Открытое занятие по теме: «Победи свои недостатки и мотивы наших поступков»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом(смешанный) №24»

ст.Григорополисской







Открытое занятие

по теме:

«Победи свои недостатки и

мотивы наших поступков»




Воспитатель: Бригадирова Т.Н.














2015г


АННОТАЦИЯ

Не секрет, что нехватка воспитания и культуры поведения подталкивает подростка к различного рода социальным и психологическим отклонениям. Например, хорошо воспитанный и знакомый с нормами поведения школьник понимает, что опаздывать, сбегать с уроков, грубить в общении не просто плохо, а вообще недопустимо. Если подрастающему человеку не привить вовремя правила этикета, не дать образцы социальной культуры в различных жизненных ситуациях, то в дальнейшем поведение человека грозит перерасти в отклоняющееся.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили в стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Воспитание протекает главным образом в повседневной жизни воспитанника: он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и может сам убедиться в их необходимости.

Занятие «Победи свои недостатки» направлено на искоренение вредных привычек у детей отклоняющегося поведения и является эффективным способом развития, как коммуникативных умений подростков, так и развития их интеллекта, совершенствования психики. Занятие строится на подключении элементов памяти воспитанников, наглядности. Занятие рассчитано на усвоение уже понятных и принятых норм, помогает создавать, повторять, и закреплять у подростков правильный социальный опыт, а педагогу - приобрести необходимое представление об уровне нравственных, интеллектуальных и этических качеств воспитанника.


Тема «Победи свои недостатки и мотивы наших поступков».(Слайд 1)

Цель: Коррекция отклоняющегося поведения подростков.

Задачи:

1. Развивать навыки положительных взаимоотношений с окружающими;

2. Активизировать социальную направленность воспитанников;

3. Способствовать формированию у подростков негативного отношения к порокам и недостаткам, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.

4. Развивать мышление посредством мыслительной деятельности воспитанников и проблемных методов: ситуаций, вопросов.

5. Воспитывать следующие личностные качества: доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе, через создание комфортного психологического климата на занятии.

Форма занятия: разговор на острую тему.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическая цель: Добиться осознания и осмысления новой информации, применить её, проверить уровень усвоения.

Ход занятия:

I. Организационный момент

- Существует Библейская легенда о Георгии Победоносце, который долго и мучительно боролся с драконом и победил его. Дракон в данном случае - это олицетворение тёмных сил. Нам с вами тоже приходиться бороться за своё место под солнцем, за своё счастье и чтобы чего-то добиться в этой жизни. Но чтобы всего этого добиться в полной мере, мы в первую очередь должны побороть свои недостатки, свои пороки, которых у нас предостаточно. Давайте представим свои недостатки в виде такого дракона.(Слайд 2)

(рисунок дракона на доске с головами по количеству пороков)

Дракон Недостаток пред вами стоит, (Слайд 3)

Четырьмя головами он шевелит.

Его победить нам надо суметь,

Свои недостатки преодолеть.

А если мы спасуем и струсим хоть чуть-чуть,

Тогда мы все рискуем неверный выбрать путь.

Дракон проникнет в душу, начнёт повелевать,

И нашими делами он будет управлять.

С драконом мы сразимся и победим!

Свои недостатки искореним!

- Глядя на этого Дракона, я думаю, что каждый из вас почувствовал, что хоть однажды испытывал какие-то из этих недостатков, давайте их прочитаем (дети читают вслух названия (голов дракона) недостатков). Возможно эти недостатки в ком-то присутствуют и сейчас. Бороться со всеми головами одновременно, наверное, неразумно. Я предлагаю целенаправленно уничтожать по одной голове дракона на занятии. Мы и дракона победим, и попробуем преодолеть все эти недостатки. А значит и говорить мы сегодня будем о недостатках.

- Желаю нам удачи!

II. Основная часть

1 голова - воровство.

