Классный час Мы отвечаем за себя и за других (5 класс)

Урок ставит перед обучающимися проблему осмысления и оценки собственной жизни, действий и поступков, которые каждый из нас совершает сегодня и сейчас, их влияния на окружающую жизнь, на будущее своих близких, будущее своего города, поселения и страны в целом.На уроке решается проблема анализа ответственности, долга как нравственных ценностей, которые большинство людей оценивают как положительные, и равнодушия как противоположного понятия, которое привносит в жизнь человека сложности и проблемы, ...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексеева Н.С., школа 26 г.Ярославль

Урок знаний на тему «Мы отвечаем за себя и за других»


5А класс

Классный руководитель

Алексеева Наталия Сергеевна

- Люди забыли истину, - сказал лис. - Но ты не должен забывать. Ты навсегда становишься ответственным за того, кого ты приручил. Ты ответствен за свою розу.

Антуан де Сент-Экзюпери

Основная идея урока для учащихся выражена в словах «Гони из души равнодушие и помни: ты на Земле не один»

Учитель должен передать своим ученикам мысль о том, что, живя каждый человек должен помнить об окружающих людях и окружающем взаимозависимом мире. Долг каждого человека заботиться о настоящем и будущем. Только неравнодушные и ответственные люди могут реализовывать эту задачу.

Основная проблема урока. Урок ставит перед обучающимися проблему осмысления и оценки собственной жизни, действий и поступков, которые каждый из нас совершает сегодня и сейчас, их влияния на окружающую жизнь, на будущее своих близких, будущее своего города, поселения и страны в целом.

На уроке решается проблема анализа ответственности, долга как нравственных ценностей, которые большинство людей оценивают как положительные, и равнодушия как противоположного понятия, которое привносит в жизнь человека сложности и проблемы, служит причиной неприятия его обществом, и последствия безответственного поведения, результатом которого являются неприятности, аварии и катастрофы.

Основные ценности, обсуждаемые на уроке: ответственность, долг, неравнодушие, активная позиция.

Цели урока:

  • сформировать у школьников рефлексивную позицию по отношению к своим поступкам;

  • способствовать формированию социальной ответственности за свои поступки;

  • способствовать осознанию детьми своего долга перед близкими людьми, обществом и страной; своей ответственности за происходящее вокруг нас, в стране и мире.

Структура урока


Этапы урока

Формы и методы

Время

Целевой

Работа с классом, обсуждение, анализ, обобщение

15 мин.

Организационно-деятельностный

Работа с классом, метод рефлексивного анализа

20 мин.

Оценочный этап

Дискуссия, определение позиций

10 мин.

Ожидаемые результаты формирования социально-значимых компетенций.

  • довести до осознания детей, что ответственное отношение к себе, своим поступкам в настоящем позволяет быть уверенным в своем будущем;

  • установка на ответственное поведение в любой ситуации, на поведение, не наносящее вреда окружающим людям;

  • учащиеся должны понять, что в жизни все взаимосвязано, и от того, как ты сегодня поступаешь, говоришь, какие у тебя друзья и устремления, будет зависеть и твоя будущая жизнь.


Ход урока


1. Целевой этап

Учитель: Ребята, сегодня мы подумаем о нашей жизни, о том, что ее определяет и как человек должен жить сегодня, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно, пользовался уважением окружающих, имел верных друзей и понимал что от его поведения, его поступков зависит многое в окружающей жизни.

Мне хотелось бы предложить вам для обсуждения несколько высказываний, которые вы могли услышать от разных людей.

- Думай сначала о себе, а потом о других. Своя рубашка ближе к телу.

- От каждого зависит будущее всех.

- Небрежное отношение к своему долгу может привести к катастрофе.

- Главное, чтоб тебе было хорошо, а другие пусть сами заботятся о себе.

- Заботясь о благополучии других, ты, прежде всего, заботишься о себе.

- Зачем рисковать жизнью ради других, жизнь у человека одна.

Учитель спрашивает детей, как они относятся к этим вы­сказываниям.

После их ответов он просит ответить на вопрос, что для них означают слова «ответственность» и «долг»? Проходит небольшая дискуссия.

2. Организационно-деятельностный этап урока


Учитель предлагает школьникам послушать историю о двух братьях и догадаться, что произошло дальше?

