сумеете ли вы оценить и понять всё, что выстрадали Ленинградцы в эти суровые, страшные, блокадные дни?
900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встаёт сразу за этими строками - 900 героических дней.
Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. «После поражения России нет никакого смысла в дальнейшем существовании этого большого населенного пункта».
ДИРЕКТИВА.
Город подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам. Враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и, в конце концов, сами сдадут оккупантам город.
Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители.
В короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км. баррикад, 4170 домов, 22 тыс. огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство на крышах домов, оборудовали медпункты.
… Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Крондштатский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, -
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешенных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей. (Ольга Берггольц)
* * *
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки.
(Анна Ахматова «Мужество»)
Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.
Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. Они были самые низкие: рабочие получали лишь по 250 г суррогатного хлеба, старики и дети по 125г в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.
Зимой 1941 - 42 г.г. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах, с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду и потом под обстрелом доставлять её домой.
Остановилось движение трамваев и автобусов. На работу людям приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжелобольных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.
Я к ним подойду. Одеялом укрою.
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят… А в комнате - трое.
Нас в комнате трое, но двое - не дышат.
Я знаю - не встанут. Я всё понимаю.
Зачем же я хлеб на 3 части ломаю?
Стихотворение Вл. Лифшица «Баллада о черством куске хлеба». (Стр. 220 Венок славы, том 3)
На развороченном пути стоит мальчишка лет 5.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он точно знает: хлеба нет.
Л. Пантелеев «Кожаные перчатки». Стр.422, Венок славы. Том 3
Чтец 1:
Блокада - далеко это слово
От наших с вами мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
(на экране - портрет Тани)
Многие знают печальную историю 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой.
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
«Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 - 30 утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
(Стук метронома).
Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник.
Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды, и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы.
В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.
Ал.Фадеев. рассказ «Школа», стр. 365, Венок славы.том 3.
Девчонка руки протянула.
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь могильный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - прорвать блокаду
Во имя Родины и долга -
На бой! Сегодня наш черёд.
Мы ждали молча, ждали долго
И слово сказано: «Вперёд!»
И, как всегда, у Ленинграда
Простое, строгое лицо.
Вперед, орлы, ломай блокаду,
Её железное кольцо!
12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волкова открыла ураганный огонь по врагу. Оккупанты сопротивлялись злобно и ожесточенно.
18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода. Ленинградцы стали получать продовольствие, заводы - топливо и сырьё.
(финал 7-ой симфонии Шостаковича)
Окончательно разгром оккупантов был завершен через год - 14 января 1944 года.
За две недели кровопролитных боёв они разгромили 18-ую немецкую армию, освободили более 800 населенных пунктов на 65-100 км от Ленинграда. Город был полностью освобожден.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.
Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил.
Мы чашку горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
(Презентация)
Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.
У Вечного огня! … Я знаю, что хочу
Я голову, склоняя, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
«Всем, сбившимся с пути»,
Всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня!
(пауза)
Свет Вечного огня, свет вечного костра,
Мы у тебя в долгу.
В долгу за каждый вздох, и прежде, и теперь.
И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня.
И прокляни меня, жар вещего костра. Свет вечного огня.
«Вечерняя» песня Соловьева-Седого
Педагог-библиотекарь:
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить.
Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Мы не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки. Над нами мирное чистое небо над головой. И мы должны его сберечь.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.