Задание №1

  • Работа с ситуациями (Слайд 4)

- Давайте определим, являются ли воровством следующие ситуации:

  • Вася берёт без спроса у родителей деньги из кошелька и покупает на них конфеты. Раздаёт друзьям.

  • А если он берёт деньги, чтобы отдать их в школу на ремонт без спроса?

  • Лена берёт у старшего брата компьютерный диск с игрой без спроса. Отдаёт его на время подруге.

  • Во время урока у Маши закончилась паста в ручке. Ей Петя даёт свою, запасную. Маша уносит её домой и оставляет у себя, так как она ей понравилась.

  • Маше очень понравилась брошка, которая лежала на столе у подружки. Она забирает её себе, не спрашивая разрешения.

- Почему вы так думаете? Обоснуйте своё мнение. (ответы воспитанников)

- Что же двигало людьми при присвоении чужих вещей? (ответы воспитанников)


  • Это интересно (Слайд 5-картинки)

- Известно, что за воровство во все времена людей наказывали. На Руси в старые времена воров заживо опускали в кипящую воду. В Европе, например, вору отрубали пальцы на правой руке, а если ловили за воровство повторно, то отрубали руку по самое плечо. В Турции ещё интереснее было наказание. Вора возили весь день по городу, по шею с чаном с помоями, а над ним взмахивали саблей каждые 5 минут. Если вор не успевал нырнуть в чан с помоями, то голова с плеч. Вот так весь день вор в помои и нырял.

В наше время с ворами обходятся более цивилизованно: их лишают свободы на разные сроки от 1 года до 10 лет. Может сейчас кто-то и задумается, нужно ли брать чужое


  • Работа с пословицей

- Что на ваш взгляд обозначает пословица «На воре шапка горит»? (ответы воспитанников) (Слайд 6)

- На самом деле

- Конечно, даже если кого-то не поймали, не уличили в краже, его всё равно будет мучить совесть. И жить с таким грузом в душе очень трудно.

Если кажется тебе, когда чужое брал, (Слайд 7)

Что никто здесь в этот миг

Тебя не увидал.

Ошибаешься, дружок!

В мерзости своей

Ты поступок плохой

Не скроешь от людей.

Он написан теперь на твоих руках

Виден всем со спины

Он в твоих глазах.

Каждый день, мой, не мой, будет руки жечь.

Совесть сердце пронзит,

Словно острый меч.

И прежде, чем чужое взять,

Подумай стоит ли рисковать?


  • Вывод: (Слайд 8)

- Помните, что мерилом вашего облика будет поступок. Какими вы станете в жизни, зависит только от вас. Необходимо постоянно спрашивать себя: «Правильно ли я поступаю?». И тогда всё в жизни у вас получится и помните, всегда и везде пользуются с уважением только люди честные и воспитанные.

И мы «отрубаем» 1 голову дракону.

2 голова - жестокость.

Задание№2

  • Работа с качествами (Слайд 9)

- Чтобы начать говорить об этом недостатке, разделите предложенные слова на две группы:

-радость,

-удивление,

-вина,

-гнев,

-злоба,

-страх,

-стыд,

-отвращение,

-презрение

Подумайте, как вы их будете объединять в группы? Чем они отличаются друг от друга?

- Когда человеку хорошо, он радуется, с интересом что-то делает, удивляется. А если чего-то боится, стыдится, то ему плохо и он злится.

- Можно сказать, что эти чувства делятся на положительные и отрицательные.

- С какими проявлениями человеческих отношений нужно бороться?
- Считаете ли вы, что детская жестокость - это временное явление.
Или, став взрослым, человек останется жестоким?

Так что же такое жестокость?

Сказать нелегко,

Это сердце твоё

От тебя далеко.

- Жестокость всегда проистекает из бессердечия.

- Мы не будем сейчас приводить примеры жестокости. Просто вспомните их и помолчите. У каждого в жизни были такие случаи, когда были жестоки к вам или вы были жестоки по отношению к кому-либо.