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили всё, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону тока, у младшего - по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря: - Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Учитель: Что же произошло дальше? Как повел себя в этой истории младший брат?

Заслушав ответы школьников, учитель продолжает чтение.

Младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря: - Один я на земле, куда бы ни забрёл - легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть этот хлеб достанется ему. Так прожили они всю жизнь. Бог преумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Учитель: Послушайте еще одну интересную притчу.


Человек состарился

Пришло время, и человек состарился, обессилел, стал обузой для своей семьи. Однажды, когда старик пил воду, из его дрожащей руки выпала чашка и разбилась. Невестка рассердилась и сказала мужу:

- Твой отец - для нас горе и наказание, теперь я буду давать ему воду и обед в деревянной посуде.

Как сказала, так и сделала, и ее муж не стал возражать.

Прошло некоторое время. Однажды хозяйский сынишка увидел возле деда деревянную посуду и подумал, что стариков, наверное, кормят и поят из деревянной посуды. Он взял кусок дерева и стал тесать.

Отец и мать спросили у него:

- Сынок, что ты делаешь?

- Деревянную посуду.

Учитель: Как вы думаете, зачем мальчик решил делать деревянную посуду?

После заслушивания ответов, предложенных детьми, учитель завершает чтение.

Сын сказал родителям: «Когда вы состаритесь, я буду кормить вас из этой деревянной посуды...»

Слова сына пристыдили отца и мать, и с этого дня они стали заботиться о старике.

Подводя итоги дискуссии, учитель говорит о том, что каждый человек должен отвечать за свои поступки, надо всегда поступать с другими так, как бы ты хотел, чтоб другие поступали с тобой.

Человек отвечает за себя, за благополучие окружающих и за будущее, основа которого закладывается в настоящем.


3. Оценочный этап урока


Игровое задание: «Я отвечаю, мы отвечаем…»

Класс разбивается на пять групп. Каждая группа отрывает от ромашки лепесток. На лепестках ромашки написаны слова:

  • Семья

  • Школа

  • Улица (двор)

  • Город (поселение)

  • Страна

Предлагается перечислить обязанности школьников перед семьей, школой, улицей, городом (поселением), страной.

Каждая группа в течение пяти минут составляет перечень обязанностей и передает по кругу детям других групп, задача которых дополнить этот перечень. За каждое добавление группа получает очки.

В конце игры на доске чертят таблицу, где отображены все обязанности школьников.


4. Подведение итогов

Учитель: Ребята, сегодня мы говорили об очень важном качестве человека - ответственности. Человек в жизни отвечает не только за себя, но и за окружающих его людей. И что бы вы ни делали, вы должны помнить о ваших обязанностях, о том, что ваши поступки могут принести неприятности другим. Мы в ответе за нас самих, за окружающих, за свой дом, город, свою страну. И если мы будем это помнить, то жизнь станет лучше. Вы знаете сказку «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери. Именно в этой сказке прозвучали мудрые слова «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Эта же мысль легла в основу стихотворения «Песня маленького принца», которую написал одесский поэт Олег Смирнов-Южный (olegsmirnow.narod.ru/mal_princ.html)

Я лечу от планеты к планете,

Я хочу все узнать на свете,

Я хочу быть за все в ответе,

Я сумею - Вы мне поверьте.

Это трудно и очень важно,

Если кто-то других спасает,

Добротою меня зовите,

Лишь она за все отвечает.

Сердцем чьей-то беды коснувшись

Я жалею? Нет! Я страдаю!

А жалеть, чье-то сердце мучить -

Мне нельзя, я об этом знаю.

Жалость губит! Любовь спасает!

Добротою беды коснитесь,

И тотчас же она растает,

Словно в призрачном сне явилась.

В трудный час я приду незванным,

Каплей влаги среди пустыни,

Прикоснусь добротою к ранам,

В тот же миг Ваша боль остынет.

Глубже в сердце свое взгляните,

Если радость в ней возродилась,

Если всем Вы помочь хотите,

Значит, дело мое свершилось.

Значит, стоит любить и верить,

И мечтать о своей планете,

Боль чужую душою мерить,

И всегда быть за все в ответе!..

Учитель: Ребята, пусть каждый день, каждый час, каждую минуту вас беспокоит судьба окружающих вас людей, страны и нашей замечательной планеты Земля.


© 2010-2022