Деловая активностьрабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 городского округа Самара




Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Деловая активность»







Учитель Хомякова О.М.






Пояснительная записка

Процесс формирования ключевых компетентностей, т.е. готовности обучаемого организовать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях. Для этого нужна опора на определенные внутренние ресурсы обучаемого, к которым помимо знаний, навыков и предметных умений, относятся и освоенные методы деятельности. Освоение наиболее актуальных способов деятельности способствует разработке и реализации собственных проектов.

В процессе обучения деловой активности формируются следующие компетенции:

  • учебно-познавательная-постановка цели, организация, планирование, анализ, работа с инструкциями;

  • коммуникативная-умение работать в группе,готовность к взаимодействию и взаимопониманию;

  • рефлексивная-способность к самооценке, самоконтролю и самокоррекции;

  • личностного развития-освоение способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями, осуществлять саморегуляцию и самоподдержку;

  • информационно-технологическая-умение самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации и знаний;

  • ценностно-смысловая-способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбиратьцелевые и смысловые установки для своих действий.

Суть деловой активности.

  • Разработка и реализация проектов общественной направленности по защите окружающей среды и предпринимательства

  • Работа учителя в роли консультанта, направляющего, но не доминирующего в процессе обучения

  • Гибкий педагогический подход, который предполагает самостоятельное обучение во время работы над проектами

  • Создание условий для проявления инициативы обучаемых и повышения их мотивации в обучении.

Особенности обучения методом деловой активности.

  • Развитие качеств, необходимых для предприимчивого человека: способность решать проблемы, быть инициативным, гибким, уметь добиваться своего и работать в команде.

  • Обучение означает участие в социально-значимых общественных проектах, разработанных для развития этих качеств

Задачи программы деловой активности.

  • Обучать в процессе деловой активности.

  • Применять знания на практике.

  • Развивать чувство ответственности.

  • Учить взаимодействию в команде.

  • Претворять в жизнь собственные идеи и проекты.

Результат обучения.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения курса:

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно-полезной, учебно-иссследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • представлять деловую активность как сферу человеческой деятельности, ее этапы развития, ее значимость для развития цивилизации;

  • проявлять критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • проявление креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении конкретных задач;

  • уметь контролировать процесс и результат деятельности;

  • проявлять способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  • умение видеть задачу в контексте проекта;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения поставленных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем;

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность.

предметные:

  • умение работать с текстом ( структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки (словесный, символический, графический), доказывать собственные утверждения;

  • Достичь понимания смысла базовых понятий и терминов, смысла осуществляемых действий.

  • Получить знания о предпринимательстве.

Содержание программы(34часа)

  1. Задаем вопросы-8часов

1.Формирование группы-2 часа

2.Личностное развитие-4часа

3.Понятие о деловой активности-2 часа

  1. Ищем идеи-6часов

1.Решение проблем-2часа

2.Поиск собственных идей-2часа

3.Проверка идей-2часа

  1. Планируем-8 часов

1.Организация-2часа

2.Рынок и потребности-2часа

3.Стимулирование сбыта и реклама-2часа

4.Финансы-2часа

  1. Получаем результаты-12часов

1.Выполнение проекта-8часов

2.Защита проекта-2часа

3.Де брифинг-2часа

Содержание курса.

  1. ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

Выработать соответствующую атмосферу и заинтересованность, сплотить группу и исследовать ее возможности, развивать самопознание, уверенность в себе. Общение в группе на основе доверия, увеличение количества знаний о себе, о личных качествах и возможностях, проявление желания продолжать работу в группе

  1. Формирование группы(2часа)

Упражнения для разрушения барьеров на пути к восприятию, для освобождения от робости, акцентирование внимания на положительных моментах.

Игра в имена. Представление. Я не терплю - Я ценю. Мы похожи и не похожи.

  1. Личностное развитие(4 часа)

Главная задача: создать реальные ситуации для постоянного взаимодействия, для испытания себя в новом качестве, для анализа своих сильных и слабых сторон, своих потенциальных возможностей.

Упражнения. Глазами других. Самореклама. Секретное досье. Убеди другого. Оценка степени риска. Письменная оценка. Как ты себя оцениваешь.

  1. Понятие о деловой активности(2часа)

Исследуются концепции деловой активности, выбор пути, который точнее всего соответствует собственным принципам и особенностям группы.

Методы, применяемые для того, чтобы заинтересовать обучаемых:

  • визиты на другие предприятия

  • дискуссия по принципу «мозгового штурма»

  • деловой разговор с бизнесменом для обмена ценным и познавательным опытом.

Упражнения. Мозговой штурм. Организация визитов. Работа с приглашенными участниками проекта.

2.ИЩЕМ ИДЕИ

Обучаемые под руководством педагога вырабатывают идеи, одновременно вводятся основные понятия бизнеса, идеи оцениваются и совершенствуются.

Обучаемые должны научиться:

  • Пользоваться технологией решения проблем.

  • Генерировать новые идеи, формулировать и развивать.

  • Критически оценивать идеи и выбирать наиболее подходящие.

  • Применять отдельные концепции предпринимательства.

  1. Решение проблем(2часа)

Обучаемые знакомятся с техникой решения проблем. В ходе работы формируются навыки ведения переговоров, дети учатся договариваться, сотрудничать и обсуждать.