- Физическую жестокость обнаружить легче всего, потому что следы её видны во всей красе: синяки, ссадины, шрамы, ожоги, выбитые зубы. А вот эмоциональную или душевную жестокость доказать гораздо труднее, потому что раны от неё не бросаются в глаза. Это когда один человек обращается к другому с такой интонацией, таким тоном или использует такое слово, что тому человеку стало обидно до боли. Даже взглядом можно обидеть, если в нём сквозит насмешка, пренебрежение или презрение. Да, человека можно задеть нравственно, подавить психически, испепелить взглядом, терзать молчанием, унижать словами. И при этом человек, так относящийся к окружающим, вовсе не считает себя жестоким, ведь он не физически пытал, а морально а мы прекрасно знаем, что это не менее больно. За частую душевные раны бывают страшнее физических.

- Какие же они, жестокие люди? Их как-то можно отличит от других? (ответы воспитанников)

- Жестокие люди - это в первую очередь люди распущенные, потерявшие совесть, не знающие жалости, сострадания, неспособные поставить себя на место своей жертвы и почувствовать испытываемую им боль.

В каком бы состоянии не был человек, он должен оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. (Слайд 10)

Прислушайся к себе,

Как сердце стучит.

Жестокость процветает,

Когда оно молчит.


  • Вывод: (Слайд 11)

Необходимо контролировать свои эмоции и инстинкты, владеть собой, держать себя в руках, вести себя достойно, независимо от настроения или чувств. Вы все хотите, чтобы окружающие к вам были добры, отзывчивы, внимательны, но иногда сами злитесь, поступаете безжалостно и плохо. Вы совершаете нехорошие, иногда жестокие поступки. Может надо чаще прислушиваться к своему сердцу?

- Кто желает побороть в себе этот недостаток, поднимите руку.

- «Отрубаем» следующую голову?

3 голова - лживость.

- Попробуйте догадаться, о каком недостатке сейчас пойдёт речь.

Не знаешь ему верить или нет, (Слайд 12)

Ведь правды в нём и на мизинец нет.

Наврёт с 3 короба и глазом не моргнёт,

Не раз тебя по жизни подведёт.

- О чём идёт речь? (о лжи)

- Ложь - это, наверное, один из главных ваших недостатков. Потому что редкий день обходится, чтобы где-нибудь вы не солгали. Пусть в самой малости.

- Скажите честно, это так? (ответы воспитанников)

- Способность говорить правду или ложь не относится к врождённым качествам, она воспитывается. Человек большой душевной силы не унижается до лжи. Он всегда правдив, старается идти прямым путём. У людей трусливых, слабых, при опасности или неприятности первый выход - ускользнуть от ответа, соврать. Ложь - родная сестра страха.

Человеческий характер можно закалить, но можно согнуть и сломить - в этом и состоит секрет самовоспитания.

Самовоспитание - это изменение себя, своего характера. Слово «характер» в переводе с древнегреческого означает «чеканка», «печать». Характер складывается из недостатков и достоинств. Это очень хорошо видно на планете Маленького принца. Помните эту сказку? (Слайд 13)

...На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.(Слайд 14-картинка мал.принца)

(Воспитатель задает вопросы.)

- Что автор подразумевает, рассказывая нам о планете, о хороших и вредных семенах? (Планета - это человек, хорошие и вредные семена - хорошие и плохие качества его характера.)

- В русском языке есть такое выражение - «искоренять недостатки». Можно ли объяснить его смысл с помощью этого отрывка? (Недостатки нужно вырывать с корнем, пока они не превратились в привычку и не завладели человеком.)

- Кто чеканит, печатает характер человека? (Сам человек.)

