- Преподавателю
- Классному руководителю
- Организация работы с семьями
Организация работы с семьями
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жукова Т.А. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация
работы с семьями.
Учитель химии
МОУ СОШ №2
Жукова Т.А.
Салехард 2011г.
Организация работы с семьями
-
Семья и здоровье
-
Формирование здорового образа жизни
-
Семейные ценности и традиции
Семья и здоровье.
Семейные отношения влияют непосредственно на состояние здоровья супругов. Именно в условиях семьи человек может обеспечить себе рациональный режим, распорядок дня, нормальное питание, хорошую организацию отдыха. И радость, доставляемая детьми, и ответственность за своих близких, что тонизирует человека, и общая забота друг о друге, нормальный психологический климат семьи - всё это благотворно влияет на человека, способствует укреплению его здоровья.
Роль семьи в воспитании детей
Воспитательные функции семьи
Существуют два вида воспитания: общественное и семейное, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и могут в определённых пределах компенсировать друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании было бы чревато потерями как для детей, так и для общества.
Специфика семейного воспитания
-
семейное воспитание более эмоционально, так как его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям;
-
- ребёнок в раннем возрасте больше расположен к воздействию семьи, чем к любому другому виду влияния;
-
-представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта;
-
-семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы, это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать;
-
семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям, в результате обогащаются внутрисемейные связи, поддерживается высокий эмоциональный уровень, расширяется круг интересов семьи.
Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?
Что нужно:
-
Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-
- Внушать ребенку, что он может все, если только поверит в себя и будет работать.
-
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
-
- Не пытаться "лепить" своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
-
Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-
- Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
-
- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, он генетически не закладываются).
-
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-
- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.
Несколько советов родителям:
-
семья - это место духовного рождения человека.
-
Изживайте недостатки своего характера, чтобы не подавать дурной пример детям.
-
Семейная педагогика должна быть деятельной. Воспитание ребенка сильно не только словом, сколько примером. В каждой семье должен царить дух деятельности, совместного и сердечного сотрудничества.
-
Чтобы действовать, надо знать, кого вы хотите вырастить. В наше время на смену стихийному течению событий должна прийти сознательная организация семейной жизни, семейного воспитания. Опыт показывает, что одних благих намерений не хватает.
-
Учтите, вы главные, но не единственные воспитатели вашего ребенка. Для начала попробуйте установить единые требования к ребенку внутри самой семьи. Мать и отец - главные воспитатели.
-
Нередко проявляется противостояние родителей и школы, что мешает взаимности, столь полезной и необходимой в воспитании детей.
-
Помните, уважаемые родители, не только о ценностях семьи, но и об ее возможных недругах и недугах.
-
Главный недруг семьи, в которой есть ученик, - неуспеваемость. В глазах старшеклассника положение неуспевающего близко к положению неудачника в жизни. А для маленького школьника плохой ученик - это почти то же самое, что плохой человек.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ РОССИИ
-
Высокие духовность и нравственность, уважение к историческому прошлому и российским традициям - безусловные ценности и главное наследие семьи и нации, передаваемые от поколения к поколению.
-
Основу семейного благополучия составляет труд. Все трудоспособные члены семьи должны быть вовлечены в полезную для семьи и общества трудовую деятельность. Труд - основа воспитания личности в семье.
-
Семья формирует толерантные отношения в семье в полиэтническом, многоконфессиональном российском обществе.
-
Все члены семьи ведут здоровый образ жизни, бережно относятся к своему здоровью, не употребляют алкоголь, наркотические и психотропные вещества, не курят, регулярно занимаются физической культурой и спортом, участвуют в оздоровительных мероприятиях.
-
Современные знания и качественное образование родителей и детей, к которым они стремятся на протяжении всей жизни, являются основой физического и духовного здоровья семьи, залогом успешного развития общества.
-
Здоровая семья стремится сохранять и приумножать природные богатства страны, бережно относиться к окружающей среде.
Семья - идеал всего мира. Роль семьи в жизни ребенка велика и по всей важности, и по месту, занимаемому в его душе. Семья - первый скульптор, который формирует мягкую как воск, неоформленную душу и ум, волю и характер ребенка. Каждая семья - это особый мир, отдельное государство, которое живет и развивается по своим законам, традициям, имеет свои положительные стороны и вместе с тем определенные сложности, проблемы, которые накладывают отпечаток на ребенка.
Традиции семейного воспитания.
Традиции выполняют две очень важные функции в жизни ребенка:
-
Во-первых, они формируют общие интересы, придают его жизни определенную важность, надежность и постоянство.
-
Во-вторых, придают семье особое, ни на кого не похожее, «лицо». Она становится особенной, неповторимой, такой, которой можно гордиться. Традиции создают общность интересов, переживаний, сплачивают семью, обогащают семейную жизнь.
К традициям можно отнести:
-
посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных
-
празднования дня поступления ребенка в школу
-
празднование семейных событий
-
передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги
-
ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т.д.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными.
Нравственное воспитание.
-
нравственность - это основа, на которой строится личность Человека. И основу эту закладывает Семья.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: "Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели".
Традиции православного воспитания в семье.
Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного воспитания
Причина нравственной испорченности детей и молодежи заключается главным образом в том, что сам нынешний общественный уклад жизни далек от добра, от святости, от источника всякого блага! А воспитание детей и молодежи неотделимы от общественного уклада жизни.
Церковь, семья и школа, помогая друг другу, решали самую трудную на земле задачу - правильного воспитания детей и молодежи.
Церковь учила детей чтить отца и матерь, а в школе обучением умножать таланты, данные от Бога.
Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и навыки к дальнейшей благоуспешной жизни.
А школа, в свою очередь, давая детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и государству воспитывать молодое поколение граждан России добрыми сынами и дочерьми Церкви и Отечества.
Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа - это образование в них доброго и благого нрава, воспитания в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим.
Свобода и нравственность никогда не войдут в противоречие, если свободу понимать как служение добру и развитие в добре. Там, где свобода это произвол - там зло. Воспитывать надо так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это невыгодно.
Здоровьесбережение на уроках.
-
проветривание и влажная уборка помещений;
-
соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
-
личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
-
привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.
Доброжелательный, положительный эмоциональный настрой; четкая организация учебного труда; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; работа в группах, в парах; смена видов деятельности; использование различных форм выделения наиболее важного материала - это не что иное, как использование здоровьесберегающих технологий, которые позволяют мне усилить работоспособность, укрепить здоровье учащихся. Обязательны на уроках эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, афоризмы с комментариями
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ.
-
учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
-
«школьные стрессы»;
-
распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;
-
неправильная организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
-
питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
-
предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом (так называемых «школьных болезней»);
-
низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
-
необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
-
некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
-
1. Принцип ненанесения вреда.
-
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
-
3. Принцип триединого представления о здоровье.
-
4. Принцип непрерывности и преемственности.
-
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
-
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
-
7. Комплексный междисциплинарный подход.
-
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.
-
9. Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
-
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.
-
11. Приоритет активных методов обучения.
-
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
-
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
-
14. Принцип отсроченного результата.
-
15. Принцип контроля за результатами.
Будьте здоровы сами и сохраняйте и берегите здоровье окружающих вас людей!