Упражнения. Чтобы вы сделали, если… Отверстия. Бумажная башня. Задачка с поездами.

  1. Поиск собственных идей(2часа)

Выработать наибольшее количество идей, из которых выбирать лучшие.

Упражнения. Как искать идеи. Рождественские украшения. Конструируем лейку. Поиск собственных идей.

  1. Проверка идей(2часа)

Основная цель - стимулировать вдумчивую оценку собственных проектов.

Обучаемые должны помнить:

  • идея бесполезна, если для нее нет рынка

  • основное умение - убедить потребителя. Права потребителя.

  • существует конкуренция и проблема риска

Упражнения. Выгодная покупка. Китайский ресторан.

3.ПЛАНИРУЕМ

Приобрести опыт конкретной деятельности создания «предприятия».

Убедиться в важности разделения труда в практическом деле и умения рационально его организовать.

Создать структуру своего предприятия, планировать свою деятельность.

Научить принимать решения и нести ответственность за их выполнение.

1.Организация(2часа)

Изучить вопросы разделения труда, распределения ролей, принятие ответственности. Участвовать в групповой работе в разных ролях(владелец,рабочий…).Учить планировать собрание, составлять повестку дня и фиксировать обсуждение и решение в протоколе.

2. Рынок и потребности(2часа)

Подвести обучаемых к пониманию важности анализа потребностей покупателей как части проекта и процесса производства. Обучаемые должны осознать важность определения

  • потенциальных покупателей

  • потребность покупателей

  • торгового ассортимента.

3.Стимулирование сбыта и реклама(2часа)

Помочь обучаемым изучить средства коммуникации, зачем нужна реклама и какое воздействие она оказывает на продукт или услугу. Содержание и роль различных форм рекламы (клеймо, товарный знак, знак фирмы). Познакомить с циклом выпуска товара. Исследование, сравнение, анализ и план. Проектирование, производство, оценка, обработка информации предыдущих циклов.

4.Финансы(2часа)

Рассчитать различные материальные условия обучаемых. Практические примеры, анализ более сложных финансовых понятий(прибыль, убытки, прогноз). Финансовые операции(спонсорство. Аренда, рекламные публикации, пожертвования, заработная плата).


4.ПОЛУЧАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ

Самая ответственная часть курса включает в себя методы реализации плана. Группам требуются ресурсы для разработки идей и связано это с риском. Учить извлекать полезные уроки из успехов и неудач. Использовать помощь родителей, учителей и любых взрослых людей. Проект имеет свое начало, цели, организацию, реализацию, результаты, оценку и обязательно отчет.

  1. Выполнение проекта(8часов)

  2. Защита проекта(2 часа)

  3. Де брифинг(2 часа)

Де брифинг-обсуждение мнений о выполненном проекте.

Три этапа проведения де брифинга: устное выражение своего мнения, описание случившегося, обобщение опыта.

Обучаемые учатся слушать, быть открытым и доброжелательным, принимать альтернативы, уважать чужое мнение. Действуя самостоятельно, обучаемые получают навыки общения в процессе совместной деятельности, начинают верить в реальность решения собственных проблем, появляется мотивация для дальнейшего проявления деловой активности.







Литература.

  1. БегловаТ.В., МеркуловаТ.В. Тайм-менеджмент для ученика. М.,Педагогический университет «Первое сентября», 2011г.

  2. Голуб Г.Б., ПерелыгинаЕ.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника:Методическое пособие/ под ред.проф. Е.Я.Когана.-Самара:Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров»,2006г

  3. Деловая активность. Учебное пособие. Изд-во СамГПУ. Самара 1998г.

Разработано отделом обучения для предпринимательства и промышленности Бизнес-школы Дарэмского университета . Главным управлением образования Самарской области. Международным институтом рынка.

  1. ЛюбимоваТ.Г. Уроки жизни. Занятия по развитию социального интеллекта школьников.

Чебоксары. 2000г

  1. Помякшев Н.Ф. и др.Экономическая культура. Программа курса.

Департамент науки и образования Администрации Самарской области и Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара 2001г

  1. Прутченков А.С., Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов.

Педагогическое общество России. Серия НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, М.,2000г

  1. Управление личными финансами. Программа личной финансовой грамотности.

МОО «Достижения молодых-Junior Achievement Russia»2004

Интернет-ресурсы.


  1. antropolog.ru/doc.php?id=168

  2. glossary.ru/cgi-bin/gl_art2.cgi?acoc

  3. finchas.ru/

  4. myshared.ru/slide/462540/

  5. wiki.iteach.ru/images/8/81/Стартовая_презентация_Финансовая_грамотность_детей.pdf

  6. dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/taym-menedzhment-osnovnyie-pravila-taym-menedzhmenta.html

  7. lab-modern.ru/files/rt_5-7.pdf

  8. myshared.ru/slide/231520/

  9. project.dovidnyk.info/index.php/programnye-proekty/upravlyeniyeproyektamisprimavera/535-zhiznyennyj_cikl_proyekta

  10. ecoachtrainings.com/roli-uchastnikov-proekta/

  11. konspekts.ru/marketing/klassifikaciya-reklamy/

  12. grandars.ru/college/pravovedenie/predprinimatelskiy-risk.html

  13. hi-edu.ru/e-books/xbook126/01/part-003.htm

  14. imi-samara.ru/nauchnaya-biblioteka/


© 2010-2022