Да, человек сам чеканит и кует свой характер. В этом и заключается сущность самовоспитания. Чем старше человек, тем сложнее изменить ему свой характер. Пока ваш характер еще не закостенел, вы можете избавиться от черт, которые в будущем способны испортить жизнь вам и вашим близким, и воспитать те, которые помогут вам стать счастливыми.(Слайд 15)

Задание №3

  • Работа с пословицами. (Слайд 16)

Недаром народ так много сложил пословиц об этом недостатке

    • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

    • Шило в мешке не утаишь.

    • Один раз солжёшь, навек доверие потеряешь.

  • Вывод: (Слайд 17)

Мы не будем обещать,

Но стараться будем.

Никогда нигде не врать

Ни себе, ни людям.

- Помните об этом и старайтесь победить в себе этот недостаток.

- Отрубаем голову лживости?

4 голова - сквернословие.

Задание №4

  • Работа с пословицами. (Слайд 18)

- «Осла узнаешь по ушам, а человека по словам» - гласит народная мудрость. А какие пословицы о цене слова вы ещё знаете? Давайте дополним пословицы и объясним:

  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

  • На языке мёд, под языком лёд

  • Слово может вылечить, а может и убить.

  • Язык мой - враг мой.

- Всегда нужно следить за своей речью, за своим языком.


  • Сценка по мотивам сказки Красная Шапочка (слайд 19)

- Говорить на грубом, уличном жаргоне сейчас очень модно, среди молодёжи особенно. Но давайте вспомним сказки, на которых мы выросли, они добрые.

Послушаем.

  • Идёт Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей Серый Волк.

- Куда ты идёшь, Красная Шапочка?

- Меня матушка послала к моей бабушке отнести ей пирожки и горшочек масла. Она болеет, чтобы быстрее поправилась. А живёт моя бабушка в домике на краю леса.


  • Клёвая чувиха нацепила красную шапку на бубен и похиляля по лесу. Навстречу ей подгребает Волк и начинает клеиться.

- Куда гребёшь, Красная Шапка?

- Меня предки послали к своим черепам, ну к моей бабке, правда она совсем без бабок. Вот несу ей малость пошамать, чтобы с голодухи копыта не откинула. Правда, мне бы всё до фени, но у бабки фазенда нехилая на краю леса.

- Смешно? Ваши мамы вам такие сказки рассказывали? А вы бы хотели, чтобы ваши дети росли на таких сказках? Значит, получается не смешно? Это уличный жаргон, то есть мат. И самое страшное, что вы связываете эти ругательства с именем матери.

У Э. Асадова есть стихотворение об этом. Послушайте его.

(Слайд 20,21)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно;

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной…

Пусть жизнь сложна,

Пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорбляли пламя их сердец?!

И сквернословьям всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец:

«Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей!..»

- Кто желает победить этот недостаток?

Задание №5


  • Работа на листочках (Слайд 22)

- А теперь напишите, какими бы вы хотели себя увидеть в будущем? От каких недостатков вы точно будете избавляться? (воспитанники пишут под музыку)

Достоинство

Недостаток

Доброжелательность

злорадство

тактичность (деликатность)

бестактность

Общительность

замкнутость

Честность

лживость

Доброта

жестокость

Справедливость

несправедливость

Вежливость

грубость

Искренность

лицемерие

Коллективизм

эгоизм (себялюбие)

Отзывчивость

черствость

Бескорыстие

жадность

уважение к людям

высокомерие

ответственность за свои поступки

безответственность

Трудолюбие

лень

пунктуальность (точность, аккуратность)

неаккуратность

раздражительность

организованность

неорганизованность

рассудительность

безрассудство

решительность

нерешительность

верность данному слову

необязательность

сильная воля

слабоволие

смелость

трусость

В этом списке, конечно, перечислены далеко не все положительные и отрицательные качества человека. Но, если вы смогли увидеть в себе хотя бы некоторые из своих недостатков, возможно, вам захочется избавиться от них. И в этом поможет самовоспитание.

