Статья В поисках новых смыслов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В поисках новых смыслов

(воспитание через систему социального партнерства)


Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентации с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи - кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок - опять отражается на людях; построил модель летательного аппарата или корабля - хочется, чтобы оценили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проявляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного...

Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе школы необходима та форма сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством, бесспорно, является ученическое самоуправление.

Почему? Потому что существенным фактором развития детей и особенно подростков, является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова: в общении со сверстниками он получает дополнительные знания, обогащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверстниками, испытывает чувства дружбы и товарищества, находит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками.

В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей - важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире истоком гражданственности, развития творческого потенциала.

В ноябре 2015 года актив нашего ученического самоуправления, совсем юный актив, это были восьмиклассники, приняли участие в IX городском межшкольном фестивале лидеров ученического самоуправления «Диалог цивилизаций».

Организатором мероприятия выступил департамент образования администрации города Липецка совместно с городским отделом по работе с молодежью при участии управления молодежной политики региона, поскольку в минувшем году «Диалог цивилизаций» стал победителем областного конкурса «Молодежный проект».

Участниками «Диалога цивилизаций-2015» стали более 200 лидеров ученического самоуправления из 22 образовательных учреждений.

В первый день школьники успели побывать в роли политиков, экономистов, юристов, PR-менеджеров. Некоторые - стали кандидатами в депутаты «Международной ассамблеи школьных государств», выборы в которую станут самым значимым событием фестиваля.

«Диалог цивилизаций» продлился три дня. Ребят встретились с Героем России, заместителем главы администрации Липецка, спортивными чемпионами, получили мастер-классы у специалистов ОАО «НЛМК». А за круглым столом они смогли обсудить актуальные общественно значимые проблемы. На ежедневных практикумах ребята приобретали навыки работы в команде, участвовали в экономическом моделировании жизнеустройства государства, знакомились с технологией социального проектирования, а также стали командой спасателей, отрабатывающей навыки на спортивно-технической полосе препятствий «Ралли выживания».

Столь насыщенная программа позволила ребятам понять механизм работы органов власти и применять теоретические знания, полученные на школьных уроках, проявить себя и получить положительный опыт общения.

Для меня, начинающего куратора ученического самоуправления, «Диалог цивилизаций» тоже стал хорошей школой. Я увидела хорошо знакомых мне школьников совсем с другой стороны, убедилась, что их потенциал намного выше, чем я могла предположить. А ещё я убедилась, что коллектив - это живой организм, там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище. И дальше мы с ребятами будем создавать свой коллектив, опираясь на моральные принципы, нравственные нормы и делать всё возможное, чтобы ИСТИНА, ДОБРО И КРАСОТА... стали непреложными ценностями каждого школьного дня. Мы вполне понимаем, что это совсем непросто, но «дорогу осилит идущий…» Главное - не стоять на месте, а ставить цели и идти к их достижению.




© 2010-2022