Вывод: (Слайд 23)

- Если вы искорените у себя хотя бы один недостаток, другие 10 сами исчезнут. И помните, мерилом вашего облика будет поступок. Станете ли вы личностью - это зависит только от вас. Ваш возраст - переходный. Уже всё проявилось, но ещё не устоялось. Глина из которой лепится ваш характер, ещё не застыла, она пластична, податлива. Именно в этом возрасте закладываются критерии совести, добра, воли. Человек в вашем возрасте всё пробует, всё выбирает: друзей, любовь. Кем быть и каким быть? Вы должны постоянно спрашивать себя: «А правильно ли я поступаю?» Это, конечно, нелегко, и для этого надо воспитывать в себе необходимые качества, закалять свою волю. Некоторые недостатки мы победили, но есть ещё внутри нас другие, такие как трусость, упрямство, предательство, и с этими недостатками также необходимо бороться и побеждать их, как мы сегодня.

III. Итог. (Слайд 24)

- О каких недостатках мы сегодня говорили?

- Что вы хотите пожелать себе и каждому?


  • Прослушивание стихотворения Геннадий Красников «Всё тяжелее жить…» (Слайд 25)

Всё тяжелее жить, всё тяжелее плыть

И преодолевать холодных волн стремленье,

Но «плыть или не плыть?», но «быть или не быть?»

Не спрашивай себя в печали и в сомненье.

Покуда кровь стучит от сердца до виска,

Покуда пальцев дрожь веслу передаётся,

Ты всё-таки плыви, - пусть чёрная тоска

На дно тебя влечёт, - плывущий да спасётся!

Самоанализ

Тема занятия: «Победи свои недостатки и мотивы наших поступков»

Тип занятия: комбинированный.

Дидактическая цель: Добиться осознания и осмысления новой информации, применить её, проверить уровень усвоения.

Цель: Коррекция отклоняющегося поведения подростков.

Задачи: 1. Развивать навыки положительных взаимоотношений с окружающими;

2. Активизировать социальную направленность воспитанников;

3. способствовать формированию у подростков негативного отношения к порокам и недостаткам, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.

4. Развивать мышление посредством мыслительной деятельности воспитанников и проблемных методов: ситуаций, вопросов.

5. Воспитывать следующие личностные качества: доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе, через создание комфортного психологического климата на занятии.

Тема, которую я затронула на данном занятии, злободневна. Знания у подростков есть, но многие из них не могут применять их в повседневной жизни. Занятие строилось с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Моей задачей было поддерживать интерес у воспитанников до конца занятия, соблюдая технологическую цепочку данного типа занятия. Решению поставленных задач способствовали разнообразные методы и приёмы: словесные и практические. Данные методы и приёмы очень действенны и эффективны в работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Занятие прошло в оптимальном темпе. Прослеживалась логическая связь между этапами.

Занятие начала с библейской легенды и стихотворения, в котором прозвучала главная задача - избавиться от недостатков и плавно перешли к теме занятия «Победи свои недостатки и мотивы наших поступков». Основная часть была поделена на 4 части. Каждая часть - это определённый недостаток. Использовала разные формы организации деятельности воспитанников. Мыслительная деятельность проявлялась в умении правильно найти ответ на поставленный вопрос, высказать своё мнение, выслушать одноклассников. Были включены в занятие такие задания: работа с интерактивной доской, работа с карточками, выразительное чтение стихов, прослушивание отрывков из сказки. Каждый этап заканчивался определённым выводом и избавлением от недостатка, символическим отрубанием головы. Финальным аккордом и проекция на будущее прозвучала в стихотворной форме, обращением к каждому. Занятие носило воспитывающий характер. На занятии ребятам было интересно, они чувствовали себя комфортно. Были активны, свободно выражали свои мысли, чувства, участвовали в обсуждении данной темы. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам в процессе занятия. Тема раскрыта, задачи реализованы. Занятие способствовало умственному, нравственному и духовному развитию воспитанников.

© 2010-2022